Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 07:17, контрольная работа
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Понятие «качество продукции» и показатели качества продукции. Значение конкурентоспособности продукции в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………3
Технико-экономические и организационные мероприятия, осуществляемые на предприятии и направленные на повышение качества конкурентоспособности продукции………………………….9
Экономическая эффективность мероприятия по повышению качества продукции на предприятии…………………………………………….11
Список литературы………………………….………………………….15
на тему:
«Качество продукции и ее конкурентоспособность»
Омск
Содержание
Список
литературы………………………….………………………
Качество
продукции относится к числу
важнейших показателей
Качество является одной из основополагающих характеристик, оказывающих влияние на потребительские предпочтения и формирование конкурентоспособности. Продовольственные товары обладают потребительской полезностью, т. е. способностью удовлетворять какую-либо потребность или несколько потребностей. Товары различаются наборами полезных свойств, однако и одноименные товары, выпускаемые разными предприятиями, и различные модификации одного и того же товара имеют неодинаковый уровень качества. Естественно, это отражается на покупательском спросе.
Поэтому одной из важнейших проблем организации производства является управление качеством продукции. Международный стандарт ИСО 2000 определяет качество товара следующим образом.
Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Чтобы получить необходимое качество товара, нужно знать, какие потребности этот товар должен удовлетворять.
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю и в процессе потребления требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и техническими условиями, или в соответствии с запросами потребителей.
В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество.
Свойство — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении. Простые свойства характеризуются одной особенностью (кислотность, жирность молока, плотность). Сложные свойства — комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности (пищевая ценность продуктов питания включает целый комплекс свойств — энергетическую, биологическую, физиологическую, органолептическую ценности, усвояемость и безопасность). Показателем качества называется количественное или качественное выражение свойств продукции, имеющее наименование и значение. Наименование показателя служит качественной характеристикой товара. Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения и применяется для оценки соответствия определенным требованиям или констатации результатов измерений.
В зависимости от характеризуемых свойств и назначения показатели делятся на группы: единичные, комплексные, базовые, определяющие.
Единичные показатели служат для выражения простых свойств продукта (кислотность, жирность, содержание влаги, соли, сахара).
Комплексные показатели предназначены для выражения сложных свойств продукта (пищевая ценность, органолептическая оценка).
Базовые — это показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества (характеристика эталона, соответствующая определенному сорту). Определяющими называются показатели, имеющие решающее значение при оценке качества (органолептические, физико-химические: жирность, содержание белка, углеводов, солей, витаминов).
Значения всех перечисленных показателей могут быть оптимальными, действительными, регламентированными, предельными и относительными.
Оптимальные показатели — значение, позволяющее достигнуть наиболее полного удовлетворения конкретных потребностей. Так, оптимальное значение показателя «внешний вид сметаны» характеризуется свойственной продукту глянцевой поверхностью, однородной консистенцией, белым или слегка желтоватым цветом. Такое значение показателя свидетельствует о способности продукта удовлетворять потребности: физиологические — по функциональному назначению, эстетические и безопасности благодаря отсутствию микробиологической порчи и токсинов.
Регламентированное значение показателя — это уровень, установленный действующими нормативными документами. Например, массовая доля жира в сливочном масле устанавливается действующим ГОСТом — не менее 82%. Указанное значение является регламентированным и одновременно предельным.
Предельное значение — это уровень качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствующее действующему нормативному документу. Оно может быть минимальным, максимальным или диапазонным. При минимальном предельном значении в нормативных документах устанавливается регламентированное значение - не менее, при максимальном — не более, а при диапазонном — не менее и не более.
В зависимости
от потребности используется тот
или иной показатель. Так, например,
в целях безопасности эксплуатации
важен показатель безотказности; в
целях экономии финансовых средств
на проведение ремонтов – ремонтопригодность,
а в целях снижения затрат на поддержание
изделия в работоспособном
Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.
Показатели технологичности – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.
Экономические
показатели отражают удобство эксплуатации
изделия человеком. Взаимодействие
человека с изделием выражается через
комплекс антропометрических, физиологических
и психологических свойств
Показатели
транспортабельности отражают степень
возможности транспортировки
Указанные
показатели в совокупности создают
базу для сравнения с другой аналогичной
продукцией, позволяют оценить их
технический уровень и
В условиях
рынка удовлетворенность
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.
Конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.1 Конкурентоспособность — более высокое по сравнению с товарами-заменителями со отношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.
В условиях рыночной экономики оценка конкурентоспособности предлагаемой потребителям продукции является необходимым условием в процессе управления предприятием. Конкурентоспособность – это свойство продукции, выражающее ее способность быть реализованной потребителям на конкретном рынке в определенный период. Уровень конкурентоспособности продукции определяет отличие анализируемой продукции от продукции конкурентов, имеющихся на данном рынке, а также стремящихся попасть на него, по степени удовлетворения конкретной потребности и по затратам на ее удовлетворение Для определения этого показателя необходимо располагать информацией о суммарном полезном эффекте от разработки, эксплуатации, сбыте и обслуживании рассматриваемых и сравниваемых видах продукции, о полных затратах на всех этапах их жизненного цикла.
В современных
условиях конкурентоспособность
2. Технико-экономические и организационные мероприятия, осуществляемые на предприятии и направленные на повышение качества конкурентоспособности продукции
Развитие
производительных сил нашего общества
проявляется не только в количественном
расширении масштабов производства,
но и в непрерывном улучшении
качества производимой продукции. Качество
выпускаемой продукции отражает
уровень научно-технических
Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность