Коллективная собственность работников производства и эффективность ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенности коллективной формы собственности работников производства и эффективность её функционирования.
Задачи курсовой работы: рассмотреть особенности правового регулирования имущественных отношений предприятий с коллективной формой собственности, проанализировать основные аспекты производственного самоуправления как фактора социально-экономического развития территории, разработать первоочередные меры по государственной поддержке народных предприятий с коллективной формой собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ С КОЛЛЕКТИВНОЙ ФОРМОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Создание и функционирование акционерных обществ работников народных предприятий в России
1.2 Имущественные права акционеров
1.3 Право собственности хозяйственных товариществ и обществ
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
2.1 Народные предприятия как эффективная форма демократизации собственности
2.2 Эффективность функционирования народных предприятий в России и их влияние на региональное развитие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

     Особый  правовой статус акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, заканчивается, если государством или муниципальным образованием отчуждены 75% принадлежащих им акций этих обществ. Согласно второму критерию приватизация считается законченной по окончании срока, установленного планом приватизации (даже если к этому моменту по каким-либо причинам еще не было отчуждено 75% акций, принадлежащих государству или муниципальному образованию). Акционерное общество, соответствующее хотя бы одному из этих критериев, считается закончившим приватизацию, и на него не распространяются особенности правового положения приватизируемых предприятий.

     В зависимости от вышеуказанных условий  правовое регулирование имущественных  отношений в предпринимательской  деятельности акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, не тождественно общепринятому гражданско-правовому регулированию. Так, как уже указывалось выше, согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются правовыми актами Российской Федерации. Под ними следует понимать не только законы, но и акты органов государственной власти в рамках их компетенции, определяющие их статус. Данное положение определено и в гл. 5 Гражданского кодекса РФ. Основными правовыми актами, регулирующими правоотношения, связанные с приватизацией, можно считать акты Президента РФ, по существу дополняющие нормы Закона.

     В частности, для большого количества акционерных обществ, созданных  в процессе приватизации государственной собственности, планами приватизации было предусмотрено не отчуждение, а закрепление в государственной или муниципальной собственности пакета акций в количестве более 25%. Оставался неопределенным ответ на вопрос: завершена приватизация или нет. Косвенный ответ на него содержится в п. 4 ст. 28 Федерального закона "Об акционерных обществах". В данной статье описан порядок увеличения уставного капитала обществ, у которых более 25% акций закреплено в государственной и муниципальной собственности. Следовательно, законодатель, распространяя на указанные акционерные общества действие Закона, признает их вышедшими из процесса приватизации.

     Однако  этот вывод опровергается двумя  указами Президента РФ: "О мерах  по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам" от 20 июля 1996 г., который распространил действие пункта 9.10.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г., на все акционерные общества, созданные в процессе приватизации, у которых более 25% акций находится в государственной собственности.

     В указанных акционерных обществах  решение об увеличении уставного  капитала принимает только общее  собрание акционеров большинством в 3/4 голосов владельцев обыкновенных акций, принявших участие в собрании. Без согласия соответствующего органа государственной власти или муниципального образования принять такое решение практически невозможно. В других обществах действует иной порядок.

     Указ  Президента РФ, с одной стороны, более  четко определил срок окончания  приватизации, но с другой — отодвинул  его. Это может иметь серьезные  последствия. В частности, если актом  Правительства РФ будет продлен  срок закрепления акций и государственной собственности, то это будет означать пролонгацию особого правового статуса коммерческой организации, находящейся в процессе приватизации.

     Имущественные отношения между дочерними или  зависимыми акционерными обществами в  достаточной мере урегулированы действующим гражданским и специальным законодательством.

     В связи с этим пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ совместным постановлением от 2 апреля 1997 г. разъяснили, что истечением срока  приватизации следует считать последнюю из указанных в плане дат, фиксирующих окончание периода продажи акций (проведения завершающего конкурса или аукциона по их реализации).

     Таким образом, действие специальных правовых норм при всех условиях должно прекращаться по истечении установленного планом срока приватизации, даже если к этому моменту в собственности государства будет находится более 25 % акций общества. Хотя в планах приватизации предприятий, к сожалению, он четко не обозначен.

