Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить особенности применения лизинга на предприятии и рассчитать его экономическую эффективность.
Объект исследования – частное предприятие «Эркюль».
Предмет исследования – экономико-организационные аспекты функционирования предприятия и использование лизинга, как действенного метода обновления основных фондов.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
- изучить понятие лизинга, дана характеристика его субъектам и объектам;
- охарактеризовать основные виды и формы лизинга;
- проанализировать мировой опыт развития лизинга, выявить особенности в построении лизингового законодательства различных стран;
- проанализировать хозяйственную деятельность ТЧУП «Эркюль» и дать характеристику состояния его основных фондов;
- провести сравнительный анализ использования лизинга и кредита.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ЛИЗИНГА……
1.1 Понятие лизинга, его субъекты и объекты……………………………
1.2 Формы и виды лизинга, особенности его применения...………….......
1.3 Развитие лизинга в зарубежных странах и в Республике Беларусь.…
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЧУП «ЭРКЮЛЬ».…………………………………….....
2.1 Характеристика и основные показатели производственно- хозяйственной деятельности ТЧУП «Эркюль»…………..…………………
2.2 Характеристика основных производственных фондов ТЧУП «Эркюль»........................................................................................................
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И КРЕДИТА…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…..
Примечание. Источник: собственная разработка.
Можно сказать, что на этом этапе получены все необходимые данные для итогового сравнительного анализа.
Экономический эффект от лизинговой сделки в сравнении с кредитной будет равен:
Э = 57070,2 - 56 663,51 = 407,07 тыс. руб.
Таким образом, экономический эффект, преимущества лизингового контракта в сравнении с кредитным, в денежном выражении составит 407,07 тыс. руб.
Экономический эффект различных вариантов обновления подвижного парка может продемонстрировать «цену», которую предприятие вынуждено платить в связи с дефицитом денежных средств или отсутствием амортизационных фондов для целей воспроизводства автотранспортной техники. В этом случае:
Э = 125 000 –56 663,51 = 768336,87 тыс.руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что если автотранспортное предприятие решит обновить подвижной парк с учетом сложившегося дефицита ресурсов, то из двух возможных вариантов лизмнг окажется наиболее приемлемым. Так, экономический эффект в денежном выражении составит в сравнении с кредитом – 407,07 тыс. руб.
Проведя сравнительный анализ эффективности лизинга и кредита при приобретении предприятием основных средств, можно сделать вывод, что прямое кредитное финансирование в наших условиях эффективнее лизинга. Большинство существующих лизинговых компаний создавалось при крупных банках. Однако не многие из них могут позволить себе долгосрочное кредитование. Что касается автоперевозчиков, то для них из-за дороговизны кредитных ресурсов почти в одинаковой степени труднодоступен как банковский кредит, так и лизинговая операция. Последняя, конечно, предполагает выплату платежей по графику, но с банковской процентной ставкой, под которую лизингодатель получает средства на закупку транспортных средств плюс маржа, позволяющая функционировать лизинговой компании. Поэтому в Беларуси лизинговые операции пока еще не стали традиционными для коммерческих банков и, естественно, их масштабы несоизмеримы с потенциальными возможностями, по развитию лизинговой деятельности в нашей стране.
Положение специализированных лизинговых компаний еще сложнее. Это связано с тем, что они закупают технику у производителей на свой страх и риск за полную стоимость. Учитывая, что приобретаемая лизингодателем техника зачастую стоит довольно дорого, лизинговой компании ничего другого не остается, как брать деньги в кредит. Оптимальный срок погашения кредита на закупку транспорта лизинговой компанией составляет три года. При сохраняющейся в Беларуси банковской практике, когда краткосрочные кредиты предпочтительнее средне- и долгосрочных, получение ссуды на такой срок весьма проблематично. Найдется не так много банков, которые согласны «заморозить» свои деньги на три года, а затем в отдаленной перспективе получать какую-то низкую отдачу.
И, наконец, главная причина - это недостаточная поддержка лизинговой деятельности государством, включающая отсутствие надежной правовой базы, существование двойного налогообложения, высокие таможенные пошлины, наличие множества неурегулированных вопросов бухгалтерского учета и т.д.
Специалисты отмечают, что приоритетным направлением лизинговой деятельности в ближайшее время станут лизинговые операции, связанные, в основном, с поставкой отечественной продукции в Российскую Федерацию и другие страны ближнего зарубежья.
