Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции торговля оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий торговли, стали весьма затруднительны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособных предприятий торговли, ориентированных на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
Основная цель данной курсовой работы – проанализировать и дать оценку конкурентов Орловского райпо «Единство».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ БИЗНЕСА………………………………………………………………………..6
1.1 Сфера бизнеса…………………………………………………………………6
1.2 Конкуренты и виды конкуренции…………………………………………11
1.3 Методы анализа конкурентов……………………………………………….15
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОГО
РАЙПО «ЕДИНСТВО» ……………………………………………………….22
2.1 Краткая характеристика Орловского райпо «Единство»…………………22
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Орловского райпо «Единство»…………………………………………………..27
2.3 Оценка конкурентоспособности Орловского райпо «Единство» и анализ конкурентов…………………………………………………………….…………37
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРЛОВСКОГО РАЙПО «ЕДИНСТВО»…42
3.1 Совершенствование системы стимулирования продаж………….42
3.2Формирование ценовой политики ……………………………………….44
3.3 Расчет экономического эффекта………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б -Показатели хозяйственной деятельности организации…53
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Показатели финансового состояния организации…...57
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках Орловского райпо «Единство» за 2009 – 2010 годы…………………...……….59

Работа состоит из  1 файл

ИТОГ 3.doc

— 762.50 Кб (Скачать документ)
 

     Сфера деятельности определяется предпринимателем по своему усмотрению. Ее выбор является ответственным делом и осуществляется в несколько этапов на основе анализа ряда факторов (оцениваются способности, знания, умения). 90% предпринимателей начинали свое дело в знакомой сфере деятельности. Принимается во внимание правовые и экономические барьеры для различных видов бизнеса. Это относится к производству любых видов оружия и боеприпасов, изготовлению ядовитых веществ, производству ликероводочных и табачных изделий, и др. могут осуществляться только на основании лицензии. Планируя организовать собственное дело, важно осмыслить экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль. Среди них – высокий уровень первоначальных капиталовложений, длительный срок окупаемости вложенных средств, неопределенность в достижении коммерческого результата и др. Следует учесть и экономическую конъюнктуру в отрасли и регионе предполагаемой деятельности (одни регионы переживают бурное развитие, в других – застой). То же самое и в отраслях (приоритетными являются новые динамичные отрасли).

     Анализ  рынка в целях определения  спроса на конкретный продукт требует больших затрат времени и средств и охватывает:

     -анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса, осуществляемый путем анкетирования персонала организаций, промышленных предприятий, финансовых учреждений и инвесторов;

     -анализ потребления товаров и услуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей;

     -анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий.

     Эти исследования должны дать достоверные  данные об общем спросе, темпах его  роста, определить локализацию спроса, его рост в различных секторах, предпочтения потребителей, изменения во вкусах различных групп потребителей, эластичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др.

     После определения объема текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью определения собственного рыночного сегмента и основного продуктового портфеля (ассортимента товаров и услуг).

     Сегментация рынка — это деление совокупного  рынка фирмы на более мелкие части (сегменты) с целью выявления как можно более однородных по своему поведению групп потребителей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент.

     При постановке нескольких маркетинговых  целей необходимо осуществлять множественную сегментацию. Это целесообразно, если ресурсы и возможности фирмы достаточны для производства и маркетинга двух или более продуктов, а также существуют два или более значительных рынка, каждый из которых характеризуется отличительными желаниями потребителей.

     От  выбора целевого рынка во многом зависит и объем продаж. Для того чтобы правильно выбрать целевой рынок, необходимо в процессе сегментации придерживаться следующих требований:

     -каждый из рассматриваемых сегментов должен быть четко обозначен;

     -выбранный сегмент должен быть достаточно значимым, что бы приносить прибыль;

     -выбранный сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов продвижения и сбыта продукта.

     Также полезными являются сведения о положении  отраслей на международном рынке, об экспортных возможностях, производственно-технических связях с другими отраслями национальной экономики, для которых может представлять интерес продукция (работы, услуги) данной отрасли.

     Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения, препятствующие проникновению в ту или иную отрасль: высокий уровень начального капитала, длительный срок окупаемости вложенных средств, неопределенность в достижении прибыли (например, сфера образования). Необходимо также учитывать сложившуюся отраслевую конъюнктуру, так как любая отрасль (предпринимательская деятельность) подвержена цикличности в своем развитии: подъем, процветание, застой, спад. Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве — по районам и регионам.