     Если  при приватизации предприятия пакет  его акций закрепляется на определенное время в государственной собственности, то ее сроком завершения будет окончание периода, на который закреплен такой пакет. Эти разъяснения согласуются с положениями Указа Президента РФ “ О мерах по защите прав акционеров и обеспечение интересов государства как собственника и акционера" от 18 августа 1996 г.

     Следует заметить, что в соответствии с  п. 10 вышеназванного Указа предложено "считать окончанием срока приватизации, определенного планом приватизации предприятия, последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций либо окончания их закрепления в государственной собственности. Данная формулировка вполне могла быть понятной, однако вследствие необоснованного использования в п. 10 разделительного союза "либо" окончание продажи акций было противопоставлено моменту окончания их закрепления в государственной собственности. Таким образом, произведенная продажа акций еще не означает окончания их закрепления в собственности государства. Кроме того, в связи с новой формулировкой возникает вопрос: о продаже редких акций и о каком количестве идет речь? Имеется ли в виду продажа упомянутых в Федеральном законе 75% акций общества, принадлежащих государству или муниципальным образованиям, или же подразумевается продажа всех его акций? В любом случае имеет место смешение двух используемых в Федеральном законе критериев и соответственно происходит подмена понятие период действия особенностей правового положения акционерных обществ, создаваемых при приватизации государственных и муниципальных предприятий, произвольно заменен и ограничен выражением "срок приватизации, определенный планом приватизации данного предприятия.

     Надежда некоторых авторов, исследовавших  данный вопрос, на новую, более удачную  и ясную редакцию Федерального закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации" не оправдалась. Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от июля 1997 г. не определил сроки окончания приватизации, сохранив формулировки старой редакции Закона о приватизации.

     В связи с этим следует согласиться  с позицией их авторов, полагающих, что, так как про отчуждения принадлежащих  государству или муниципальному образованию акций нередко затягивается, сроки, окончания действия особенности правового положения акционерных обществ необходимо определять в Законе "Об акционерных обществах".

     Имущественные отношения между дочерними или  зависимыми акционерными обществами в  достаточной мере урегулированы действующим гражданским и специальным законодательством.

     Зависимым признается общество, если другое (преобладающее) общество имеет более 20% голосующих акций общества. В случае приобретения другим обществом указанного количества голосующих акций оно незамедлительно должно публиковать сведения о количестве приобретенных им акций. К сожалению, законодательство не предусматривает применения санкций в случае неисполнения указанного правила. Вероятно, следовало бы установить нормы, в которых при несоблюдении требования о публикации общество, купившее 20% и более голосующих акций другого общества, не может ссылаться на то, что последнее от него зависит. Таким образом, в случае несоблюдения требования об опубликовании сведений о количестве приобретаемых акций терялся бы смысл их приобретения, так как даже в случае приобретения более половины всех голосующих акций акционерного общества покупатель, не опубликовавший эти сведения, не смог бы воспользоваться вытекающими из этого нравами. При этом пока не будет исполнено обязательное оповещение, другое общество не будет признаваться зависимым обществом.

     Следует предложить, что вышеуказанное правило  возможно корпоративно закрепить в  учредительных документах акционерных  обществ для тех случаев, когда  осуществляется покупка акции без опубликования сведений об их приобретении. Это возможно, поскольку законодательством не установлена санкция для нарушителей.

     Федеральный закон "Об акционерных обществах" в известной мере упорядочивает  взаимоотношения основных акционерных обществ с дочерними, определяет обязанность возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу (ст. 6 Закона). Учитывая российские предпринимательские отношения, положений, содержащихся в Законе об акционерных обществах, явно недостаточно для решения проблем взаимоотношений основных обществ с дочерними. Так, например, если одно из акционерных обществ предусмотрит в уставах своих дочерних обществ обязанность отчислять ему 30% чистой прибыли, то такие дочерние общества будут не в состоянии эффективно хозяйствовать. У них не будет средств для развития производства и выплачивать дивидендов, а основное общество будет использовать полученные средства только в своих интересах, не учитывая интересы дочерних обществ. Такие действия основного общества, даже если чин закреплены соответствующими корпоративными положениями дочерних обществ, должны быть признаны недоказанными, хотя сейчас ни Гражданский кодекс РФ (ст. 105), ни Федеральный закон "Об акционерных обществах" (ст. (ч) не дают оснований для таких учреждений.

