Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции торговля оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий торговли, стали весьма затруднительны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособных предприятий торговли, ориентированных на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
Основная цель данной курсовой работы – проанализировать и дать оценку конкурентов Орловского райпо «Единство».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ БИЗНЕСА………………………………………………………………………..6
1.1 Сфера бизнеса…………………………………………………………………6
1.2 Конкуренты и виды конкуренции…………………………………………11
1.3 Методы анализа конкурентов……………………………………………….15
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОГО
РАЙПО «ЕДИНСТВО» ……………………………………………………….22
2.1 Краткая характеристика Орловского райпо «Единство»…………………22
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Орловского райпо «Единство»…………………………………………………..27
2.3 Оценка конкурентоспособности Орловского райпо «Единство» и анализ конкурентов…………………………………………………………….…………37
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРЛОВСКОГО РАЙПО «ЕДИНСТВО»…42
3.1 Совершенствование системы стимулирования продаж………….42
3.2Формирование ценовой политики ……………………………………….44
3.3 Расчет экономического эффекта………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б -Показатели хозяйственной деятельности организации…53
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Показатели финансового состояния организации…...57
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках Орловского райпо «Единство» за 2009 – 2010 годы…………………...……….59

Работа состоит из  1 файл

ИТОГ 3.doc

— 762.50 Кб (Скачать документ)

      Рисунок 6 – Изменения уровня конкурентоспособности Орловского райпо «Единство»

        На повышение общей конкурентоспособности  предприятия повлияло увеличения ряда основных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Рост конкурентоспособности создает благоприятные условия для процветания предприятия, прочного и стабильного существования на рынке розничной торговли.

      Также, оценить уровень конкурентоспособности Орловского райпо «Единство» можно проанализировав уровень цен конкурентов на товары повседневного спроса.

      Таблица 6 - Анализ уровня цен конкурентов

Товар Характеристика  товара Орловское райпо  «Единство» Павильон «24 часа» Магазин «Продукты»
Молоко «Щедрая буренушка» 3,2% жирности1 л., в мягкой полиэт. упаковке 27 25 26
Сметана «Простоквашино» 20% жирности 250 г.,в  пластмассовом стаканчике 38 38 35
Кефир «Летний день» 3,2% жирности 0,5 л.в картон.упаковке 24 22 23
Хлеб  «Городской» Нарезной,вес 350 гр,упакован 18 17 18
Батон к чаю «Умница» Нарезной, 350 гр,упакован 18 16,50 16,60
Чай «Майский» 100гр,черный,мелколистовой 37 33 30
Апельсины (1 кг)                              42 35 37
Крупа гречневая   98 90 93
Масло подсолнечное «Олейна»   65 60 65
Яйца (1с 10шт)   30 28 25
Сок «Фруктовый сад»(1л)   39 35 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Из  таблицы видно, что самый высокий  уровень цен в Орловском райпо  «Единство». На втором месте по уровню цен- магазин «Продукты».Самые низкие цены в павильоне «24 часа».Несмотря на то ,что по уровню цен павильон «24»часа находится в выйгрышном положении, его нельзя назвать главным конкурентом, так как ассортимент так очень узок, торговая площадь очень маленькая, что создает неудобства при покупке. К недостаткам магазина «Продукты» можно отнести традиционную форму самообслуживания. Для повышения рыночной привлекательности можно порекомендовать ряд мероприятий, направленных на снижение некоторых статей затрат, которые помогут снизить себестоимость продукции , а соответственно снизить уровень цен.

             Проведем сравнительный анализ  системы стимулирования продаж  Орловского райпо «Единство»  и его конкурентов- магазин  «Продукты» ,павильон «24 часа».

