Экономическая оценка эффективности лизинговых операций и кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить особенности применения лизинга на предприятии и рассчитать его экономическую эффективность.
Объект исследования – частное предприятие «Эркюль».
Предмет исследования – экономико-организационные аспекты функционирования предприятия и использование лизинга, как действенного метода обновления основных фондов.
Для достижения цели в работе решались следующие задачи:
- изучить понятие лизинга, дана характеристика его субъектам и объектам;
- охарактеризовать основные виды и формы лизинга;
- проанализировать мировой опыт развития лизинга, выявить особенности в построении лизингового законодательства различных стран;
- проанализировать хозяйственную деятельность ТЧУП «Эркюль» и дать характеристику состояния его основных фондов;
- провести сравнительный анализ использования лизинга и кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ЛИЗИНГА……
1.1 Понятие лизинга, его субъекты и объекты……………………………
1.2 Формы и виды лизинга, особенности его применения...………….......
1.3 Развитие лизинга в зарубежных странах и в Республике Беларусь.…
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ТЧУП «ЭРКЮЛЬ».…………………………………….....
2.1 Характеристика и основные показатели производственно- хозяйственной деятельности ТЧУП «Эркюль»…………..…………………
2.2 Характеристика основных производственных фондов ТЧУП «Эркюль»........................................................................................................
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И КРЕДИТА…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…..

Работа состоит из  1 файл

КР_лизинг.doc

— 440.00 Кб (Скачать документ)

Примечание. Источник: собственная разработка.

Можно сказать, что на этом этапе получены все необходимые  данные для итогового сравнительного анализа.

Экономический эффект от лизинговой сделки в сравнении с кредитной будет равен:

Э = 57070,2 - 56 663,51  = 407,07 тыс. руб.

Таким образом, экономический  эффект, преимущества лизингового контракта в сравнении с кредитным,  в денежном выражении составит 407,07 тыс. руб.

Экономический эффект различных  вариантов обновления подвижного парка может продемонстрировать «цену», которую предприятие вынуждено платить в связи с дефицитом денежных средств или отсутствием амортизационных фондов для целей воспроизводства автотранспортной техники. В этом случае:

Э = 125 000 –56 663,51  = 768336,87 тыс.руб.

Таким образом, можно  сделать вывод, что если автотранспортное предприятие решит обновить подвижной  парк с учетом сложившегося дефицита ресурсов, то из двух возможных вариантов лизмнг окажется наиболее приемлемым. Так, экономический эффект в денежном выражении составит в сравнении с кредитом – 407,07  тыс. руб.

Проведя сравнительный анализ эффективности лизинга и кредита при приобретении предприятием основных средств, можно сделать вывод, что прямое кредитное финансирование в наших условиях эффективнее лизинга. Большинство существующих лизинговых компаний создавалось при крупных банках. Однако не многие из них могут позволить себе долгосрочное кредитование. Что касается автоперевозчиков, то для них из-за дороговизны кредитных ресурсов почти в одинаковой степени труднодоступен как банковский кредит, так и лизинговая операция. Последняя, конечно, предполагает выплату платежей по графику, но с банковской процентной ставкой, под которую лизингодатель получает средства на закупку транспортных средств плюс маржа, позволяющая функционировать лизинговой компании. Поэтому в Беларуси лизинговые операции пока еще не стали традиционными для коммерческих банков и, естественно, их масштабы несоизмеримы с потенциальными возможностями, по развитию лизинговой деятельности в нашей стране.

Положение специализированных лизинговых компаний еще сложнее. Это  связано с тем, что они закупают технику у производителей на свой страх и риск за полную стоимость. Учитывая, что приобретаемая лизингодателем техника зачастую стоит довольно дорого, лизинговой компании ничего другого не остается, как брать деньги в кредит. Оптимальный срок погашения кредита на закупку транспорта лизинговой компанией составляет три года. При сохраняющейся в Беларуси банковской практике, когда краткосрочные кредиты предпочтительнее средне- и долгосрочных, получение ссуды на такой срок весьма проблематично. Найдется не так много банков, которые согласны «заморозить» свои деньги на три года, а затем в отдаленной перспективе получать какую-то низкую отдачу.

