Экспортно-импортные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Любая организация, любой гражданин получил право непосредственного налаживания связей с зарубежными партнерами и вовсе не для праздного любопытства, а в силу хозяйственной необходимости. Все более понятным становится то, что вовлеченность в мирохозяйственные связи – важное условие полноценного экономического развития, что создать производство, отвечающее самым современным организационным и техническим требованиям, опираясь только на собственный опыт, по существу невозможно.

Работа состоит из  1 файл

2.doc

— 758.50 Кб (Скачать документ)

Источник: данные Госкомстата РФ и ГТК РФ

 

Это результат либерализации внешнеэкономических свя­зей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучше­ния доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Важной предпосылкой стали мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990-1993гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран За­падной Европы произошел рост потребления традиционных сырьевых товаров российского экспорта.

С другой стороны, относительно низкие темпы роста им­порта явились следствием сокращения государственных рас­ходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказа­лись также ограничения внешних заимствований и постепен­ная отмена бюджетного дотирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способство­вало быстрому накоплению валютных запасов России.

Географическое распределение внешней торговли свиде­тельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых постоянно растет (табл. 2).

 

 

Таблица 2.

Географическая структура экспорта России (% к итогу)

СТРАНЫ

1992

1994

1995

1996

I. Дальнее зарубежье

в том числе:

1)    Европа

в т.ч. Западная Европа

Бывшие страны СЭВ

78,2

 

58,2

44,0

14,2

78,5

 

53,5

44,4

9,1

83,2

 

56,0

46,0

10,0

82,2

 

52,7

37,9

14,8

2)    Азия

в т.ч. Япония

Китай

НИС и АСЕАН

16,2

3,1

5,3

2,0

16,6

4,2

4,4

3,1

17,2

4,5

4,0

 

18,9

3,9

5,4

2,1

3)    Америка

в т.ч. США

2,7

1,4

7,1

5,1

9,1

5,7

9,3

5,7

4) Африка

1,1

0,9

0,9

1,3

II. Ближнее зарубежье

(страны СНГ)

21,8

21,5

16,8

17,8

ИТОГО:

100

100

100

100


Источник: данные Госкомстата РФ и ГТК РФ

 

Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориаль­ной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

Другими важными и стабильными партнерами России ос­таются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшие­ся в начале девяностых годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв "за­падные иллюзии", эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимо­связи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией. Структура внешней торговли с этими странами дает воз­можность прогнозировать стабильное поддержание объема то­варооборота.

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное, прежде всего с нестабильностью экономической об­становки, несбалансированностью поставок в пользу России, не­хваткой валютных средств у стран-контрагентов.

Товарная структура российской внешней торговли на про­тяжении многих лет практически не меняется, как не меняет­ся и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако спи­сок товаров, на которые приходятся все основные объемы по­ступающей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

При этом в 1996 г. на долю топливно-энергетических ре­сурсов приходится около 45,6%, на черные и цветные металлы и изделия из этих металлов - 15% валютных поступлений. Что касается поставок машин и оборудования, то их величина со­ставляла 9,4%. [21, с. 59].

Особенностью российского экспорта является значитель­ный объем поставок вооружения, прежде всего в развивающи­еся страны и в частности в новые индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом направлении значительно вырос.

Что касается импорта, то здесь в 1996 г. основной статьей являлась продукция машиностроения, на которую приходилось 32% всего объема импорта.

Существенна доля продовольствия и сырья для его произ­водства, составляющего 27%, а также химических товаров примерно 10% и изделий легкой промышленности - в преде­лах 15-16% .

В статистической отчетности не находит отражения дея­тельность физических лиц (так называемых "челноков"), осу­ществляющих поставку в Россию потребительских товаров из близлежащих стран. По ориентировочным данным, этот им­порт колеблется в пределах 8-10 миллиардов долларов и вклю­чает одежду, автомобили, бытовую электронику.

Сохраняющееся в течение ряда последних лет положи­тельное торговое сальдо в торговле России является важным фактором, позволяющим стабилизировать положение страны в системе международных валютно-финансовых связей.

По состоянию на начало 1997 г. внешний долг России со­ставил 120,5 миллиардов долларов, со своей стороны зарубеж­ные государства должны ей 140 миллиардов, проблема, однако, заключается в качественном различии этих двух сумм. [21, с. 60].

Основную массу невозвращенных кредитов составляют долги развивающихся стран, осуществлявшие в свое время крупные военные закупки в бывшем СССР. Получение этого долга в полном объеме маловероятно вследствие отсутствия у стран-должников возможностей оп­лачивать эти долги. Проводя переговоры об условиях погаше­ния имеющейся задолженности в рамках Парижского клуба кредиторов, Россия вынуждена считаться с тем положением, что 2/3 долга, полученного наименее развитыми странами, мо­гут быть списаны. Группа наименее развитых стран составля­ет основную часть должников бывшего СССР. Оставшаяся часть долга, вероятно, будет погашаться поставками национальных товаров ограниченной номенклатуры.