При определенном равенстве условий сравнения аренды и эквивалентного ей займа эффект лизинга будут определять:
Если участники лизинга
могут воспользоваться
Таким образом, проведя сравнительный анализ эффективности лизинга и кредита при воспроизводстве предприятием основных средств, можно сделать вывод, что лизинг в наших условиях эффективнее кредита. Однако существует ряд проблем, связанных с развитием лизинга в Беларуси. Большинство лизинговых компаний создается при крупных банках, но не многие из них могут позволить себе долгосрочное кредитование. Что касается автоперевозчиков, то для них из-за дороговизны кредитных ресурсов почти в одинаковой степени труднодоступен как банковский кредит, так и лизинговая операция. Лизинг, конечно, предполагает выплату платежей по графику, но с банковской процентной ставкой, под которую лизингодатель получает средства на закупку транспортных средств плюс маржа, позволяющая функционировать лизинговой компании. Возможно, поэтому в Беларуси лизинговые операции пока еще не стали традиционными и, естественно, их масштабы несоизмеримы с потенциальными возможностями, по развитию лизинговой деятельности в нашей стране.
Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Объектом лизинговой сделки может быть любой вид материальных ценностей, любое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки (лизинговые фирмы и компании, производственные, торговые и транспортные предприятия, продавец имущества)
При выделении видов лизинга учитывают количество участников сделки, тип имущества, сектор рынка, форму лизинговых платежей, срок использования имущества и связанные с ним условия амортизации. Наибольшее применение на практике нашел финансовый и оперативный лизинг. Особое внимание следует уделить лизингу с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной форме и лизингу с компенсационным платежом (или так называемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе или путем оказанных встречных услуг.
В последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих развитых странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно превышает темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Все это влечет активную разработку специального законодательство, регулирующего лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, начинают регулироваться общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы и порядок бухгалтерского учета.
Актуальность развития лизинга в Беларуси обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем и может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Однако в настоящее время в республике практически отсутствуют фундаментальные научные работы по проблемам эффективной организации лизинговой деятельности и специальная законодательная база по лизинговым сделкам. Это обстоятельство, а также все возрастающая роль лизинга в республике объективно обуславливают необходимость изучения данных вопросов и разработки на этой основе конкретных мероприятий, способствующих повышению эффективности использования лизинга в Республики Беларусь.
ТЧУП «Эркюль» является одним из лидирующих транспортных предприятий Республики Беларусь, которое осуществляет такие иды деятельности как перевозка грузов в международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и организаций. Предприятие имеет большой круг постоянных клиентов, что обеспечивает постоянный поток заказов на перевозку. Наблюдается постоянный рост доходов предприятия. Так в 2005г доходы увеличились на 37,52% в сравнении с 2004г., а в 2006г. на 21,69% в сравнении с 2005г. Общая сумма доходов в 2004 году по всем видам деятельности составила 4514 мнл. руб., расходы – 3770млн. руб., рентабельность предприятия - 6,36%. В собственном автопарке ТЧУП «»Эркюль» находятся 45 автомобилей Мерседес Бенц, 35% которых соответствуют экологическим нормам EURO - 3, с тентованными полуприцепами.
Проведя сравнительный анализ эффективности лизинга и кредита при воспроизводстве предприятием основных средств, можно сделать вывод, что лизинг в наших условиях эффективнее кредита. Однако существует ряд проблем, связанных с развитием лизинга в Беларуси. Большинство лизинговых компаний создается при крупных банках, но не многие из них могут позволить себе долгосрочное кредитование. Что касается автоперевозчиков, то для них из-за дороговизны кредитных ресурсов почти в одинаковой степени труднодоступен как банковский кредит, так и лизинговая операция. Лизинг, конечно, предполагает выплату платежей по графику, но с банковской процентной ставкой, под которую лизингодатель получает средства на закупку транспортных средств плюс маржа, позволяющая функционировать лизинговой компании. Возможно, поэтому в Беларуси лизинговые операции пока еще не стали традиционными и, естественно, их масштабы несоизмеримы с потенциальными возможностями, по развитию лизинговой деятельности в нашей стране.
Структура управления ТЧУП «Эркюль»
Информация о работе Экономическая оценка эффективности лизинговых операций и кредита