Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции торговля оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий торговли, стали весьма затруднительны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособных предприятий торговли, ориентированных на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
Основная цель данной курсовой работы – проанализировать и дать оценку конкурентов Орловского райпо «Единство».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ БИЗНЕСА………………………………………………………………………..6
1.1 Сфера бизнеса…………………………………………………………………6
1.2 Конкуренты и виды конкуренции…………………………………………11
1.3 Методы анализа конкурентов……………………………………………….15
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОГО
РАЙПО «ЕДИНСТВО» ……………………………………………………….22
2.1 Краткая характеристика Орловского райпо «Единство»…………………22
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Орловского райпо «Единство»…………………………………………………..27
2.3 Оценка конкурентоспособности Орловского райпо «Единство» и анализ конкурентов…………………………………………………………….…………37
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРЛОВСКОГО РАЙПО «ЕДИНСТВО»…42
3.1 Совершенствование системы стимулирования продаж………….42
3.2Формирование ценовой политики ……………………………………….44
3.3 Расчет экономического эффекта………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б -Показатели хозяйственной деятельности организации…53
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Показатели финансового состояния организации…...57
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках Орловского райпо «Единство» за 2009 – 2010 годы…………………...……….59

Работа состоит из  1 файл

ИТОГ 3.doc

— 762.50 Кб (Скачать документ)

     Он  заключается в сведении информации к четырём элементам, а именно:

     -цели на будущее;

     -текущие стратегии;

     -представления о возможностях;

     -возможности конкурентов.

     Основным  инструментом управления развитием  фирмы и основой стратегического  управления является стратегия. Стратегия  предприятия – интегрированная  модель действий, направленных на достижение целей предприятия. По форме она может представлять собой документ. По сути и содержанию - это свод правил принятия решений, используемый для направления деятельности предприятия. Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Основные стратегии конкурентной борьбы представлены в таблице 3.

     Выбор стратегии конкуренции зависит  от того, какое место в конкурентной борьбе в отрасли занимают организации, которые подразделяются на рыночных лидеров, претендентов, последователей и нашедших рыночную нишу.

     Организации с наибольшей долей рынка в  отрасли, называемые рыночными лидерами, достигают своего положения, применяя какую-либо стратегию конкуренции. Но достичь конкурентного преимущества мало. Надо его сохранить. Для сохранения лидерства от посягательств конкурентов организации используют оборонительные стратегии, перечисленные выше. 

     Таблица 3 – Основные стратегии конкурентной борьбы

Название

стратегии

Краткая характеристика
Лидерство  
по полным  
затратам
Это такая  стратегия конкуренции, которая обеспечивает организации достижение наименьших издержек производства и распределения, благодаря чему она устанавливает более низкие, по сравнению с конкурентами, цены и завоевывает большую долю рынка. Такая стратегия требует много труда, внимания, шлифовки производства и распределения.
Стратегия дифференциации Дифференциацию имиджа Заключается в  создании образа организации и/или ее товаров, отличающих их в лучшую сторону от имиджа конкурентов и/или их товаров.
Дифференциация  персонала Наем и тренировку персонала, который должен осуществлять свои функции более эффективно, чем персонал конкурентов.
Дифференциация  товара Это создание и  предложение товаров с характеристиками и/или дизайном, лучшими, чем у  конкурентов.
Дифференциация сервиса Предусматривает предложение сопутствующих товару услуг, по своему качеству превосходящих услуги конкурентов.
Стратегия  
фокусировки
Организация концентрирует свои усилия не на всем рынке, а на небольшом числе рыночных сегментов.
 

Продолжение таблицы 3

     1 2
Стратегия  
мобильной  
обороны
Конкурентная  стратегия рыночного лидера, которая  предусматривает распространение  деятельности организации на новые рынки с целью создания плацдарма для будущих действий на этих рынках. Классическим примером в этом отношении является проникновение фирмы «Боинг» на космический рынок.
Стратегия 
позиционной 
обороны
Оборонительная  стратегия рыночного лидера, направленная на поддержание завоеванных в конкурентной борьбе позиций. Это может быть поддержание завоеванной доли рынка, сохранение контроля за каналами товародвижения и т.п. Такая стратегия редко приносит положительные результаты, а потому применятся рыночным лидером только в комплексе с другими стратегиями.
Стратегия  
сжимающейся 
обороны
Оборона основана на том, что организация, выражаясь шахматным языком, «жертвует» ослабленным сегментом рынка в пользу конкурентов
Стратегия 
упреждающая 
оборонительная
Основана на опережающих действиях рыночного  лидера, делающих планируемую атаку потенциальных конкурентов невозможной или ослабляющих таковую. Например, предвидя появление на рынке нового конкурента, лидер снижает цену на свою продукцию.
Фланговая  
оборонительная 
стратегия
Направлена  на защиту наиболее уязвимых мест в  позиции организации на рынке, куда прежде всего могут направить свои атаки конкуренты.
 

     Выбор конкурентной стратегии определяет два главных момента.

     Первый  момент - структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разных отраслях различается, так как вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова.

     Второй  - позиция, которую фирма занимает внутри отрасли. Существенное изменение положения в конкурентной гонке влечет за собой перемены в структуре отрасли или появление новых основ для конкурентного преимущества.