Иное положение с российской задолженностью, которая почти целиком состоит из кредитов, предоставленных разви­тыми странами в свободно конвертируемой валюте. Из 120,5 миллиардов долларов - 104 миллиарда составля­ют долги бывшего СССР: 17 миллиардов приходится на Рос­сию, получившую кредиты после 1 января 1992 г. Рост задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу СССР и ростом собственно российского долга в связи с новыми займами.

Основную массу долга составляют банковские кредиты, предоставленные СССР до 1991 г. Стремясь обеспечить эффек­тивное решение проблемы задолженности, России удалось до­биться  согласия  на реструктуризацию  долга. В середине 1996 г. Лондонский клуб кредиторов, куда входят около 600 банков-кредиторов, пошел на отсрочку выплаты дол­га СССР, составляющего более 32 миллиардов долларов. Рос­сия получила право на 25-летнюю реструктуризацию долга, его погашение должно начаться в 2020 г. Пролонгация сроков по­гашения задолженности дополнялась расширением программ дополнительного финансирования России.

В конце 1997 г. Совет директоров МВФ принял решение о продолжении выплат в счет 10,5-миллиардной суммы кредита, рассчитанного на трехлетний период. Это дает возможность го­ворить об определенной стабилизации российской националь­ной валюты, доверии со стороны международных финансовых кругов к платежным обязательствам России.

Внешнеэкономические связи России со странами, являв­шимися ранее республиками СССР, обладают рядом особенно­стей, позволяющих выделить их в особую группу. Традиционно эти связи характеризуются несбалансирован­ностью обмена, что выражается в превышении объема экспор­тных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из СНГ. Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других рес­публик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых.

Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покуп­ки ими энергоносителей и других российских товаров.

К факторам, искажающим картину, следует отнести контрабанду товаров, связанную с "прозрачностью" границ. Отдель­ные выборочные проверки дают весьма впечатляющую картину. Так, например, стоимость стратегически важных товаров, задержанных на границе России при попытке их экспорта, только за сентябрь 1995 г. составила 4,6 миллиардов рублей [21, с. 62]. Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статистический учет в области хозяйственной деятельности пред­приятий, что затрудняет точную оценку ситуации.

Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли как односторонние "подарки России госу­дарствам СНГ", так как большинство крупных предприятии на территории России создавались в свое время в качестве ча­сти бывшего единого хозяйственного советского комплекса. Они могли функционировать лишь на основе производственно-тех­нической кооперации со своими смежниками, находящимися на территории других республик.

Вплоть до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгового оборота, со своими "внутренними ценами", системой регулиро­вания и налогообложения.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно. Первоначально это были двусторон­ние соглашения между странами. В течение 1992 - 1993гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств, республик бывшего СССР. Для этих отношений характерным было доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москву. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая "ромашка" - система до­говоренностей целой группы новых независимых государств, подписавших однотипные договоры непосредственно с Россией.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подпи­санное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглаше­ние "О создании зоны свободной торговли", которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регу­лирования режима внешней торговли.

Для всех вышеперечисленных торговых соглашений ха­рактерно наличие следующих общих черт:

• импортный режим: импортные пошлины, налог на до­бавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории государств, подписавших согла­шение, не применяются; импортные товары подвергаются сертификации;

• экспортный режим: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из таможенной территории России и вывозимые на терри­торию государств, подписавших соглашение, не применя­ются (за исключением изъятий).

Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важнейших видов продукции для государственных нужд на клиринговой или взаимосвязанной основе осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Расчеты между хозяйственными субъектами за поставки товаров осуществляются в основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентирован­ные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересче­том в национальную валюту.

Следующим шагом в попытках воссоздания "нормальной" экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран - членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе между Росси­ей, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической и гу­манитарной областях предусматривает условия для свободно­го перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами, образование таможенного платежного, межбанковс­кого и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количе­ственных ограничений во внешней торговле; второй этап предус­матривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединить­ся все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, такое намерение высказало правительство Киргизии.

 

1.3. Торгово-политические средства регулирования экспортно-импортных операций

До начала девяностых годов, когда Россия входила в каче­стве одной из республик в состав бывшего СССР, система внешнеторгового регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народ­ным хозяйством. Распределение всех ресурсов определялось потребностя­ми народного хозяйства; импорт обеспечивал получение недо­стающих товаров из-за границы; со своей стороны, экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты. Экспортные и импортные товары продава­лись и покупались на внешнем рынке через специализирован­ные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монопо­лизированы внешнеторговыми объединениями.

Информация о работе Экспортно-импортные операции