     Следует помнить, что в монополизированную отрасль внедриться труднее, чем  в конкурентную.

     Для успеха в бизнесе важное значение имеет не только выбор рынка, но и  определение на нем своей рыночной «ниши», то есть ограниченной сферы предпринимательской деятельности, ориентированной на определенного потребителя и позволяющей наиболее успешно реализовать свои возможности.

     Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта (производимых или реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг). Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок продукта. Необходимо дать не только общее представление о продукте, но и раскрыть его преимущества в сравнении с аналогами, определить конкурентоспособность на рынке, выявить спрос на него и т.д.

     Идея  нового продукта обычно проходит несколько  стадий отбора: необходимость приобретения патента (лицензии, сертификата), анализ возможностей производства, анализ возможностей сбыта, анализ издержек производства и обращения, анализ финансовых результатов. И только потом принимается окончательное решение о выборе вида деятельности (конкретного продукта). 

          1.2 Конкуренты и виды  конкуренции 

     Под конкуренцией обычно понимается соперничество, на каком - либо деловом поприще (в бизнесе) между отдельными юридическими или физическими лицами - конкурентами, заинтересованными в достижении, как правило, одних и тех же целей.

     Конкуренты  – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинга.

     С точки зрения фирмы или предприятия  такой целью является максимизация прибыли,  рост объемов продаж, и борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка, причем, как правило, за счет выпуска высококачественного продукта (товаров и услуг) по более низким ценам, чем у конкурента, завоеванием стойких предпочтений у клиентов (потребителей) путем удовлетворения их нужд, потребностей и запросов.

     Закон конкуренции определяет, что все участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг. В связи с этим их интересы сталкиваются. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболее важные из которых - определение рыночной стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на основе различий в производительности труда и управлении производством. В межотраслевом аспекте конкуренция формирует среднюю норму прибыли, ведет к перераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства, осуществляет экономический отбор, поощряет сильнейших.

     Основные  условия возникновения конкуренции:

     -полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого торгового предприятия ;

     -полная зависимость предприятия  от конъюнктуры рынка;

     -противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос. 

 
 

 
 

     Рисунок 2 – Виды конкуренции 

     К концу XX в. сформировались общие представления  о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в четырех классических моделях: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии, эти три вида являются несовершенными. В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции . Они представлены на рисунке 2

     Дадим краткую характеристику этих видов. Для чистой конкуренции (совершенная) характерно большое количество фирм и предприятий, реализующих стандартизированную продукцию, контроль над ценой отсутствует, спрос очень эластичный. Для монополистической конкуренции характерно небольшое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, диапазон контроля цен узкий, используются неценовые методы конкуренции.

     Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить: существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным; экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию; вступление в отрасль является относительно легким.

     Для олигополистической конкуренции характерно небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности пост действий предприятий: преимущественно неценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса.

     Для чистой монополии характерно одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами значительный, спрос неэластичный, вход в отрасль для других фирм заблокирован. В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги; продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют; чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.

     Типы  монополий представлены в таблице 2. 

     Таблица 2 – Типы монополий

Тип монополии Основные признаки
Естественная  монополия Ею обладают частные собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  составе редкие и свободно невозобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).
Искусственная монополия Объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др.
 

      Рассмотрев  основные виды конкуренции прейдем  к рассмотрению методов, с помощью  которых можно выявить потенциальных конкурентов и проанализировать их деятельность. 

          1.3 Методы анализа  конкурентов в  сфере бизнеса 

     Для проведения анализа конкурентов, необходимо определить всех предпринимателей, которых  можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Анализ потенциальных конкурентов представлен на рисунке 3 в виде схемы. 

     Рисунок 3 – Анализ конкурентов 

     Анализ  конкуренции на рынке осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на фирме. Существует большое количество открытых источников информации о деятельности конкурирующих фирм:

     -рекламные проспекты;

     -ежегодные отчёты;

     -тексты выступлений руководителей;

     -обзоры в коммерческой периодике;

     -материалы конференций;

     -торговые выставки и ярмарки.

     Кроме того, исследование деятельности конкурентов  должно опираться на оперативные  источники информации, в том числе сведения, полученные от потребителей, экспертов рынка, государственных правовых и экономических учреждений, с биржи. Важный момент получения данных о деятельности конкурентов - опросы потребителей, дилеров по сбыту продукции.

     Практически собрать все данные, необходимые для анализа конкурентов, невозможно, поэтому часто используется метод, предложенный американским учёным М. Портером

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия