Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа
Сбытовая система является одной из главных обеспечивающих подсистем функционирования промышленных предприятий. Снижение потерь при реализации сбытовой функции является одним из наиболее доступных резервов повышения эффективности производственной деятельности.Цель курсовой работы - провести анализ экономической эффективности производства и сбыта продукции на предприятии.
Введение
1. Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта растительного масла
1.1 Современное состояние рынка растительного масла
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности производства и сбыта растительного масла
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод
2.1 Местоположение и специализация предприятия
2.2 Характеристика и анализ организационной структуры и структуры управления
2.3 Характеристика производственной структуры предприятия
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия
3. Экономическая эффективность производства и сбыта продукции ОАО «Кировский маргариновый завод»
3.1 Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент
3.2 Технология процесса производства растительного масла
3.3 Себестоимость производства продукции
3.4 Оценка качества продукции
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции
3.6 Оценка рынка сбыта продукции
3.6.1 Оценка предпочтений покупателей
Заключение
Список использованных источников
Приложение А, - Отчеты о прибылях и убытках
Приложение Б, - Структура управления ОАО «Кировский маргариновый завод»
Приложение В, - Анкета2
Маркировка
масла. На каждую бутылку с подсолнечным маслом
должна быть наклеена красочно оформленная
этикетка, на которую наносят маркировку,
содержащую: наименование предприятия-изготовителя,
его товарный знак; вид, сорт, марку масла;
массу нетто, г; дату розлива; содержание
жира в 100 г масла; калорийность 100 г. продукта
(.рафинированного - 899 «кал, нерафинированного
и гидратированного - 898 ккал); гарантийный
срок хранения; обозначение настоящего
стандарта. Маркировку способом тиснения
наносят непосредственно на бутылку из
полимерных материалов. Дату розлива подсолнечного
масла проставляют компостером или штампом
на этикетке, тиснением на колпачке или
любым» другим способом, обеспечивающим
четкое ее обозначение, в том числе лазером.
При маркировании бутылок с маслом, подвергнутых
«вымораживанию», наименование масла
должно быть дополнено: «вымороженное».
На каждую упаковочную единицу с маслом
дополнительно наносят маркировку, характеризующую
продукцию: наименование предприятия-изготовителя,
его местонахождение и его товарный знак;
вид, сорт и. марку масла; количество бутылок
в единице упаковки или массу нетто для
нефасованного масла; дату налива для
бочек и фляг или дату розлива для бутылок;
обозначение настоящего стандарта. При
маркировании ящиков с маслом, которое
подвергнуто «вымораживанию», наименование
масла должно быть дополнено: «вымороженное».
Маркировка ящиков не проводится при упаковке
бутылок с маслом в открытые ящики.
Маркировка транспортной тары — по ГОСТ
14192 с нанесением манипуляционных знаков
«Беречь от нагрева» и «Беречь от влаги».
Одними из доказательств признания качества растительного масла, выпускаемого на предприятии, на региональном и федеральном уровнях стали:
Серебряная медаль за масло «Здрава» оливковое нерафинированное и
подсолнечное рафинированное дезодорированное вымороженное
«Первого сорта»
В 2010 г. Выпуск масложировой продукции Кировского маргаринового завода по показателям безопасности осуществлялся в соответствии с ФЗ №90 от 24.06.2008 «Технический регламент на масложировую продукцию». По показателям безопасности вся продукция соответствовала требованиям закона и была выпущена без отклонений.
В условиях рыночной экономики, все больше обостряется конкурентная борьба между производителями продукции. Важная роль отводится такому аспекту, как удовлетворение потребностей покупателя, а потребительские свойства товара в значительной степени определяют его цену. Покупатели становятся более требовательными к качеству продукции. Следовательно, наблюдается тенденция, направленная на достижение высшего уровня качества, что и определяет конкурентоспособность продукции.
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции
Состав и структура реализации продукции Кировского маргаринового завода представлены в таблице 13.
Таблица 13 – состав и структура реализации продукции по основным видам, тонн
Вид продукции |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
т |
% |
т |
% |
т |
% | |
Майонез |
15154 |
66 |
16710 |
68,6 |
16926 |
67 |
Масло фасованное |
4362 |
19 |
3912 |
16,1 |
4228 |
16,7 |
Маргарин |
2296 |
10 |
1942 |
8 |
2034 |
8 |
Кетчуп |
918 |
4 |
1486 |
6,1 |
1714 |
6,8 |
Горчица |
230 |
1 |
289 |
1,2 |
385 |
1,5 |
Итого |
22960 |
100 |
24339 |
100 |
25287 |
100 |
Майонез и фасованное масло занимают наибольший удельный вес в структуре реализации по основным видам продукции за рассматриваемый период. В структуре продаж в 2010 году произошли следующие изменения: удельный вес кетчупа увеличился на 2,8 %, увеличился удельный вес майонеза на 1%, снизился удельный вес фасованного масла и маргарина на 2,3% и 2 % соответственно. Так же произошло незначительное увеличение удельного веса горчицы, которое составило 0,5%. Уровень товарности в 2008 году составил 97,6% , вследствие чего предприятие недополучило прибыли в размере 2,4 %, по причине образования непроданной продукции на складе. В 2010 году уровень товарности был равен 99,3% , что говорит об увеличении эффективности деятельности завода, то есть количество произведенной продукции практически было тождественно количеству проданной продукции, остатки на складе были минимальными.
Состав и структура выручки от реализации продукции по основным видам представлена в таблице 14.
Таблица 14 - Состав и структура выручки от реализации продукции по основным видам
Вид продукции |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Майонез |
720010 |
67 |
742505 |
69 |
780909 |
68,5 |
Масло фасованное |
205142 |
19,1 |
189393 |
17,6 |
199502 |
17,5 |
Маргарин |
96045 |
8,9 |
75327 |
7 |
80941 |
7,1 |
Кетчуп |
32899 |
3,1 |
46272 |
4,3 |
52441 |
4,6 |
Горчица |
20850 |
1,9 |
22598 |
2,1 |
26220 |
2,3 |
Итого |
1074946 |
100 |
1076095 |
100 |
1140013 |
100 |
Из таблицы видно, что ОАО «Кировский маргариновый завод» специализируется на выпуске майонеза, его удельный вес в выручке в течение трех лет значительно не изменялся и оставался в среднем на уровне 68 % . Наибольший % выручки «КМЗ» получает от реализации майонеза – 67%; 69%; 68,5% за рассматриваемый период соответственно. Так же предприятие получает большую долю дохода от разлива и фасовки подсолнечного масла в среднем 18% выручки. Кетчуп и горчица приносят минимальную прибыль, т. к. их производство происходит в небольшом объеме и они производятся предприятием сравнительно недавно. Предприятия по переработке жиров в большинстве являются комбинированными.
Они часто выпускают десятки наименований изделий жиропереработки - масла, маргарины, спреды, майонезы и т.п., оказывают различные услуги сторонним организациям. На ОАО «Кировский маргариновый завод» комбинирование производства сильно развито. Предприятие обновляет и расширяет ассортимент производимой продукции, в 2007 году началось производство кетчупов, которое повлияло на увеличение выручки.
Состав и структура прибыли от реализации продукции по основным видам представлена в таблице 15.
Таблица 15 - Состав и структура прибыли от реализации продукции по видам
Вид продукции |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Майонез |
73508 |
67 |
159107 |
69 |
134387 |
68,5 |
Масло фасованное |
20955 |
19,1 |
40584 |
17,6 |
34333 |
17,5 |
Маргарин |
9764 |
8,9 |
16141 |
7 |
13929 |
7,1 |
Кетчуп |
3401 |
3,1 |
9915 |
4,3 |
9025 |
4,6 |
Горчица |
2085 |
1,9 |
4842 |
2,1 |
4512 |
2,3 |
Итого |
109712 |
100 |
230589 |
100 |
196186 |
100 |
Наибольший процент прибыли предприятие получает при реализации майонеза, на втором месте по прибыльности – фасованное масло (19,1%; 17,6%, 17,5% соответственно за 3 года), на третьем – маргарин.
Таблица 16 – Финансовые результаты от реализации растительных масел
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2008 г.в % |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
184187 |
148809 |
165169 |
89 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
205142 |
189393 |
199502 |
97 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
20955 |
40584 |
34333 |
163 |
Рентабельность продукции |
0,11 |
0,27 |
0,21 |
190 |
По данным таблицы видно, что за рассматриваемый период самый низкий показатель прибыли от реализации растительного масла в 2008 году. В первую очередь это связано с инфляционным фактором, оказавшим влияние на деятельность предприятия, а так же удорожанием масложирового сырья. Лучший финансовый результат наблюдается в 2009 году – показатель прибыли от данного вида деятельности максимальный за рассматриваемый период. Более низкий показатель прибыли от растительного масла в 2010 году в сравнении с 2009 годом можно объяснить тем, что часть средств была потрачена на обновление основных производственных фондов.
3.6 Оценка рынка сбыта продукции (в частности растительных масел)
Сбытовая стратегия
Кроме ОАО «Кировского маргаринового завода» в магазинах города Кирова и области продается продукция многих отечественных и зарубежных производителей аналогичной продукции. В своей деятельности предприятие вынуждено учитывать постоянно меняющуюся конкурентную обстановку. Отдел маркетинга регулярно проводит исследование деятельности данных производителей с целью корректирования деятельности ОАО «КМЗ» в зависимости от конкурентной обстановки. Отдел маркетинга ОАО «КМЗ» непрерывно осуществляет исследование конкурентной среды. Проводятся следующие мероприятия: сбор информации по местоположению конкурентов, открытию ими новых пунктов продаж, управленческому персоналу; анализ ценовой политики; анализ ассортимента предоставляемой продукции; выявление долгосрочных и краткосрочных планов и стратегий; анализ работы с поставщиками, маркетинговыми посредниками, сбор информации по организации работы с персоналом, использованию технологий, стандартов; осуществляется постоянное слежение за экономическими показателями и т.д.