Лекции по "Экономике организаций (предприятий)"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:30, курс лекций

Описание

Экономика предприятия – это совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т.д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и др.), доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различны услуг.
Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа состоит из  1 файл

Экономика организаций КЛ ФиК.doc

— 776.00 Кб (Скачать документ)

При формировании товарной стратегии  необходимо соблюдать ряд условий: иметь четкое представление о  целях производства, сбыта и экспорта на перспективу, стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошо знать рынок и характер его требований; осознавать возможности и ресурсы в настоящее время и в перспективе.

Важное значение для предприятия  имеет успешное решение проблемы формирования ассортимента и управления им.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается  в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли бы требованиям определенных категорий покупателей.

Ассортимент – это набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем  на рынке. Номенклатура, или товарный ассортимент, – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Вид товара (автомобиль, трактор) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, холодильники представлены одно-, двух- и трехкамерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.

Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами или лицензиями и ноу-хау.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ

 

Под оптимальным объемом производства мы понимаем такой его количественный показатель, при котором разница  между валовым доходом, получаемым от реализации производимой продукции, и суммарными издержками, связанными с производством такого количества продукции, является максимальной по отношению ко всем другим возможным вариантам.

Оптимальный — с экономической  точки зрения — объем производства определяется исходя из предельных издержек. Под предельными понимаются приростные издержки производства, т.е. увеличение валовой суммы издержек в связи с увеличением количества выпускаемых товаров.

Предположим, Вы выпускаете 100 товарных единиц, валовые издержки составляют 200 денежных единиц. Средние издержки в расчете на товарную единицу равны двум денежным единицам. Предположим также, что Вы принимаете решение об увеличении производства продукции со 100 до 150 товарных единиц. Прирост объема производства в этом случае составит 50 товарных единиц.

Однако увеличение объема производства вызывает и рост издержек производства. При этом такой рост издержек не всегда пропорционален увеличению объема производства, т. е. различают издержки пропорциональные (когда их прирост пропорционален росту объема производства), прогрессивные, (когда издержки производства растут опережающими темпами по отношению к росту объема производства) и дегрессивные (когда издержки производства растут более низкими темпами по отношению к росту объема производства).

Вернемся к нашему примеру. Допустим, прирост объема производства, составивший 50 товарных единиц, вызвал прирост валовых издержек в 50 денежных единиц. Эти 50 денежных единиц и являются предельными (или приростными) издержками. Причем в нашем примере эти предельные издержки относятся к категории дегрессивных, поскольку средние валовые издержки в расчете на единицу товарной продукции (до увеличения объема производства) составили две денежные единицы, а в расчете на единицу товарного прироста такие издержки равны одной денежной единице.

Вы стали производить 150 товарных единиц, а валовые издержки выросли до 250 денежных единиц. Средние валовые издержки составляют 1,67 денежной единицы. Таким образом, с каждой производимой товарной единицы Вы в этом случае получаете дополнительную (по сравнению с прежней ситуацией) прибыль, равную 0,33 денежной единицы.

При еще большем увеличении объема производства предельные издержки (применительно  к нашему примеру) обязательно примут характер пропорциональных. Предположим, Вы планируете увеличить объем производства со 150 до 200 товарных единиц, что потребует увеличения и валовых издержек на 83 единицы, а валовые издержки в расчете на единицу товарного прироста составят 1,67 денежной единицы, т. е. на уровне средних валовых издержек. Естественно, что и в этом случае Вы примете решение (если ситуация на рынке позволяет это сделать) об увеличении производства. Допустим, через некоторое время Вы намереваетесь увеличить объем производства с 200 до 220 товарных единиц, что потребует роста валовых издержек на 50 денежных единиц. В этом случае предельные издержки в расчете на единицу товара составят 2,5 денежной единицы (50:20), что существенно превышает показатель средних валовых издержек (1,67) по текущему объему производства. С экономической точки зрения в такой ситуации нецелесообразно принимать решение об увеличении производства, поскольку тогда средние валовые издержки возрастут с 1,67 до 1,74 денежной единицы, что повлечет за собой снижение прибыльности производства.

Общие правила по отношению к  таким ситуациям следующие:      

 Прежде всего необходимо  определить средние валовые издержки  в расчете на единицу производимого  товара.      

 Решение об увеличении объема  производства можно принимать  только в случае, если предельные (приростные) издержки в расчете  на единицу дополнительно производимых товаров равны или меньше размера средних валовых издержек по текущему объему производства.       

 Следует отказаться от решения  об увеличении объема производства, если средние валовые издержки  на единицу дополнительно производимых товаров выше, чем средние валовые издержки по текущему объему производства.     

 В случае принятия решения  об увеличении производства необходимо  рассчитать показатель средних  валовых издержек применительно  к новому объему производства.

Отметим, что эти правила действуют тогда, когда предпринимателя интересует только норма прибыли, т.е. максимально эффективный уровень производства (а не масса прибыли), и он не преследует других целей (например, удержать рынок этого товара под своим контролем).

