Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:58, курсовая работа
Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Любая организация, любой гражданин получил право непосредственного налаживания связей с зарубежными партнерами и вовсе не для праздного любопытства, а в силу хозяйственной необходимости. Все более понятным становится то, что вовлеченность в мирохозяйственные связи – важное условие полноценного экономического развития, что создать производство, отвечающее самым современным организационным и техническим требованиям, опираясь только на собственный опыт, по существу невозможно.
Разница между внутренними и мировыми ценами на экспортные товары компенсировалась из государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали деятельность внешнеторговых объединений.
Возникающая как следствие такого положения оторванность производителя от внешнего рынка, монополизация внешнеторговой деятельности, призванной "расшивать" узкие места несостыкованных планов, - все это приводило к крайне неэффективному функционированию внешнеторгового механизма, отсутствию каких-либо стабильных налаженных связей между национальными производителями и потребителями - с одной стороны и зарубежными - с другой.
Ситуация стала критической в конце восьмидесятых годов: резко сократились темпы роста экспортно-импортных операций, уменьшилась ее роль в формировании национального дохода.
Осуществляя с начала девяностых годов общую реорганизацию системы хозяйственного механизма, руководство России провело кардинальное изменение и системы внешнеторговых связей.
В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений, а право выхода на рынок получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального курса рубля. Последовательное проведение в жизнь важнейших шагов хозяйственной реформы повысило значимость традиционных торгово-политических средств: пошлин, системы лицензирования, квотирования и ряда других аналогичных средств, выдвинувшихся на авансцену внешнеэкономической политики России.
Экспортное регулирование.
В связи с тем, что подавляющая часть экспортных поступлений приходится на минеральные ресурсы, являющиеся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, система административного регулирования экспорта сырья стала основой внешнеторговой политики России начала девяностых годов.
По результатам специально составленного баланса модели "затраты-выпуск" Министерство экономики прогнозирует объемы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определяются как остаточная величина. Экспорт в страны СНГ определяется на базе межгосударственных соглашений, экспорт вне пределов СНГ осуществляется на основе специальных квот, выделенных для государства, предприятий-производителей, совместных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Небольшая часть квот распределяется Министерством внешних экономических связей через аукционы.
С целью удовлетворения нужд государства (которые определяются Министерствами финансов и экономики) выясняются потребности страны в иностранной валюте на будущий период. Министерство финансов, выкупив выделенную ему квоту товаров, через "специальных экспортеров", осуществляет их поставку. За выполненные услуги Министерство финансов выплачивает специальным экспортерам комиссионные в размере 5-7% от экспортной выручки (без учета транспортных расходов) и освобождает их от уплаты пошлин. Со своей стороны, специальные экспортеры обязуются перевести на счет Министерства финансов определенную сумму выручки за поставленный товар в расчете на единицу продукции. Фактическая величина этой суммы определяется по результатам торгов, в результате которых право на экспорт предоставляется организации, предложившей за получение такого права наибольшую сумму.
Промежуточные квоты на экспорт предоставляются отдельным территориально-
Определенная сумма квот "на удовлетворение технических потребностей предприятий" предоставляется предприятиям-производителям соответствующими министерствами.
Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими продукции.
Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важного товара обязан вести торговлю через "специальных экспортеров". По состоянию на середину 1994 г. в России насчитывалось около 200 таких экспортеров.[21, с. 66]. Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министерством внешних экономических связей и действовал в течение календарного года. На практике, начиная с 1994 г., этот список постоянно сокращается.
Фактически существуют три категории "специальных экспортеров":
- внешнеторговые организации, которые до распада СССР были монополистами в области внешней торговли. Эти организации по-прежнему работают в тесном контакте с Министерством внешних экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру товаров. По некоторым товарам, однако (прежде всего нефть и газ, вооружение), такое право передано лишь одному монополисту;
- региональные экспортеры, которые получили право осуществлять экспорт продукции, произведенной в своем регионе;
-совместные предприятия-производители, которые имеют право экспортировать продукцию собственного производства.
Административная система квотирования и использования "специальных экспортеров" дополнялась применением так называемых "экспортных налогов", т.е. фактически экспортных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значительными различиями в величине внутренних и мировых цен.
Задача введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бесконтрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности нефти, угля, кокса, природного газа, пиломатериалов, чугуна, алюминия и т.д.
В конце 1993 г. система административного регулирования, базировавшаяся на квотировании, лицензировании, системе специальных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпела ряд изменений.
В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспортные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь, мясопродукты.
Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столкнувшись с падением конкурентоспособности экспорта, правительство уменьшило налогообложение экспортных товаров.
Если в 1992-1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей номенклатуры российского экспорта, то уже три года спустя перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют лицензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспортных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.
Однако полная либерализация экспорта все же не была достигнута. Практически все экспортные товары были включены в список "стратегически важных", экспорт которых мог производиться только "специальными экспортерами".
Предпринимая впоследствии шаги по ликвидации системы "специальных экспортеров", правительство заменило их программой создания "добровольных объединений производителей и экспортеров", пользующихся покровительством МВЭС, и к середине 1995 г. стало возможным говорить о создании более двух десятков такого рода объединений, призванных координировать ценовую политику и вырабатывать общую стратегию поведения на внешних рынках. В Совет производителей и экспортеров вошли объединения практически всех отраслей, связанных с внешней торговлей. Был создан реестр подобных объединений.
Создание специализированных советов по поддержке экспорта дополнялось широкой гаммой других мер по финансированию отечественных экспортеров за счет средств федерального бюджета.