  
 
 

Метод Орловское райпо  «Единство» Магазин «Продукты» Павильон «24 часа»
1.Предоставление бесплатных образцов продуктов - - -
2. Свободная демонстрация и проверка  продукта - - -
3. Распространение информации с  предложениями льгот и скидок  агентами по сбыту - + +
4. Рассылка информации о скидках  и льготах по почте - + -
5. Распространение информации о скидках и льготах через газеты - - +
6 Демонстрация товара в точке сбыта + - +
7. Объявления о гарантиях возврата  денег - + +
8. Снабжение покупки мелким подарком - + -
9. Пакет из нескольких продуктов  со скидкой - - -
10. Конкурсы и лотереи - + +
 
 

Из таблицы  видно ,что в Орловском райпо  «Единство» плохо развита система  стимулирования сбыта. Конкуренты находятся  в более выйгрышном положении . Мероприятий  по стимулированию сбыта практически  не проводится ,что ведет к снижению популярности магазина среди покупателей. Орловскому райпо «Единство» необходимо провести ряд мероприятий по стимулированию продаж. 
 
 
 

 

Метод Преимущества Недостатки
1. Предоставление бесплатных образцов  продуктов Привлекает  новых потребителей. Дает им возможность  наиболее полно оценить продукт. Способствует более быстрому восприятию продукта Сопряжен  со значительными расходами. Не позволяет  в полной мере оценить перспективы  реализации продукта
2. Свободная демонстрация и проверка  продукта Преодоление невосприимчивости к новому, непривычному продукту. Формирование нового продукта Сложен и  дорог в организации и проведении. Большие затраты времени. Охват  узкого круга потребителей
3. Распространение информации с  предложениями льгот и скидок  агентами по сбыту Высокая избирательность, нацеленность на заранее выбранный круг потребителей. Высокая степень восприимчивости потребителей и их внимания к продукту Очень трудоемкий процесс, требующий много времени  для достижения ощутимого эффекта. Нуждается в тщательном контроле
4. Рассылка информации о скидках и льготах по почте Очень высокая  избирательность и хорошая восприимчивость  потребителей к продукту. Возможность  застать потребителей в привычной  для использования продукта обстановке Нужно достаточно много времени для получения  ощутимых результатов. Высокая зависимость от качества письменного информационного сообщения потребителям
5. Распространение информации о  скидках и льготах через газеты Быстрота  и удобство в практическом использовании. Учет географических особенностей сбыта Низкая степень восприимчивости потребителей. Розничные торговцы могут не признать скидки и льготы. Требуется тщательное планирование
6. Распространение информации о  скидках и льготах через специздания Максимально точная ориентация на заранее выбранные  группы потребителей. Эффективный охват наиболее важных групп потребителей Может быть весьма дорогостоящим. Наиболее важные потребители не всегда реагируют  на те льготы, которые предлагаются
7. Объявления о гарантиях возврата  денег Повышает  престиж фирмы. Формирует рынок для новых продуктов Результаты  появляются не сразу. Весьма ограниченное воздействие на рост объемов продаж
8. Снабжение покупки мелким подарком Способствует  росту объемов продаж. Незначительные дополнительные расходы по сбыту Есть угроза мелких краж (особенно у розничных торговцев). Недостаточный стимул для постоянного клиента
9. Пакет из нескольких продуктов  со скидкой Способствует  быстрому увеличению объемов продаж. Наглядный и удобный в использовании Низкая избирательность  к заранее выбранным группам потребителей. Может подрывать престиж торговой марки
10. Конкурсы и лотереи Способствует  росту доверия к торговой марке Дорогостоящий в применении. Участие ограниченного  круга клиентов
11. Демонстрация товара в точке  сбыта Эффективное средство привлечения внимания потребителей Требуется согласие дилера
 
 
 
 
 

3.1 Совершенствование  системы стимулирования продаж  Орловского райпо «Единство»

Стимули́рование продаж  это вид маркетинговых коммуникаций, обозначающий комплекс мероприятий с целью ускорения сбыта товаров. В основе данных мероприятий — краткосрочное увеличение продаж путем предоставления покупателю  определенной выгоды.

Для Орловского райпо «Единство» подойдут не все методы стимулирования. Предприятие не обладает большой суммой денег, для подобных нужд. 