Решение задачи определения оптимального (приносящего наибольшую прибыль) объема  производства  возможно  с  помощью  следующих  методов  оптимизации:

метода сопоставления валовых  показателей (величин)  и  метода  сопоставления предельных показателей (величин).

    Использование методов  при решении задачи определения  оптимального объема производства  предполагает ряд допущений:

    - предприятие производит  и реализует только один товар;

    - целью предприятия   является  максимизация  прибыли   в  рассматриваемом периоде;

    - оптимизируются только  цена реализации продукции и  объем  производства.

Предполагается, что все иные  параметры  деятельности  предприятия  остаются неизменными;

    - объем производства  в рассматриваемый период равен  объему реализации.

Показатель оптимального объема производства для фирмы,  рассчитанный с помощью метода сопоставления предельных показателей полностью совпадает  с показателем,  полученным  при  использовании  метода  сопоставления  валовых показателей.

В случае падения рыночной цены предприятие не  может  выжить,  т.к.  оно будет нести убытки в течение длительного  времени.  Поэтому  в  долгосрочной перспективе цена реализации  производимой  продукции  должна  быть  не  ниже величины средних валовых издержек.

    В  краткосрочной  перспективе   предприятие   бывает   вынуждено   нести постоянные издержки даже в случае  временного  прекращения  производства,  и сбыта продукции. Следовательно, предприятию  с  экономической  точки  зрения предпочтительнее  иметь  хотя  бы  незначительную  величину  покрытия,   чем полностью  лишиться  ее.  Поэтому  в  случаях  временного   снижения   цены, минимально  допустимая  цена   для   продавца,   находящегося   в   условиях совершенной  конкуренции,  должна  равняться  величине  средних   переменных издержек.

Если руководство фирмы предполагает,  что  речь  идет  о  временном  снижении рыночной цены,  необходимо  попытаться  свести  убытки  к  минимуму путем  реализации  оптимального  для  сложившихся  рыночных  условий  объема продукции (продажа 70000 шт.). Если же руководство  полагает,  что  рыночная цена постоянно будет находиться на  уровне  30  гривен,  то  в  этом  случае производство данного товара не является рентабельными. В связи с этим  фирма должна прекратить производство данного товара,  чтобы  не  нести  постоянные издержки. В период свертывания производства фирма также должна  поддерживать производство  на  уровне,  обеспечивающем  максимально  возможную   величину покрытия.

Методы  сопоставления  валовых  и  предельных  показателей  могут   быть использованы предприятием монополистом для  расчета  объема  производства  и цены реализации своей продукции на уровне, обеспечивающем  ему  максимальную прибыль.

Исходным положением метода сопоставления  предельных показателей является то, что увеличение объема производства рентабельно в таких размерах,  пока величина  определенного дохода  или дополнительного дохода   на   единицу продукции, превышает величину предельных издержек.

    При  рассмотрении  данного  метода  воспользуемся  запланированными  для товара  показателями  объема  реализации   и   издержек   производства.

Снижение цены при увеличении объема производства эффективно в рамках тех  величин, при которых кривая предельного  дохода  располагается  выше  кривой предельных издержек до пересечения кривых. Оптимальный объем производства  и реализации товара  равен 600000  шт. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28 СТАНДАРТЫ И СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

 

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.

Стандарт – это нормативно-технический  документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим  условиям (ТУ).

Технические условия – это нормативно-технический  документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а  при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон. Требования, предусмотренные в техническими условиями, не могут быть ниже, чем в государственных стандартах.

Система управления качеством продукции  базируется на комплексной стандартизации.

Стандарты определяют порядок и  методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к  средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Государственная стандартизация выступает  средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления.

ИСО серии 9000 гарантируют потребителю  право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную  базу, предусматривающую активную роль потребителя в процессе изготовления качественной продукции.

ИСО 9000 используются для определения  различий и взаимосвязей между основными  понятиями в области качества и как представление руководящих  положений по выбору и применению стандартов ИСО на системы качества, которые служат для внутреннего пользования на фирме при решении задач управления качеством ( ИСО 9004).

В нашей стране сформировалась Государственная  система стандартизации Российской Федерации (ГСС), в которую включены пять основных стандартов:

1. ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

2. ГОСТ Р 1.2-92 Государственная  система стандартизации Российской  Федерации. Порядок разработки  государственных стандартов.

3. ГОСТ Р 1.3-92 Государственная  система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.

4. ГОСТ Р 1.4-92 Государственная  система Российской Федерации.  Стандарты предприятия. Общие  положения.

5. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная  система Российской Федерации.  Общее требование к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

В России действуют три государственных  стандарта:

1. ГОСТ 40.9001-88 “Система качества. Модель  для обеспечения качества при  проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.

2. ГОСТ 40.9002.-88 “Система качества. Модель  для обеспечения качества при  производстве и монтаже”.

3. ГОСТ 40.9003-88 “Система качества. Модель  для обеспечения качества при  окончательном контроле и испытаниях”.

В Государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

  • требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • требования совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения и другие общетехнические правила и нормы.

Информация о работе Лекции по "Экономике организаций (предприятий)"