     Конкурентная  стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли в процессе ее изменения.

     Кроме этого, менеджерам и маркетологам любой  организации полезно задумываться над тем, что и как нужно  сделать для ограничения притока  конкурентов на целевой сегмент. Такие ограничения иногда именуются «барьерами на входе». Высокие барьеры на входе очень полезны для организации, так как ограничивают конкуренцию, а потому их создание чрезвычайно эффективно для повышения конкурентоспособности. Некоторые барьеры на входе приведены в таблице 4. 

     Таблица 4 – Барьеры на входе

Комментарий Описание комментария
Местоположение Местоположение - ключевой момент. Особенно это заметно в розничной торговле. Для того чтобы занять выгодное местоположение, надо попытаться занять его раньше других, попытаться приобрести или предпринять меры по созданию выгодного местоположения. Например, лоббируя перенос остановки общественного транспорта к месту вашего бизнеса.
Минимизация 
издержек
Один из самых  действенных, труднопреодолимых для конкурентов барьеров. Здесь важно понимать, что предела такой работе нет.
Продолжение таблицы 4
1 2
Интеллектуальная 
собственность 
(патенты)
Патенты имеют  огромное значение для получения  конкурентного преимущества в любом бизнесе. Всегда нужно проверять, не имеет ли организация идей, которые можно запатентовать.
Торговая  марка Создание привлекательной  торговой марки - это барьер. Другое дело, что работа эта долгая и дорогая.
Знания Этот барьер часто не учитывают. Но нет ничего важнее, чем знания о том, что ценит клиент. Крайне важно привлекать лучших специалистов и полностью использовать потенциал имеющихся.
 

     Все большее число фирм признает необходимость  стратегического планирования и  активно внедряет его. Это обусловлено  растущей конкуренцией. Приходится жить не только сегодняшним днем, но предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

     Таким образом, в первой главе курсовой работы, нами рассмотрены теоретические  основы формирования конкурентной среды, в том числе охарактеризована сфера бизнеса, изучены конкуренты и виды конкуренции, исследованы методы анализа конкурентов в сфере бизнеса. 
 
 
 
 
 

    2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОГО РАЙПО «ЕДИНСТВО» 

      2.1 Характеристика Орловского райпо «Единство» 

    Орловское райпо «Единство» является юридическим лицом, основанным на добровольном  объединении граждан и юридических лиц, созданным на основе членства в соответствии с Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и ГК РФ для удовлетворения материальных и иных потребностей участников.

    Полное  фирменное наименование – Орловское райпо «Единство» Организационно-правовая форма анализируемого предприятия- потребительское общество. Юридический адрес :г.Орел, Кромская пл. 12а.

      Предметом деятельности потребительского  общества являются :закупочная деятельность, направленная на обеспечение продуктами питания своих членов и иных лиц; предпринимательская деятельность, соответствующая основным целям потребительского общества; привлечение заемных средств, участие в союзах и ассоциациях; учебно-просветительская, рекламная, издательская и другая деятельность, обеспечивающая более эффективную реализацию уставных целей.

    Граждане  и юридические лица, внесшие вступительный и паевой взносы и принятые в Общество в предусмотренном Законом и Уставом порядке, являются его пайщиками.

    Целью Орловского райпо «Единство» является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.

    Основой экономической деятельности Орловского райпо «Единство» является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.

    Важным  этапом для анализа деятельности предприятия является рассмотрение его структуры аппарата управления .Так как она определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а также характер возложенных на них функций, устанавливает перечень соответствующих подразделений и штат их работников. Качественное и эффективное управление на всех этапах деятельности приведет к повышению эффективной работы всего предприятия.

    Общая организационная структура аппарата управления Орловского райпо «Единство» представлена на рисунке 4.

      

    Рисунок  4 Структура аппарата управления Орловского райпо «Единство» 

      Данная  структура относится к линейно – функциональному типу.

      Основные  достоинства:

      -стимулирование деловой профессиональной специализации;

      -улучшение координации деятельности предприятия;

      -уменьшение дублирования в функциональных областях.

      Недостатки:

      -подразделения организации могут быть заинтересованы в реализации только своих локальных целей;

      -отсутствие тесного взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями;

      -неадекватное реагирование на требования внешней среды. 

      Реорганизация или ликвидация Общества может осуществляться по решению пайщиков общего собрания Общества. 

      Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. В связи с этим рассмотрим такие понятия, как «внешняя среда» и «внутренняя среда».

      Внешняя среда организации - это вся совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

      Потребителями Орловского райпо «Единство» являются физические лица, которым необходимы товары повседневного спроса, основные продукты питания, бытовая химия. В связи с этим ассортимент Орловского райпо «Единство» ориентирован на конечного потребителя ,нуждающегося в товарах, которые можно назвать «основными»(хлебобулочные изделия ,мясо, молочные изделия, овощи, фрукты). Оценивая широту и глубину ассортимента Орловского райпо «Единство», можно сказать, что ассортимент разнообразнее ассортимента конкурентов, но нельзя сказать, что он достаточно широк для магазина товаров «повседневного спроса» ,однако выигрывает среди конкурентов в основном за счет большей торговой площади и удачного расположения в обслуживаемом районе.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия