Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 14:03, курсовая работа
Одним из первых создателей целостной системы управления производством, получившей название школы научного управления, был американский инженер Ф.У. Тейлор (1856— 1915). "Система Тейлора" закладывала основы научной организации труда, предполагающей «выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение и т. д. их действия»
1. Теоретические основы менеджмента фармацевтической организации
1.1 Основы научного менеджмента. Модели и методы в фармацевтическом менеджменте
1.2 Типы организаций в фармации и структура их управления
1.3 Коммуникации в управлении фармацевтической организации. Конфликты
1.4 Деловая корреспонденция в фармацевтических (аптечных) организациях
1.5 Процесс и методы разработки и принятия решений
1.6 Принципы и стили управления трудовым коллективом. Основы кадрового менеджмента в аптечной (фармацевтической) организации
2. Исследование стиля руководства персоналом аптечного (фармацевтического) предприятия
Список литературы
Рис.1.2.3.
Линейно-штабная структура
Линейно-функциональная структура – структура,
при которой специалисты одного профиля
объединяются в структурные подразделения
и принимают решения, обязательные для
производственных подразделений. Т.е.
производственные отделы подчиняются
одновременно линейному руководителю
(например, начальнику цеха) и руководителям
функциональных отделов (например, отдела
снабжения, маркетинга, финансов, планирования).
Программно-целевая
структура (рис.1.2.5.).
Рис.1.2.5.
Программно-целевая структура
В соответствии с дивизиональной структурой управления деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам6.
Чтобы организации имели возможность реагировать на изменения окружающей среды и внедрять новую технологию, были разработаны адаптивные организационные структуры7. Эти новые органические типы организационных структур нельзя в любой ситуации считать более эффективными, чем механистические. Органические структуры больше всего подходят для таких фирм, которые действуют в быстро меняющейся обстановке.
Два основных типа органических структур, используемых сегодня, - это проектные и матричные организации.
Проектная
организация – это временная структура,
создаваемая для решения конкретной задачи.
Наиболее широко известный вариант проектной
организации – матричная организация.
Матричная структура – структура, при
которой производственные подразделения
подчиняются одновременно руководителям
функциональных отделов и руководителям
конкретных проектов8 (рис.1.2.6.).
Рис.1.2.6.
Пример матричной структуры управления
организацией
Необходимо
отметить, что фармацевтические (аптечные)
предприятия не имеют принципиальных
различий в организационном построении
от других организаций.
1.3
Коммуникации в управлении
фармацевтической организации.
Конфликты
Для того чтобы использовать управленческую информацию, ее нужно передавать, перемещать с одного объекта на другой, организовывать взаимосвязи между этими объектами9.
Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название коммуникации. Одновременно под коммуникацией понимают связь между объектами, а также сам процесс взаимодействия в организации и между организациями.
Коммуникации играют в менеджменте огромную роль, являются важнейшим средством для достижения целей организации.
В зависимости от объектов коммуникационной деятельности и решаемых ими при этом задач различают следующие виды коммуникаций: коммуникации по горизонтали, коммуникации по вертикали, командные коммуникации, коммуникации «состояния», коммуникации с внешней средой, неформальные коммуникации.
Коммуникации по горизонтали — это связи на одном уровне управления. Они применяются для обмена информацией между равными по иерархии подразделениями организации.
Коммуникации по вертикали связывают органы и объекты управления, находящиеся на различных уровнях иерархической лестницы. Эти коммуникации используются, прежде всего, для передачи командной информации и информации «состояния».
Командные коммуникации служат для передачи приказов и распоряжений "сверху-вниз", от начальников к подчиненным. С помощью этих коммуникаций до исполнителей доводятся решения, принятые руководителями.
Коммуникации "состояния" представляют собой линии обратной связи, идущие от подчиненных к руководителям. По ним передаются доклады о выполнении решений, данные об обстановке на местах, возникающих проблемах и т. п.
Коммуникации с внешней средой связывают организацию с источниками внешних ресурсов, потребителями, партнерами, другими субъектами рынка, организациями, составляющими инфраструктуру менеджмента (банками, биржами, аукционами, рынками), органами государственного управления, общественностью, средствами массовой информации и т. д.
Неформальные коммуникации представляют собой пути распространения неофициальной информации, так называемых утечек, а также всевозможных слухов. Эти каналы, несмотря на их, казалось бы, несерьезный характер, сегодня широко и сознательно используются в информационной работе для зондажа общественного мнения, дезинформации и дискредитации конкурентов.
Коммуникационные задачи решаются в ходе коммуникационных процессов, т. е. процессов обмена информацией10.
Коммуникационный процесс осуществляется в несколько этапов: производство информации, кодирование информации, передача информации, потребление информации.
Производство информации представляет собой добывание, составление сведений, их оценку, отбор среди них необходимых, соответствующее упорядочивание.
Кодирование информации заключается в придании ей формы, требуемой для передачи (речевой, бумажной, электронной), при необходимости — в засекречивании информации.
Передача информации связана с выбором и использованием канала связи. При этом должна учитываться пропускная способность канала, его надежность, соответствие передаваемой информации, быстродействие, стоимость.