Орловскому райпо «Единство» можно порекомендовать стимулирование продаж ,путем предоставления скидок при покупке на определенную сумму и введение «счастливых часов» в магазине. Например, каждый вторник и четверг с 10 до 11 часов скидка в размере 10% при покупке на суму 500 рублей. Какие товары будут выставлены на распродажу, заранее не объявляется, но время известно заранее, и акции должны проводиться регулярно.

Рассчитаем приблизительный  рост выручки при внедрении данного  метода стимулирования. Дневная проходимость магазина приблизительно составляет 120 человек. Значит , количество людей,посетивших магазин в течение часа будет составлять приблизительно 12 человек. По статистике , в «счастливые часы» количество посетителей увеличивается как минимум в 2 раза.

Рассчитаем приблизительный прирост выручки,который получит Орловское райпо «Единство» при введении данного метода стимулирования продаж.

                                                     ПРвыр =СП*0,9*Ч

где ,   ПРвыр –прирост выручки

СП –сумма покупки

Ч-численность  покупателей ,участвующих в акции.                                                    ПРвыр = 500*0,9*24=10800

Итак , приблизительный  прирост выручки  при введении системы «счастливых часов» составит 10,8 тыс. рублей.Ежемесячный рост выручи составит

                                         10,8*8=86,4 тыс.рулей. 

 В шведских продовольственных супермаркетах популярна акция «Все товары по 10 крон». В начале торгового зала располагаются паллеты с товаром, срок годности которых истекает завтра или на этой неделе (при длительном сроке хранения). Все они стоят гораздо дороже, чем 10 крон, но чтобы продать практически убыточный товар, супермаркет продает все их по одной низкой цене. 

    3.3 Повышение конкурентоспособности  путем введения  системы  скидок  покупателям. 

      Эффективным методом привлечения покупателей, а следовательно, повышения конкурентоспособности , является предоставление скидок покупателям. Для увеличения выручки и объема товарооборота можно ввести фиксированную скидку, при совершении покупки на определенную сумму.

      Однодневная выручка  магазина составляет приблизительно 30000 рублей. Средний чек покупки  составляет 250 рублей. Планируемый объем  скидки при общей сумме покупки 300 руб.-5 %.Имея эти данные можно рассчитать приблизительное количество посетителей  магазина, совершивших покупку. 

                                                        П=Вдн/Чср                                               (6) 

Где, П- количество посетителей магазина, совершивших  покупку

Вдн –дневная выручка  магазина

Чср –величина  среднего чека. 

П = 30000/250=120                                                         (7) 

      Если  предположить, что 50 %(60чел.) покупателей  захотят увеличить сумму своей  покупки ради получения скидки, то можно рассчитать ежедневный прирост  выручки:

60*50=3000-ежед.прирост к выручке без учета скидки

((30000/100)*50)+3000=18000

18000/100*5=900.

      Общий прирост выручки составит:

33000-900=32100 
 
 
 

  Для стимулирования продаж разливного пива можно  организовать следующий  розыгрыш призов с  использованием многоэтапной лотереи.

  Потребитель, купивший кружку пива, получает стек –  палочку с нанесенными  на нее делениями, которая используется для выявления  результата розыгрыша. Для участия в  розыгрыше призов покупателю необходимо опускать палочку  в пиво, каждый раз  на одно деление. При этом на палочке проявляется картинка с изображением выигранного приза или информация о его отсутствии. Чем выше деление, тем вероятность выигрыша меньше, а его стоимость выше. Первое деление всегда выигрывает дополнительную кружку пива. При согласии продолжать участие в лотерее и опустить палочку на следующее деление покупатель теряет право на получение уже выигранных призов. Если при опускании стека на очередном делении выигрыша нет, покупатель не выигрывает ничего. После потребления определенного количества пива потребитель уже склонен к риску: во-первых, потому что пива ему уже не хочется, во-вторых, потому что он достаточно разогрет спиртным, чтобы получать удовольствие от риска. 
 
 
 

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия