Качество продукции и ее конкурентоспособность

Автор работы: Юлия Нехорошева, 02 Августа 2010 в 16:12, курсовая работа

Описание

В работе дается понятие качества продукции, а также значение качества для обеспечения конкурентоспособности Приведены показатели и факторы качества, факторы, влияющие на конкурентоспособность и пути ее повышения; Рассмотрены государственные и международные стандарты и системы качества
Рассмотрена технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии ООО «Альтаир»

Содержание

Введение 3
1. Понятие и показатели качества продукции, значение качества для обеспечения конкурентоспособности 5
1.1. Понятие качества продукции 5
1.2. Показатели и факторы качества 7
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность и
пути ее повышения 11
1.4. Повышение качества продукции 13
1.5. Экономическая эффективность повышения качества 15
1.6. Государственные и международные стандарты и системы качества 16
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии
ООО «Альтаир» 21
2.1. Характеристика предприятия ООО «Альтаир» 21
2.2. Нормативные требования, регламентирующие технические условия 22
2.3. Оценка конкурентов 24
2.4. Система контроля качества на предприятии 27
3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности, конкретные расчеты 34
Заключение 38
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Работа.doc

— 275.50 Кб (Скачать документ)

     9. Экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции когда производство данной продукции не может быть экологически опасным - в принципе, например, при телевизоров, компакт-дисков. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

     10. Показатели безопасности – характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.

     Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Однако помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ней связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми оно обладает. Если при улучшении качества цена буде слишком высокой, то тогда эффективности повышения качества не будет [9, с. 120].

     Факторы, влияющие на качество продукции

     На  каждом предприятии на качество продукции  влияют разнообразные факторы, как  внутренние, так и внешние.

     К внутренним качествам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические [12, с.157].

     Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому  внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного  сырья – материальная основа для  выпуска конкурентоспособной продукции.

     Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и  соответствующего уровня квалификации персонала.

     Экономические факторы обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

     Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

     Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Факторы внешней среды предприятия. 

     Среди рассмотренных факторов внешней  среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

     В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение  выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента. Таким образом, встает актуальная проблема повышения качества продукции.

     1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность и пути ее повышения

     Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем  их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

     Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

     Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

     Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты).

     Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров [1, с.112].

     Обеспечение конкурентности продукции и пути её повышения

     Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и  стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.

     Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис.2.

     

     Рис. 2. Схема обеспечения конкурентоспособности

     1.4. Повышение качества продукции

     Повышение качества продукции имеет большое  значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом.

     Выпуск  качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей.

     Интересы  изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем:

  • Продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка;
  • Повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;
  • Снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания
  • Получение более высокой прибыли.

     Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной  деятельности, но при этом процесс  повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить  следующее: выявить потребителей и определить их требования к продукции; преобразовать требования потребителя в технические условия; определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса; оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.

     Потребителю важно получить: пригодное к применению и надежное изделие; качественный и  своевременный технический сервис; соответствие цены характеристикам  изделия 

     Недостаточный уровень качества может привести к экономическим и социальным последствиям: потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа; потери в производственной инфраструктуре; дополнительные затраты на ремонт техники; потери природных ресурсов в результате применения низкокачественных машин; дефицитность продукции; падение престижа продукции, изготовленной на национальных предприятиях; недостаточное удовлетворение потребностей – производственно-технических и личных [2, с. 92].

     Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии  фирмы. Объектами прогнозирования  являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям  товаров конкурентов.

     10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану [6, с.116]:

  1. Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.
  2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.
  3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
  4. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.
  5. Выполняйте проекты для решения проблем.
  6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
  7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
  8. Сообщайте о результатах.
  9. Регистрируйте успехи.
  10. Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым, закрепляя их.
 

     1.5. Экономическая  эффективность повышения качества

     В современной экономике на первое место выдвигаются проблемы качества продукции, которая изготовляется  и реализуется. Качество, которое  соответствует требованиям потребителей и достижениям научно-технического прогресса, определяет конкурентоспособность продукции. Конкуренция заставляет всех субъектов экономики постоянно усовершенствовать качественные показатели товаров и услуг, нарабатывать оперативную и стратегическую политику в сфере качества.

     Качество  продукции как экономическая  категория в значительной степени  формирует такие экономические  показатели работы предприятия как  себестоимость, цена, прибыль, рентабельность.

     Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен формулой: Е=Р-З=Р - (Зде), где

     Е – экономический эффект, З –  затраты, Зд – затраты на достижение экономического эффекта, Зе – затраты на эксплуатацию.

     Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации [3, с.24].

     Для определения экономической эффективности  от улучшения качества продукции, необходимо учитывать:

  1. Для улучшения качества необходимы дополнительные текущие и одноразовые затраты
  2. Экономический эффект от улучшения качества продукции получает потребитель. В данном случае продукция реализуется и производитель увеличивает доходы
  3. Необходимо учитывать экономию от снижения количества брака
  4. предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, увеличения цены реализации, увеличения экспорта.
 

1.6. Государственные и международные стандарты и системы качества

     В условиях перехода к рыночной экономике  решение проблемы качества продукции  в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию "качественная продукция».

Информация о работе Качество продукции и ее конкурентоспособность