И, наконец, главная причина - это недостаточная поддержка  лизинговой деятельности государством, включающая отсутствие надежной правовой базы, существование двойного налогообложения, высокие таможенные пошлины, наличие множества неурегулированных вопросов бухгалтерского учета и т.д.

Специалисты отмечают, что  приоритетным направлением лизинговой деятельности в ближайшее время  станут лизинговые операции, связанные, в основном, с поставкой отечественной продукции в Российскую Федерацию и другие страны ближнего зарубежья.

При определенном равенстве  условий сравнения аренды и эквивалентного ей займа эффект лизинга будут определять:

  1. Величина налогообложения непосредственно арендных платежей. Если действующая налоговая система предполагает налогообложение непосредственно арендных платежей, то эффективность лизинга для его участников снижается.
  2. Ставки налогов, уплачиваемых с прибылей лизингодателя и арендатора, которые непосредственно влияют на величину всех налоговых щитов и налоговых отчислений лизингодателя. Когда ставка налогов на прибыль лизингодателя выше ставки налога на прибыль арендатора, лизинг эффективнее прямого кредитного финансирования ввиду большей стоимости процентного и амортизационного налоговых щитов.
  3. Наличие достаточной прибыли как у лизингодателя, так и у арендатора, для того чтобы воспользоваться налоговыми щитами. Не имея прибыли, предприятия не имеют и налогооблагаемой базы. Убыточным и низкорентабельным предприятиям бесполезны предоставляемые государством по лизингу налоговые льготы. Получается, что лизинг эффективен в таких экономических условиях, которые обеспечивают высокорентабельное производство и значительные прибыли в финансовой сфере. Величина ставки процентов по кредиту. Экономический эффект лизинга возрастает с увеличением процентной ставки кредита при условии большей ставки налога на прибыль лизингодателя.
  4. Норма амортизационных отчислений на лизинговый актив. Когда ставка налога на прибыль лизингодателя выше аналогичной ставки арендатора, лизингодатель получает сравнительно больший амортизационный налоговый щит и экономический эффект лизинга возрастает. Поэтому норму амортизации на арендуемый актив стараются увеличить. Имеет значение срок лизинга и величина платежей в каждый момент времени. При различных ставках налога на прибыль лизингодателя и арендатора эффективность лизинга изменяется при перераспределении денежных поступлений и выплат по временным периодам.

Если участники лизинга  могут воспользоваться инвестиционными налоговыми льготами и ставка налога на прибыль лизингодателя выше ставки налога на прибыль арендатора, то экономический эффект может быть тем больше, чем: больше разница в ставках налогов на прибыль; выше ставки налогов на прибыль участников лизинга; шире налогооблагаемая база для уплаты налогов с прибыли; выше процентная ставка по кредиту; больше срок лизинга и позже производятся арендные платежи; выше норма амортизации в начале контракта при условии значительного ее снижения в последующее время. То есть график амортизационных отчислений должен быть нелинейным [5].

Таким образом, проведя сравнительный анализ эффективности лизинга и кредита при воспроизводстве предприятием основных средств, можно сделать вывод, что лизинг в наших условиях эффективнее кредита. Однако существует ряд проблем, связанных с развитием лизинга в Беларуси. Большинство лизинговых компаний создается при крупных банках, но не многие из них могут позволить себе долгосрочное кредитование. Что касается автоперевозчиков, то для них из-за дороговизны кредитных ресурсов почти в одинаковой степени труднодоступен как банковский кредит, так и лизинговая операция. Лизинг, конечно, предполагает выплату платежей по графику, но с банковской процентной ставкой, под которую лизингодатель получает средства на закупку транспортных средств плюс маржа, позволяющая функционировать лизинговой компании. Возможно, поэтому в Беларуси лизинговые операции пока еще не стали традиционными и, естественно, их масштабы несоизмеримы с потенциальными возможностями, по развитию лизинговой деятельности в нашей стране.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Лизинг –  это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Объектом лизинговой сделки может быть любой вид материальных ценностей, любое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки (лизинговые фирмы и компании, производственные, торговые и транспортные предприятия, продавец имущества)

При выделении видов лизинга учитывают количество участников сделки, тип имущества, сектор рынка, форму лизинговых платежей, срок использования имущества и связанные с ним условия амортизации. Наибольшее применение на практике нашел финансовый и оперативный лизинг. Особое внимание следует уделить лизингу с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной форме и лизингу с компенсационным платежом (или так называемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе или путем оказанных встречных услуг.

В последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики  во многих развитых странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно  превышает темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Все это влечет активную разработку специального законодательство, регулирующего лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, начинают регулироваться общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы и порядок бухгалтерского учета.

Актуальность развития лизинга в Беларуси обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем и может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Однако в настоящее  время в республике практически отсутствуют фундаментальные научные работы по проблемам эффективной организации лизинговой деятельности и специальная законодательная база по лизинговым сделкам. Это обстоятельство, а также все возрастающая роль лизинга в республике объективно обуславливают необходимость изучения данных вопросов и разработки на этой основе конкретных мероприятий, способствующих повышению эффективности использования лизинга в Республики Беларусь.

ТЧУП «Эркюль» является одним из лидирующих транспортных предприятий Республики Беларусь, которое осуществляет такие иды деятельности как перевозка грузов в международном сообщении, транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий и организаций. Предприятие имеет большой круг постоянных клиентов, что обеспечивает постоянный поток заказов на перевозку. Наблюдается постоянный рост доходов предприятия. Так в 2005г доходы увеличились на 37,52% в сравнении с 2004г., а в 2006г. на 21,69% в сравнении с 2005г. Общая сумма доходов в 2004 году по всем видам деятельности составила 4514 мнл. руб., расходы – 3770млн. руб., рентабельность предприятия - 6,36%. В собственном автопарке ТЧУП «»Эркюль» находятся 45 автомобилей Мерседес Бенц, 35% которых соответствуют экологическим нормам EURO - 3, с тентованными полуприцепами.

Проведя сравнительный анализ эффективности лизинга и кредита при воспроизводстве предприятием основных средств, можно сделать вывод, что лизинг в наших условиях эффективнее кредита. Однако существует ряд проблем, связанных с развитием лизинга в Беларуси. Большинство лизинговых компаний создается при крупных банках, но не многие из них могут позволить себе долгосрочное кредитование. Что касается автоперевозчиков, то для них из-за дороговизны кредитных ресурсов почти в одинаковой степени труднодоступен как банковский кредит, так и лизинговая операция. Лизинг, конечно, предполагает выплату платежей по графику, но с банковской процентной ставкой, под которую лизингодатель получает средства на закупку транспортных средств плюс маржа, позволяющая функционировать лизинговой компании. Возможно, поэтому в Беларуси лизинговые операции пока еще не стали традиционными и, естественно, их масштабы несоизмеримы с потенциальными возможностями, по развитию лизинговой деятельности в нашей стране.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Текст Кодекса по состоянию на 10 февраля 2003. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2003. – 621с.
  2. Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 1997г. № 587 “О лизинге на территории Республики Беларусь”.
  3. Газман В. Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М.: Фонд “Правовая культура”, 1997. - 563с.
  4. Горемыкин В.А.  Лизинг. Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2003. - 944с.
  5. Джуха В.М. Лизинговая форма инвестирования: анализ и оценка. - Ростов н/Д, 1999. - 177 с.
  6. Жарков Д. Методика оценки эффективности применения лизинга и банковского кредита для финансирования обновления основных средств // Лизинг-ревю. - 1999. - №9/10. - С.8-10.
  7. Ивуть Р.Б., Кисель Т., Нарушевич А.С. Развитие рынка лизинга автотранспорта, осуществляющего международные грузоперевозки. - Мн.: БНТУ, 2005. - 201с.
  8. Киркорова Н. Лизинговый договор // Компас экспедитора и перевозчика. - 1999. - №4. - С. 18-20, 32-33.
  9. Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг. – М.: издательство деловой и учебной литературы, 2004. - 336с.
  10. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 334 с.
  11. Макеева В.Г. Лизинг: Учеб.пособие. - М., 2000. - 57 с.
  12. Трушкевич Е.В. Трушкевич С.В. Лизинг: Учеб. пособие. - Мн.: Амалфея, 2001. - 224с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Структура управления ТЧУП «Эркюль»

 




Информация о работе Экономическая оценка эффективности лизинговых операций и кредита