Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 09:44, курс лекций
Цель дисциплины - изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и методами работы по управлению персоналом.
Задачи курса:
1) изучение научных основ управления персоналом;
2) обучение формам, методам и правилам работы с персоналом учреждений, организаций и фирм;
3) формирование нового мышления в отношении принципов формирования и использования персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «Управление
персоналом организации»……………………………………………………………………3
Тема 2. Персонал организации как объект управления…………………………………4
Тема 3. Маркетинг персонала……………………………………………………………….11
Тема 4. Кадровая политика. Планирование работы с
персоналом организации……………………………………………………………………..15
Тема 5. Прием (найм) персонала. Особенности приема персонала……………….……20
Тема 6. Стратегическое и оперативное управление персоналом…………………….…24
Тема 7. Развитие персонала…………………………………………………………….……34
Тема8. Оценка использования персонала организации…………………………………41
Тема 9. Оценка затрат и эффективности
управления персоналом…………………………………………………………………...….47
Тема 10. Организация оплаты труда и политика
вознаграждения персонала……………………………………………………………...….60
Лекции по дисциплине
“Управление персоналом”
(шарья)
Содержание
Стр.
Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «Управление
персоналом организации»…………………
Тема 2. Персонал организации как объект управления…………………………………4
Тема 3. Маркетинг
персонала………………………………………………………
Тема 4. Кадровая политика. Планирование работы с
персоналом организации……………………
Тема 5. Прием (найм) персонала. Особенности приема персонала……………….……20
Тема 6. Стратегическое и оперативное управление персоналом…………………….…24
Тема 7. Развитие персонала………………………………………………………
Тема8. Оценка использования
персонала организации………………………
Тема 9. Оценка затрат и эффективности
управления персоналом………………………
Тема 10. Организация оплаты труда и политика
вознаграждения
персонала………………………………………………………
Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом организации»
Цель дисциплины - изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и методами работы по управлению персоналом.
Задачи курса:
1) изучение научных основ управления персоналом;
2) обучение формам, методам и правилам работы с персоналом учреждений, организаций и фирм;
3) формирование нового
мышления в отношении
4) овладение системным
подходом к управлению
5) обучение моделированию трудовой карьеры;
6) овладение методами
стратегического управления
Предметом курса управления персоналом является система знаний, связанных с целенаправленным организованным воздействием на людей, занятых трудом, (персоналом) с целью обеспечения эффективного функционирования организации (предприятия, учреждения) и удовлетворения потребности работника и интересов трудового коллектива.
Содержание курса – принципы и методы управления персоналом, теоретические и практические проблемы функционирования систем управления персонала (нового знания), пути реализации кадровой политики, выбор максимально эффективной технологии управления. Курс необходим для получения знаний об эффективном управлении персоналом с целью полного использования возможностей человека к труду.
Структура курса: Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «Управление персоналом организации» Персонал организации как объект управления Принципы, цели и методы управления персоналом Стратегия управления персоналом Управление человеческими ресурсами Кадровая политика Планирование работы с персоналом организации Оперативное управление персоналом Развитие персонала Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала Планирование и управление трудовой карьерой работника, Прием (найм) персонала Внутрифирменный рынок труда Маркетинг персонала Оценка использования персонала организации Оценка затрат и эффективности управления персоналом Организация оплаты труда персонала Политика вознаграждения персонала Организация управления персоналом
Управления персоналом
также изучает разделение ответственности
внутри службы управления персоналом,
определение приоритетов в
Тема 2. Персонал организации как объект управления
1.Человеческий
фактор и его роль в
Логика развития капиталистического
управления трудом поставила в 80-е
годы вопрос о глубокой перестройке
менеджмента на основе качественно
новых - инновационных принципов. По
мере того как на смену массовому
производству с его стандартизацией,
регламентацией, бюрократизацией приходит
"ускорение изменений" - сокращение
жизненного цикла продукции, разнообразие
потребностей, подвижность ресурсов,
вмешательство неценовых
Человеческий фактор - "это система взаимодействующих, занимающих разное положение классов, слоев и групп, деятельность и взаимодействие которых обеспечивают прогрессивное развитие общества" Другими словами, человеческий фактор раскрывает человека во многих измерениях: как трудящегося, как гражданина и семьянина, как человека во всем многообразии его чувств и помыслов. Личный фактор производства (в непосредственно-социальном значении - личностный фактор) характеризует все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности. Это функционирующая (реализуемая в действии) рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик. Личный фактор производства и рабочая сила соотносятся как целое и частное. Рабочая сила, выражая лишь производственные потенции работника, не может выступать в качестве фактора производства. Им является человек, обладающий способностью к труду (рабочей силой), который осуществляет процесс труда, т.е. включен в процесс производства.
Человеческий фактор надо рассматривать
как проявление всей совокупности личностных
качеств человека, которые влияют
на его трудовую активность. Данное
понятие указывает на решающую роль
человека в процессе производства.
Человеческий фактор - это люди организаций
и учреждений, объединенные для совместной
деятельности. В структурном плане
- это в первую очередь личность,
рабочая группа, трудовой коллектив.
Человеческий фактор - это не только
коллективный работник, но и коллективный
субъект общественной жизни, имеющий
социальную, демографическую, экономическую
и политическую структуру, взаимодействие
элементов которой обеспечивает
развитие общества. Такой взгляд согласуется
с пониманием цели общественного
развития как создание необходимых
условий для социального
Внимание к человеческому
2.Управление персоналом: основные черты.
Управление персоналом представляет
собой систему взаимосвязанных
организационно-экономических
Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками: квалификация, компетенция, способности, установки, главным из которых является наличие трудовых отношений с работодателем. Самый важный управленческий ресурс. Можно классифицировать персонал по нескольким направлениям: А) Основные (непосредственно осуществляют технологии производства) и вспомогательные работники (осуществляют помощь основному производству). Б) Управляющие работники (профессионалы, специалисты, главные специалисты, 1-ый руководитель…). В) Технические исполнители). Г) Обслуживающий персонал. Д) По полу (мужчины и женщины). Е) По стажу Ё) По квалификации
Управление персоналом — целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации. Главная цель управления персоналом — вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.).
В общем виде деятельность по управлению персоналом заключается в следующем:
• в формировании системы управления организацией в целом и системы управления персоналом;
• планировании кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации;