Автор работы: Юлия Нехорошева, 02 Августа 2010 в 16:12, курсовая работа
В работе дается понятие качества продукции, а также значение качества для обеспечения конкурентоспособности Приведены показатели и факторы качества, факторы, влияющие на конкурентоспособность и пути ее повышения; Рассмотрены государственные и международные стандарты и системы качества
Рассмотрена технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии ООО «Альтаир»
Введение 3
1. Понятие и показатели качества продукции, значение качества для обеспечения конкурентоспособности 5
1.1. Понятие качества продукции 5
1.2. Показатели и факторы качества 7
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность и
пути ее повышения 11
1.4. Повышение качества продукции 13
1.5. Экономическая эффективность повышения качества 15
1.6. Государственные и международные стандарты и системы качества 16
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии
ООО «Альтаир» 21
2.1. Характеристика предприятия ООО «Альтаир» 21
2.2. Нормативные требования, регламентирующие технические условия 22
2.3. Оценка конкурентов 24
2.4. Система контроля качества на предприятии 27
3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности, конкретные расчеты 34
Заключение 38
Список литературы 39
Содержание
Введение
1. Понятие и
показатели качества продукции,
2. Технико-экономическая
характеристика предприятия,
ООО «Альтаир»
2.1.
Характеристика предприятия ООО «Альтаир»
2.2. Нормативные требования, регламентирующие технические условия 22
2.3.
Оценка конкурентов
2.4.
Система контроля качества на предприятии
3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности, конкретные расчеты 34
Заключение
Список
литературы
Введение
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер.
От
того, насколько успешно она
Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Новейший
подход к стратегии
Качество - это синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
В соответствии с этим актуально проведения анализа влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, выполненного на основании данных конкретного предприятия.
Цель работы – исследование взаимодействие качества и конкурентоспособности продукции на примере ООО «Альтаир».
Задачи
работы – рассмотреть понятия
качества и конкурентоспособности,
рассмотреть мероприятия по повышению
качества продукции, проводимые на предприятии.
1.1. Понятие качества продукции
Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»[14].
Качество является одной из основополагающих характеристик, оказывающих влияние на потребительские предпочтения и формирование конкурентоспособности. Продовольственные товары обладают потребительской полезностью, т. е. способностью удовлетворять какую-либо потребность или несколько потребностей. Товары различаются наборами полезных свойств, однако и одноименные товары, выпускаемые разными предприятиями, и различные модификации одного и того же товара имеют неодинаковый уровень качества. Естественно, это отражается на покупательском спросе.
Поэтому одной из важнейших проблем организации производства является управление качеством продукции. Международный стандарт ИСО 2000 определяет качество товара следующим образом.
Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [6, с.23].
Чтобы получить необходимое качество товара, нужно знать, какие потребности этот товар должен удовлетворять.
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки [6, с.54].
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю и в процессе потребления требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и техническими условиями, или в соответствии с запросами потребителей.
В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество.
Свойство
— объективная особенность продукции,
проявляющаяся при ее создании, оценке,
хранении и потреблении. Простые свойства
характеризуются одной особенностью (кислотность,
жирность молока, плотность). Сложные свойства
— комплекс особенностей, проявляющихся
в совокупности (пищевая ценность продуктов
питания включает целый комплекс свойств
— энергетическую, биологическую, физиологическую,
органолептическую ценности, усвояемость
и безопасность) [6, с.23].
1.2. Показатели и факторы качества
Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции. Для оценки уровня качества продукции используют показатели качества.
Целью оценки является определение того, какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами, и с какой точностью определяют их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме следует представить результаты оценки.
При
определении целесообразности повышения
качества продукции важное значение
имеет учет показателей качества.
От повышения качества по его отдельным
показателям зависит объем
Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества.
Качество
продукции – совокупность свойств,
которые количественно
1. Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции.
2. Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей.
3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции
4. Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.
5. Эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
6. Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
7. Показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции к транспортировке.
8. Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность