Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить особенности применения лизинга на предприятии и рассчитать его экономическую эффективность.
Объект исследования – частное предприятие «Эркюль».
Предмет исследования – экономико-организационные аспекты функционирования предприятия и использование лизинга, как действенного метода обновления основных фондов.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
- изучить понятие лизинга, дана характеристика его субъектам и объектам;
- охарактеризовать основные виды и формы лизинга;
- проанализировать мировой опыт развития лизинга, выявить особенности в построении лизингового законодательства различных стран;
- проанализировать хозяйственную деятельность ТЧУП «Эркюль» и дать характеристику состояния его основных фондов;
- провести сравнительный анализ использования лизинга и кредита.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ЛИЗИНГА……
1.1 Понятие лизинга, его субъекты и объекты……………………………
1.2 Формы и виды лизинга, особенности его применения...………….......
1.3 Развитие лизинга в зарубежных странах и в Республике Беларусь.…
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЧУП «ЭРКЮЛЬ».…………………………………….....
2.1 Характеристика и основные показатели производственно- хозяйственной деятельности ТЧУП «Эркюль»…………..…………………
2.2 Характеристика основных производственных фондов ТЧУП «Эркюль»........................................................................................................
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И КРЕДИТА…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…..
Во Франции различают лизинг движимого имущества без права выкупа и с правом выкупа (кредит-аренда) или финансовый лизинг, который имеет место в случае, если:
Соглашение будет признано как кредит-аренда, если оборудование будет куплено лизингодателем у третьей стороны. Производитель оборудования не может сдать его в лизинг по договору кредит-аренды, т. е. не допускается прямой лизинг. Если пользователь не имеет возможности выкупа имущества, но взамен обладает правом на покупку оборудования, то соглашение будет классифицироваться как продажа в рассрочку, а не как лизинг. Основными видами налогов, уплачиваемых лизинговыми компаниями, во Франции являются подоходный налог и косвенные налоги. Ставка подоходного налога с юридических лиц составляет 2% для чистой прибыли. НДС (основной косвенный налог) взимается со всех лизинговых сделок, связанных с оборудованием. Стандартная ставка — 18,6%. Таможенные пошлины взимаются с импортируемых во Францию объектов из стран, не являющихся членами ЕС. Лизингодатели оборудования, не являющиеся резидентами Франции, в отличие от лизингодателей транспортных средств могут получать предусмотренные договором лизинговые платежи от французских лизингополучателей без НДС[4].
Первым нормативным актом в республике по лизингу явились «Методические указания о порядке учета лизинговых операций», утвержденные Минфином Республики Беларусь в 1994 году. Они были подготовлены на основании действующих общих законодательных актов и стали первым документом по лизингу в государствах бывшего СССР. В 1996 году было принято «Положение о лизинге на территории Республики Беларусь», утвержденное Минэкономики Республики Беларусь, а также «Методические указания о порядке учета лизинговых операций», утвержденные Минфином Республики Беларусь.
В настоящее время регулирование лизинговых сделок на территории страны осуществляются на основании §6 главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1.07.1999г., и других законодательных актов, важнейшими из которых являются Указ Президента Республики Беларусь от 13.11.97г. № 587 «О лизинге» (Собрание декретов, указов Президента и Постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997, №32, ст. 1026) и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.97г. №1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь» («Рэспублiка», 1998г., №18-19; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, №1, ст. 16), на основании которого разработаны «Методические указания о порядке бухгалтерского учета лизинга, утвержденные Минфином Республики Беларусь в 1998 году (регистрационный номер №2301/12 от 11.02.98г.). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.98г. № 1042 (Собрание декретов, указов Президента Республики Беларусь, 1998, №19, с.520) утверждено «Положение о лизинге на территории Республики Беларусь» [12].
В 1997 году организован Белорусский Союз лизингодателей (БСЛ), основной целью которого является содействие развитию и популяризации лизинга в республике. БСЛ входит в состав Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний (Leaseurope) и Лизинговой конфедерации СНГ по развитию межгосударственного лизинга (СНГЛИЗИНГ).
По данным БСЛ, общий объем лизинговых сделок в 2004 году превысил 3% от общей суммы инвестиций в республике, в то время как в Польше этот показатель превысил 10%. В 2004 году в общем объеме основных фондов, передаваемых в лизинг, преобладали следующие его виды: недвижимость – 10%, компьютеры и оргтехника – 25%, промышленное оборудование – 20%, лизинг автомобилей – 45%.
Международный лизинг развивается в Беларуси с 1991 года и представлен преимущественно финансовым лизингом грузовых автомобилей.
Лизинговые компании республики сотрудничают с крупейшими банками Беларуси, такими как АСБ «Беларусбанк», АО «Приорбанк», АКБ «Белпромстройбанк» и АКБ «Белбизнесбанк» [12].
Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно превышает темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг используется при сбыте продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках. Все это влечет активную разработку специального законодательство, регулирующего лизинговые сделки.
Актуальность развития лизинга в Беларуси обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем и может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. В Беларуси с помощью лизинговых операций можно решить ряд проблем, в том числе: обновление средств производства предприятий всех форм собственности; целенаправленное кредитование и приобретение основных средств; развитие наиболее эффективных направлений производства через систему заключения лизинговых договоров; ускорение приватизации посредством лизинга и других мер. Однако в настоящее время в республике практически отсутствуют фундаментальные научные работы по проблемам эффективной организации лизинговой деятельности и специальная законодательная база по лизинговым сделкам. Это обстоятельство, а также все возрастающая роль лизинга в республике объективно обуславливают необходимость изучения данных вопросов и разработки на этой основе конкретных мероприятий, способствующих повышению эффективности использования лизинга в Республики Беларусь.
Частное унитарное предприятие «Эркюль» зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100782922.
Юридический адрес Обшества - 220002, г. Минск, ул. Сторожевская, 8-4. Учредителем предприятия является ООО «Энергия ГмбХ» (резидент Республики Беларусь) - 100 % в Уставном фонде. Уставной фонд предприятия составляет 3 000 000 рублей и сформирован в полном объеме.
Основной вид деятельности предприятия: международные грузовые перевозки.
Уставом предусмотрены следующие виды деятельности:
Особенностью производственно-
рганизационная структура управления предприятием представлена в приложении.
Гибкая система управления предприятием позволяет в случае изменения рыночных условий быстро принимать верные решения, она оптимальна по степени эффективности и по затратам, хотя и имеет определенную бюрократичность и жесткость, которая является следствием того, что контрольный пакет акций принадлежит государству.
На 01.01.2007 численность работников предприятия составляет 97 человека, в том числе:
На один эксплуатационный автомобиль приходится 1,37 водителя, 0,23 ремонтных рабочих, 0,42 служащих.
Тарифная ставка 1 разряда на 01.01.2007 равна 200000 рублей. Оплата труда водителей производится по сдельным расценкам - процент от полученных доходов, премии за выполнение задания, надбавки за высокое профессиональное мастерство при условии выхода на линию определенного количества машино - дней, премировании за дополнительные рейсы.
Так как ТЧУП «Эркюль» осуществляет международные перевозки, то в Германии находится партнерская фирма: MPG International GmbH, которая осуществляет складские услуги (упаковка, переупаковка, маркировка; паллетирование и сортировка товара; погрузочно-разгрузочные работы; складской учет движения; хранение грузов) и оформление документов и таможенные услуги (экспортные декларации (EX1), оформление транзитной гарантии (Т-1, Т-2); оформление книжек МДП (CARNET TIR) и CMR-накладных; дополнительные услуги по оформлению документов).
Перевозки большегрузными автопоездами осуществляются по следующим направлениям: Германия (16% от общего количества рейсов в 2005 году), Франция (47%), Италия (19%), Бельгия, Голландия (8%), Дания (5%), Россия (8%), Испания (3%), прочие (2%).
Структура перевозимых грузов:
- из стран СНГ в европейские страны - пиломатериалы (84% от общего количества рейсов), мебель, изделия из дерева (6%), химволокно (2%), металл (8%).
- из стран Европы в страны СНГ - оборудование (70% от общего количества рейсов), продукция химической промышленности, кроме опасных грузов (18%), опасные грузы (5%), моторные масла, шины (5%), посуда, керамика, стеклотара (2%).
Грузоперевозки и транспортно-
Финансовая деятельность должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдение расчетной и кредитной дисциплины, достижение рационального соотношения собственных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования предприятия.
Одними из важнейших показателей работы предприятия являются такие, как доходы, расходы, прибыль. Финансовые показатели работы ТЧУП «Эркюль» за 2004 - 2006 гг. представлены в таблице 4.
Таблица 4 Результаты финансовой деятельности ТЧУП «Эркюль»
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Темп роста (2005/2004г.) |
Темп роста (2006/2005г.) |
Выручка от эксплуатации автомобильных транспортных средств |
6027,55 |
8288,35 |
10155,26 |
137,51 |
122,52 |
- по договорам с резидентами |
2483,58 |
3953,93 |
4562,14 |
159,20 |
115,38 |
- по договорам с нерезидентами |
3543,97 |
4334,42 |
5593,12 |
122,30 |
129,04 |
Налоги и сборы из выручки |
259,18 |
356,40 |
436,68 |
137,51 |
122,52 |
Доходы |
5891,67 |
8088,75 |
9843,48 |
137,29 |
121,69 |
- от перевозок |
5768,37 |
7931,95 |
9718,58 |
137,51 |
122,55 |
- от экспедиционной деятельности (после уплаты налогов) |
123,30 |
156,80 |
124,90 |
127,17 |
122,52 |
Расходы |
5691,57 |
7834,64 |
9559,32 |
137,65 |
115,38 |
в том числе: | |||||
- зарплата |
619,32 |
861,45 |
1235,20 |
139,10 |
143,39 |
- начисления на з/плату |
241,53 |
301,51 |
481,73 |
139,10 |
159,77 |
- амортизация основных средств, всего |
89,57 |
374,92 |
412,32 |
418,58 |
109,97 |
- амортизация подвижного состава |
84,48 |
339,63 |
371,09 |
402,02 |
109,26 |
- топливо |
995,01 |
1496,81 |
1983,20 |
150,43 |
132,50 |
- затраты на автошины |
193,80 |
254,29 |
348,20 |
131,21 |
136,93 |
- ремонт и то |
273,12 |
602,05 |
783,10 |
220,44 |
130,07 |
- лизинговые и арендные платежи |
- |
240,66 |
268,30 |
- |
111,49 |
- экологический налог |
13,37 |
16,03 |
19,75 |
119,87 |
123,24 |
- командировочные расходы |
369,23 |
708,13 |
959,20 |
191,78 |
135,46 |
- дорожные сборы |
123,12 |
256,11 |
374,20 |
208,01 |
146,11 |
- прочие расходы |
2773,51 |
2688,23 |
2694,12 |
96,93 |
100,22 |
Прибыль (убыток) |
76,80 |
97,31 |
159,27 |
126,72 |
120,87 |
Рентабельность перевозок, % |
1,27 |
1,17 |
1,57 |
92,15 |
98,65 |
Производительность труда, млн. руб. |
65,46 |
81,70 |
101,48 |
124,81 |
124,20 |
Численность работников |
90 |
99 |
97 |
110,00 |
97,98 |
в том числе: | |||||
- водителей |
62 |
68 |
66 |
109,68 |
97,06 |
- ремонтные рабочие |
10 |
12 |
11 |
120,00 |
91,67 |
- служащие |
18 |
19 |
20 |
105,56 |
105,26 |
Примечание. Источник: собственная разработка
По данным таблицы можно сказать, что основную часть доходов предприятие получает от перевозок. В период с 2004 по 2006 год наблюдается тенденция роста общей суммы доходов на 67,07%. Что касается расходной части, то наибольший удельный вес приходится на такие статьи затрат, как топливо, амортизация, затраты на оплату труда.
Рис. 1. Изменение доходов и расходов ТЧУП «Эркюль»
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из рисунка наблюдается постоянный рост доходов предприятия. Так в 2005г доходы увеличились на 37,52% в сравнении с 2004г., а в 2006г. на 21,69% в сравнении с 2005г. Однако наблюдается и увеличение расходов. Это объясняется, в первую очередь ростом объема перевозок.
Необходимо также отметить, что величина расходов увеличилась в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 37,65 %, в то же время рост доходов произошел менее быстрыми темпами. В 2006 расходы увеличились на 15,38%.
Структура расходов в 2006г. приведена на рисунке 2.3
Рис. 2. Структура расходов в 2006 году
Примечание. Источник: собственная разработка
Балансовая прибыль в 2006 году составила 159,27 мнл. руб. что по сравнению с 2004 годом больше практически в 2 раза. Более наглядно динамика изменения показателя рентабельности представлена на рисунке 2.4
Рис. 3. Динамика изменения рентабельности предприятия
Примечание. Источник: собственная разработка
Как показывает рисунок 3, на предприятии наблюдается рост основного экономического показателя - рентабельности. Так в 2006г рентабельность равнялась 1,57% , что на 0,29% больше чем в 2004г и на 0,02% меньше 2005 года.
Источники собственных средств на 01.01.2006г. составили 190 млн. руб., что на 6,5% больше, чем в 2004г., и значение данного показателя осталось на уровне 2005г. В структуре источников собственных средств наибольший удельный вес занимает добавочный фонд (примерно 98%). За анализируемый период общая сумма расчетов увеличились в 3,5 раза с 665 млн. руб. в 2004 г. до 3069 млн. руб. в 2006г
Таким образом, ТЧУП «Эркюль» является одним из лидирующих транспортных предприятий Республики Беларусь, которое осуществляет такие виды деятельности как перевозка грузов в международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и организаций. Предприятие имеет большой круг постоянных клиентов, что обеспечивает постоянный поток заказов на перевозку. Наблюдается постоянный рост доходов предприятия. Так в 2005г доходы увеличились на 37,52% в сравнении с 2004г., а в 2006г. на 21,69% в сравнении с 2005г. Общая сумма доходов в 2004 году по всем видам деятельности составила 4514 мнл. руб., расходы – 3770млн. руб., рентабельность предприятия - 6,36%.
Информация о работе Экономическая оценка эффективности лизинговых операций и кредита