Основными направлениями стали гарантийные обязательства правительства по привлечению кредитных ресурсов, гарантированию и страхованию экспортных кредитов, привлеченных Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными банками; резервирование 500 миллиардов рублей и обеспечение гарантийных обязательств, введение прямого льготного кредитования (ставка 66% против 100% в сфере межбанковского кредитования).
К числу других элементов программы относятся приоритетное кредитование проектов, ориентированных на импортозамещение и экспорт, информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам и т.д.
Импортное регулирование.
Система импортного регулирования, сформированная в начале девяностых годов в условиях тотального дефицита всех товаров, носит гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.
Таможенный тариф является важнейшим инструментом регулирования торговых потоков. Он используется для этих целей практически во всех странах мира. Таможенный тариф содержит систематизированный перечень товаров, большая часть которых облагается пошлинами при пересечении границы.
За исключением требований санитарно-ветеринарной инспекции, общественной безопасности и здоровья граждан, никаких иных ограничений, включая квотирование и лицензирование импорта, практически не применяется. Основным способом регулирования является таможенно-тарифная система, введенная с 1 июля 1992 г.
Российский тариф представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режима, применяемого в отношении страны происхождения товара.
Базовыми являются пошлины по отношению к странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в два раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых из развивающихся стран ввозятся беспошлинно; точно так же как импорт товаров из стран СНГ, заключивших с Россией соглашение об интеграции.
Наряду с национальными тарифами существуют единые таможенные тарифы в рамках региональных торгово-экономических объединений стран — таможенных союзов. Участники таких объединений отменяют таможенные пошлины во взаимной торговле и устанавливают общий таможенный тариф в торговле с третьими странами.
Важнейшее значение имеет региональное экономическое объединение западноевропейских стран - Европейский союз (ЕС) (до 1993 г. - Европейское сообщество). ЕС объединяет 15 стран: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Голландия, Англия, Ирландия, Дания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция.
Таможенная система ЕС предусматривает разработку и введение в действие единых норм и правил, заменяющих национальное таможенное законодательство. Они касаются, прежде всего, таможенной оценки товаров, правил установления страны происхождения товаров, особых режимов ввоза и вывоза товаров, франшизы и пр. В процессе создания единого внутреннего рынка ЕС Комиссия Европейского сообщества (КЕС) разработала около 300 директив, направленных на формирование унифицированного механизма правового регулирования хозяйственных отношений в рамках ЕС.
Единый таможенный тариф (ЕТТ), применяемый в торговых отношениях стран - членов ЕС с третьими странами, начал действовать с 1 июля 1968 г. одновременно с упразднением таможенных пошлин во взаимной торговле этих стран. В соответствии со статьей 28 Римского договора любые изменения пошлин ЕТТ или временное прекращение их действий производятся только в соответствии с решением Совета ЕС на основе предложения Комиссии ЕС.
Товары из третьих стран, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран ЕС, далее приравниваются к товарам, производимым в странах —членах ЕС, и не облагаются пошлинами при пересечении внутренних границ.
Товарная номенклатура ЕТТ базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (см. ниже).
Подавляющая часть таможенных пошлин в ЕТТ на промышленные товары указывается в процентах от цены ввозимого товара (адвалорные), и небольшая часть приходится на пошлины, указываемые в стоимостном выражении с единицы веса, объема и пр. (специфические).
ЕТТ содержит две колонки таможенных пошлин - автономные и договорные (конвенционные). Автономные пошлины отражают первоначальный уровень, согласованный участниками ЕС при формировании ЕТТ. Договорные пошлины возникли, прежде всего, как следствие тарифных уступок со стороны ЕС, сделанных на взаимной основе в ходе нескольких туров многосторонних переговоров в рамках ГАТТ. Уровень пошлин в ЕТТ относительно невысок, однако на многие товары, конкурирующие с товарами местных производителей, существуют высокие пошлины, достигающие в некоторых случаях 20%.
Товары, ввозимые в страны ЕС для последующего реэкспорта или переработки на предприятиях стран ЕС, освобождаются от таможенных пошлин, налогов, сборов и не засчитываются в квоты ЕС. Это касается, в частности, автомобилей, станков и других товаров, которые дорабатываются на смешанных российско-иностранных фирмах, находящихся в странах — членах ЕС или на местных фирмах, и затем продаются в третьи страны за пределами ЕС
Важным средством таможенно-тарифного регулирования является применение антидемпинговых пошлин. Они устанавливаются в тех случаях, когда экспортные товары продаются по заниженным или так называемым демпинговым ценам. Антидемпинговые правила имеются во всех промышленно развитых странах
Демпингом считается продажа товаров одной страны на рынке другой по цене ниже их нормальной стоимости. В этом случае другая страна имеет право ввести для данного товара дополнительные антидемпинговые пошлины в размере разницы между заниженной экспортной ценой и нормальной стоимостью этого товара.
В соответствии с регламентом Совета ЕС 2423/88 «товар может рассматриваться как предмет демпинга, если его экспортная цена при поставках в страны сообщества оказывается ниже «нормальной стоимости”.
Антидемпинговые пошлины обычно вводятся сначала как временные, а затем в случае надобности преобразовываются в окончательные. Временные пошлины устанавливаются на период проведения антидемпинговой процедуры сроком четыре месяца с возможностью продления еще на два месяца. В течение этого времени товар свободно проходит таможню страны импортера для внутреннего потребления при условии внесения экспортером залога на сумму подлежащих взысканию временных антидемпинговых пошлин Залог возвращается экспортеру в случае, если факт демпинга не установлен. В противном случае вводятся окончательные антидемпинговые пошлины в размерах, соответствующих временной пошлине.