     Дочерним  обществом признается другое общество. если основное акционерное общество в силу преобладающего участия в  его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества последнее будет нести субсидиарную (дополнительную) ответственность по его долгам. Дочернее общество на основании ст. 105 Гражданского кодекса РФ не отвечает по долгам основного общества. С помощью контролируемых (дочерних) компаний основное общество может проделать и некоторые не всегда доступные ему официальные операции: скупить свои собственные акции для нужного голосования на общем собрании; распорядиться имуществом дочерней компании, не учитывая интересов оставшихся в меньшинстве ее акционеров; обойти запреты антимонопольного законодательства и т.д.. Например, в отношении основных, "материнских" обществ Законом о компаниях 1985 г. в Англии установлен запрет на подобную "финансовую помощь" со стороны основных обществ.

     Отсюда  справедливо утверждение, что "свободные" правоотношения в области предпринимательского права без каких-либо ограничений  и учета публично-правовых интересов могут привести к "отрицательной свободе" с разрушительными для общества результатами.

     Согласно  и. 2 ст. 2 Федерального закона "Об акционерных  обществах" акционерное общество, имеющее в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные нрава и нести обязанности. В связи с участием акционерного общества в общем хозяйственном обороте правовая характеристика его имущества не отличается в целом от общей правовой характеристики имущества хозяйственных товариществ и обществ, но существуют некоторые особенности.

     Специальное законодательство об акционерных обществах  регулирует имущественные отношения  и устанавливает правовой режим использования имущества для уставного капитала, фондов общества и его чистых активов. Особому специальному правовому регулированию подлежат вопросы осуществления крупных сделок с имуществом самого акционерного общества его органами управления, а также условий и порядка выплаты дивидендов и очередности распределения ликвидационной квоты. В отношении последнего закон об акционерных обществах предусматривает очередность распределения имущества (ликвидационной квоты), которое осталось после завершения расчетов с кредиторами ликвидируемого общества, между акционерами.

     Правовой  режим различных видов имущества  хозяйственных обществ и товариществ  предопределяется их экономическим  содержанием. В зависимости от экономического содержания и целевого назначения все  имущество акционерных обществ распределяется, образуя различные имущественные фонды.

     В зависимости от видов организационно-правовых форм деятельности коммерческих организаций  изменяется и правовое значение имущественной  основы юридического лица — его  капитала. Например, в отличие от иных видов имуществ коммерческих организаций, акционерному обществу ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" предписано иметь резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15% от его уставного капитала. Указанный фонд имеет целевой характер и не может быть использован для иных целей. Кроме того, данный фонд имел льготный налоговый режим. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 10 января 1997 г. указанная налоговая льгота исключена с 21 января 1997 г.

     Помимо  уставного капитала и резервного фонда, акционерные общества могут  принимать решения о создании специального фонда акционирования своих работников (не акционеров) за счет чистой прибыли общества. Следует заметить, что указанное правило действует только для акционерных обществ. Здесь учтены нормы законодательства о приватизации, которые предусматривали создание так называемых фондов а акционирования работников предприятия (ФАРПУ). Более четкого ответа о целесообразности создания специального фонда акционирования своих работников нет и в комментариях к Федеральному закону "Об акционерных обществах"". На практике указанное правило позволит сконцентрировать капитал общества и виде специального фонда для "законного" приобретения собственных акций.

     Имущество акционерного общества характеризуется  и таким видом, как его чистые активы. Ими признается стоимость  всего собственного имущества акционерного общества. От стоимости чистых активов зависит и дальнейшая деятельность самого акционерного общества в целом.

     Особым  видом имущества акционерного общества является его уставной капитал. Значение уставного капитала акционерного общества как правовой категории состоит  в том, что:

     а) с его образованием происходит объединение  капиталов участников (акционеров) общества, которое обеспечивает дальнейшую предпринимательскую деятельность путем обособления имущества  коммерческой организации;

Информация о работе Коллективная собственность работников производства и эффективность ее функционирования