Потребление информации предусматривает облечение ее в необходимую форму, приведение к виду, удобному для использования, осуществление реализации информации путем выработки управленческих решений.
Эффективность коммуникаций в любой организации, в том числе фармацевтической, зависит от важности, своевременности возникновения идеи, умения правильно ее закодировать и, выбрав оптимальный канал связи, донести до получателя11.
Совершенствование умения общаться способствует эффективности коммуникационного процесса. Но на пути обмена информацией в организации возникают преграды, не зависящие от отравителя сообщения. В первую очередь — это искажение информации при ее движении внутри организации по вертикали (вверх-вниз). Это непреднамеренные искажения, связанные с затруднениями в межличностных контактах. Преградой в эффективности коммуникационного процесса может выступать и неудовлетворительная структура организации.
К внутренним коммуникациям организаций относятся, например: деловая беседа, разговор, совещание, переговоры; примером внешней коммуникации является, например, заключение договора (контракта), проведение симпозиума, лекций, семинаров.
В любых организациях, в том числе фармацевтических, в процессе взаимодействий ее членов возникают формальные и неформальные группы. Формальные группы – это официально регламентированные группы предприятия, например какой-либо отдел организации. Неформальные группы образуются в процессе общения людей внутри организации на основе общих интересов, ценностей и т.д.
Для того чтобы наиболее полно использовать возможности неформальных групп в целях формальной организации, менеджер должен владеть методами и искусством управления ими. В качестве главных принципов такого управления необходимо иметь в виду следующие:
1. Недопустим прямой перенос методов управления формальными организациями на управление неформальными группами.
2. При управлении неформальными группами на первый план выходят социально-психологические методы менеджмента, административные методы исключаются.
3. Недопустимо прямое вмешательство менеджера в формирование и деятельность неформальных групп.
4. Следует налаживать постоянные связи и взаимодействие между формальными и неформальными структурами; прежде всего это касается постановки и реализации целей, задач и стимулов.
5. Следует постоянно выявлять неформальных лидеров и налаживать с ними конструктивные отношения.
6. Особое внимание должно уделяться возникающим у членов неформальных организаций социальным проблемам и быстрой реакции на них.
7. Необходимо предусматривать и осуществлять организационную, техническую и экономическую поддержку всем рациональным предложениям и начинаниям неформальных групп.
8. За деятельностью неформальных групп должен вестись постоянный, но ненавязчивый контроль.
9. Целесообразно наладить с неформальными группами равноправный диалог.
10. Должна быть предусмотрена система согласования целей между неформальными и формальными организациями и соответствующая координация усилий.
11. Необходимо наладить двустороннюю информационную связь между формальными и неформальными группами как в части получения, так и передачи необходимой информации.
12. Все отношения между формальными и неформальными организациями должны строиться на принципах добровольности, доброжелательства и взаимного интереса.
Как всякий сложный механизм, менеджмент нуждается в наладке, регулировке, устранении сбоев. Одной из причин таких сбоев в системе управления организацией являются внутренние конфликты.
Под конфликтом понимается разногласие между отдельными членами (группами членов) организации.
Роль и задача менеджера заключаются в том, чтобы грамотно управлять конфликтами: разрешать, ликвидировать контрпродуктивные конфликты и стимулировать, направлять в нужное русло продуктивные конфликтные ситуации.
Управлять
конфликтами можно с помощью
административных, организационных, социально-психологических,
воспитательных средств, при этом использовать
такие методы, как: закрытие вопроса, силовое
давление, сглаживание противоречий, "движением
навстречу", "уходом от конфликта"12.
1.4
Деловая корреспонденция
в фармацевтических (аптечных)
организациях
Документирование управленческой деятельности в фармацевтических (аптечных) организациях охватывает все процессы, относящиеся к записи (фиксации) на различных носителях и оформлению по установленным требованиям информации, необходимой для осуществления управленческих действий.
Документирование осуществляется на естественном языке (рукописные, машинописные документы, в том числе телеграммы, телефонограммы, машинограммы), а также на искусственных языках с использованием новых носителей13.
Состав управленческих документов определяется компетенцией и функциями организации, порядком решения вопросов, объемом и характером взаимосвязей с другими организациями и закрепляется в табеле документов. Единство правил документирования управленческих действий на всех уровнях управления обеспечивается применением Государственной системы документационного обеспечения управлением (ГСДОУ) и унифицированных систем документации (УСД).
Унифицированные системы документации — это комплекс взаимоувязанных документов, созданных по единым правилам и требованиям, содержащих информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. УСД предназначены для использования как с помощью средств вычислительной техники, так и при традиционных методах обработки информации.
Решения, постановления и приказы издают во всех случаях, когда необходимо принять нормативный или индивидуальный акт по основным вопросам компетенции организации. Распоряжения и указания издаются по оперативным вопросам и для организации исполнения постановлений, решений и приказов.
Ход обсуждения вопросов и решения, принимаемые на заседаниях коллегиальных органов, советах, собраниях, совещаниях, фиксируются в протоколах. Протоколы оформляются на основании записи хода заседаний, стенограмм, звуковых записей (текстов докладов, выступлений, справок, проектов постановления или решений, повестки дня, списков приглашенных и др.).