Лекции по "Экономике организаций (предприятий)"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:30, курс лекций

Описание

Экономика предприятия – это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и др.), доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различны услуг.
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа состоит из  1 файл

Экономика организаций КЛ ФиК.doc

— 776.00 Кб (Скачать документ)

Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым  они продают произведенную продукцию  потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и, получая  такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.

В хозяйственной практике применяются  три вида цен на строительную продукцию:

• сметная стоимость, отражающая предельный размер затрат на строительство каждого  объекта;

• прейскурантная цена, которая представляет собой усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и т.п.);

• договорная цена, устанавливаемая  по соглашению между заказчиком и  подрядчиком.

Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон.

Тарифы грузового и пассажирского  транспорта выражают плату за перемещение  грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены – цены, по которым  товары реализуются в розничной  торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.

 

Другие классификации цен 

Особыми видами цен, непосредственно  связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.

Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может  существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку  отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может  зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.

Биржевая цена – цена, по которой  осуществляется оптовая сделка по купле-продаже  товаров на бирже. Она является свободной  ценой, которая колеблется в зависимости  от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях. Договорная (контрактная) цена –- это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.

 

Ценовая политика предприятия 

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о  поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры  и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.

При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:

 • в каких случаях необходимо  использовать при разработке ценовую политику;

 • когда необходимо отреагировать  с помощью цены на рыночную  политику конкурентов;

 • какими мерами ценовой  политики должно сопровождаться  введение на рынок нового продукта;

 • по каким товарам из  продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;

• на каких рынках надо проводить  активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;

• как распределить во времени  определенные ценовые изменения;

• какими ценовыми мерами можно усилить  эффективность сбыта; 

На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.

Обеспечение сбыта (выживаемости) –  главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой  конкуренции, когда на рынке представлено много производителей аналогичного товара. Выбор этой цели возможен в  тех случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также в тех случаях, когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара. Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие занижает цены – использует так называемые цены проникновения – специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка.

Постановка цели максимизации прибыли  означает, что предприятие стремится  максимизировать текущую прибыль. Оно производит оценку спроса и издержек применительно к разным уровням  цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.

Цель, преследующая удержание рынка, предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке  или благоприятных условий для  своей деятельности, что требует  принятия различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

Указанные выше цели ценовой политики обычно являются долгосрочными, рассчитанными  на относительно продолжительный период времени. Кроме долгосрочных предприятие  может ставить и краткосрочные цели ценовой политики. Обычно к ним относятся следующие:

• стабилизация рыночной ситуации;

• снижение влияния изменения цен  на спрос;

• сохранение существующего лидерства  в ценах;

• ограничение потенциальной конкуренции;

• повышение имиджа предприятия или продукта;

• стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции  на рынке, и т.д.

 

 

 

 

 

21 КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

 

Качество продукции

Рыночная экономика предъявляет  особые требования к качеству выпускаемой  продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность. Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. 

Качество продукции как экономическая  категория – тесно связано с такой характеристикой, как потребительная стоимость. С точки зрения экономической теории потребительная стоимость рассматривается как совокупность полезных свойств товара, то есть его полезность; качество же продукции отражает степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Поэтому качество неразрывно связано с потребительной стоимостью, однако не тождественно ей.

С точки зрения степени использования  совокупности потребительских свойств продукции, следует также различать понятия «качество» и «полезный эффект». Качество – потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект – действительная (фактическая) способность товара ее удовлетворять.

В определении качества продукции используются два подхода: технический и экономический. Технический рассматривает качество как совокупность свойств продукции. Экономический – совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.

Качество продукции в значительной степени влияет на уровень таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и предприятия и т.д..

 

Показатели качества

Показатели назначения, определяющие область применения продукции, а также эффект от использования продукции по назначению. Для продукции производственно-технического назначения к таким показателям, например, относится производительность.

Показатели надежности, включающие такие единичные показатели, как безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия.

Показатели технологичности, отражающие эффективность конструкторско-технологических  решений с точки зрения обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (например, освещенность, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.).

Эстетические показатели, объединяющие информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности, выражающие приспособленность продукции для транспортирования. Патентно-правовые показатели, определяющие патентную 
защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке (при наличии в изделии решений, защищенных патентами в стране, а также регистрации промышленного образца и товарного знака).

Экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при эксплуатации или потреблении продукции (например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции).

Показатели безопасности, характеризующие  особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.

Комплексные показатели отражают одновременно несколько или все свойства конкретного  вида продукции, например, назначения, надежности, долговечности и т.д.

 

Конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность продукции, работ  и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.

Под конкурентоспособностью продукции или услуги понимается их способность выдерживать конкуренцию, то есть возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентоспособность — комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший эффект по отношению к цене потребления.

Таким образом, в основе конкурентоспособности  продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособности основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

Таким образом, основное отличие качества от конкурентоспособности заключается в том, что качество — это просто совокупность свойств, а конкурентоспособность — отношение потребителей к этим свойствам товара.

Следует иметь в виду, что при  некоторых различиях между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует тесная связь. Во-первых, они определяются совокупностью свойств товара, а во-вторых, представляют собой изменяющиеся параметры, обусловленные развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса.

Второй составляющей конкурентоспособности  является цена товара. Для того чтобы  товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров (цену потребления).

С конкурентоспособностью товара связан другой показатель —конкурентоспособность предприятия. В экономической литературе он еще не устоялся. Разные исследователи в понятие «конкурентоспособность предприятия» вкладывают различный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ, услуг.

Информация о работе Лекции по "Экономике организаций (предприятий)"