Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:45, курсовая работа
С приобретением независимости, Кыргызстан выбрал путь перехода от централизованной плановой экономики к рыночно ориентированной. Экономическая трансформация, также как и политическая, потребовала развития новых организационных структур и нового экономического мышления. Хотя распад Советского Союза явился одним из негативных факторов, повлиявших на экономическое положение страны, основные причины экономического и бюджетного кризиса были структурного и системного характера.
ряд требований, предъявляемых к лицу, обратившемуся за кредитом. Лица,
занимающиеся рассмотрением заявок на получение кредита, должны, как минимум, выполнить следующие действия:
а) изучение потенциального заемщика с привлечением максимально
полной информации как о нем самом, так и о той отрасли экономики, в которой он намеревается использовать полученные средства. При изучении
следует учитывать, пользовался ли заемщик кредитами в прошлом, каким
образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, степень ответственности, готовность выполнять свои обязательства. Также следует
принимать во внимание его репутацию как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане, имеет смысл запросить информацию о нем в других
кредитных учреждениях, если ему предоставлялись кредиты ранее. Рассматривается также срок и опыт работы заемщика в данной отрасли, его успехи
и достижения;
б) проведение беседы с заемщиком (если заемщик - юридическое лицо,
то с руководителями предприятия), в ходе которой следует составить первоначальный психологический портрет заемщика, определить его компетентность и профессиональную подготовленность. В ходе беседы не следует
стремиться выяснить сразу все аспекты деятельности заемщика, а сконцентрировать внимание на базовых вопросах, представляющих интерес в
свете возможной выдачи кредита;
в) запрос у заемщика документов, позволяющих более полно оценить
его состояние, это:
- заявка на получение кредита с указанием цели, требуемой суммы,
срока и условий, на которых будет получен кредит;
- учредительные
документы (нотариально
- финансовый отчет с отметкой налоговых органов, включающий баланс
и отчет о прибылях и убытках на конец предыдущего года, а также на последнюю отчетную дату;
- справка из статорганов о регистрации;
- справка из налоговых органов по месту регистрации об отсутствии
задолженности;
- бизнес-план, включающий
в себя экономическое
получаемыми средствами, план производства, отраслевой и рыночные прогнозы (описание рынка, цен), источники, сроки и план мероприятий по погашению кредита, и т.п.;
- заполненная типовая анкета (примерная форма такой анкеты приводится в приложении 2), в которой заемщик (руководитель предприятия в
случае юридического лица) должен указать основные сведения о себе и о
руководимом им предприятии;
- нотариально
заверенные карточки с
- примерный прогноз
движения средств заемщика. Примерная
форма подобного прогноза
- опись имущества с указанием стоимости, либо иные гарантии, которые могут быть предоставлены заемщиком в виде обеспечения кредита;
- прочие документы,
которые банк сочтет
заемщика (контракты, договора, рекомендательные письма и т.п.).
В случае, если обеспечением получаемого кредита служит чья-либо
гарантия, следует провести работу по изучению гаранта, его профессиональной репутации, платежеспособности, ответственности и готовности выполнять свои обязательства.
Все вышеуказанные действия работников, изучавших заемщика, должны
производиться на основании внутренних документов банка, определяющих
должностные полномочия и функциональные обязанности данных сотрудников.
Все заявки на получение кредитов в банке, представленные на рассмотрение, должны регистрироваться в журнале учета, независимо от принятого по заявке решения. Примерная форма журнала учета приведена в приложении 3.
После выполнения заемщиком всех вышеуказанных требований, лица,
изучавшие заемщика (как правило, это должны быть работники банка, входящие в первый уровень иерархической градации лиц, ответственных за выдачу кредитов), должны на основании полученной информации составить
заключение, в котором необходимо обосновать целесообразность предоставления или непредоставления заемщику кредита и указать все причины и мотивы этого. Примерная форма заключения приведена в приложении 4.
Если сумма, указанная в заявке, не превышает сумму, которую уполномочены выдавать сотрудники, входящие в первый уровень, это заключение
визируется и в случае положительного решения - подшивается в кредитное
дело заемщика и кредит выдается. В случае отказа, заключение, подписанное работниками, изучавшими заемщика, и содержащее все причины и мотивы
отказа, выдается под расписку на руки заемщику. Если заемщик не может
прийти в банк, заключение посылается по почте с уведомлением. В этом
случае заемщик должен быть уведомлен об отказе по телефону в течение
дня и запись об этом должна быть занесена в журнал учета заявок. Копия
заключения архивируется
в установленном порядке. В случае
отказа заемщик имеет право
председателем (заместителем) Комитета и кредит не выдается. Если же Комитет сочтет отказ необоснованным, то на заключении ставится соответствующая резолюция и кредит выдается под ответственность Комитета. При
этом ответственность за выдачу кредита с исполнителей первого уровня
снимается.
В случае, если сумма, указанная в заявке, превышает сумму, которую
уполномочены
выдавать работники первого уровня,
то заключение с рекомендацией выдачи,
подписанное работниками
На основании этой рекомендации работники данного уполномоченного уровня
должны окончательно решить вопрос о выдаче этого кредита. При необходимости работники этого уровня могут отправить заключение на доработку,
или затребовать какие-либо дополнительные сведения о заемщике, либо
провести какое-то собственное изучение заемщика, включая проведение с
ним дополнительных бесед.
После этого решение вопроса о выдаче или отказе в выдаче данного
кредита данному заемщику производится в следующем порядке:
- если в заключении первого уровня было рекомендовано выдать кредит, и работники уполномоченного уровня согласны с этим, то они подписывают заключение, представленное им, и кредит выдается заемщику. В
этом случае ответственность за выдачу данного кредита несут работники
обоих уровней;
- если в заключении первого уровня было рекомендовано выдать кредит заемщику, а работники уполномоченного уровня не согласны с этой рекомендацией, то ими ставится отрицательная резолюция на заключении первого уровня, с указанием причин и мотивов, и эта справка выдается под
расписку несостоявшемуся
заемщику. Копия заключения, завизированная
работниками уполномоченного
Заемщик может обратиться к Кредитному Комитету банка с апелляцией данного решения.
Работники каждого уровня могут, в зависимости от ситуации (например, на основании проверки прогноза движения средств, представленного
заемщиком), изменять условия, оговоренные в заявке клиента - снижать
(увеличивать)
сумму кредита, сокращать (
клиент согласен с подобными изменениями, то факт изменения первоначальных условий должен быть отмечен (с указанием всех причин этих изменений) в журнале учета заявок и в кредитном деле заемщика в случае выдачи
кредита.
В случае, если вопрос о выдаче кредита заемщику решается положительно, то из полученных от него документов формируется кредитное дело
данного заемщика, в которое в дальнейшем должны подшиваться все документы, касающиеся, как данного кредита, так и всех последующих кредитов, если таковые будут выдаваться ему в будущем.
В кредитном деле заемщика должен вестись учет всех встреч, бесед и
телефонных переговоров с заемщиком, заключений по проверкам, указываться краткое содержание и результаты переговоров, а также вся переписка,
связанная с данным кредитом. Примерная форма учета приведена в приложении 5.
Рекомендуется также регламентировать работу с кредитами. Банку
следует установить фиксированные сроки работы с заявками, изучения документов, уведомления клиентов об отказе и т.д. Выполнение этих сроков
должно отслеживаться органом, осуществляющим внутренний контроль в банке, по журналу учета полученных заявок и прочим внутренним документам
банка.
Так, например, наиболее целесообразно было бы установить следующие
сроки: рассмотрение заявлений на получение кредита должно производиться
в течение одного-двух дней с момента их поступления; анализ документов
и вынесение решения - как правило, в течение двух недель с момента
представления (при необходимости может быть продлено до двух месяцев
уполномоченным уровнем, что должно быть подтверждено документально);
уведомление об отказе должно производиться не позднее следующего дня с
момента принятия решения; контакты с заемщиком должны производиться,
как правило, не реже одного раза в неделю; проверка с выездом к клиенту
по мере необходимости, но желательно не реже одного раза в месяц и т.д.
1.2. Заключение кредитного соглашения
После того, как банком было решено предоставить заемщику кредит,
необходимо заключить
с заемщиком кредитное
целесообразно иметь свою типовую форму кредитного договора, однако в
каждом конкретном случае банк может вводить дополнительные условия, которых может не быть в типовой форме. При заключении кредитного соглашения следует оговорить все условия, на которых выдается и будет погашаться кредит, для того, чтобы в дальнейшем избежать возможных проблем
с возвратностью. В кредитном договоре указывается сумма, срок, форма
выдачи кредита, условия, на которых он выдается, обеспечение (если таковое имеется), порядок и источники погашения. Составляя график планового погашения кредита и процентов по нему, целесообразно ориентироваться по представленному заемщиком (и обязательно проверенному банком)
прогнозу движения средств. Даты плановых выплат разумнее соотнести с
прогнозируемыми
датами наличия достаточного количества
средств у заемщика. При этом не
обязательно прибегать к
между плановыми выплатами соблюдаются равные промежутки времени.
Особенно важно предусмотреть в договоре периодическое предоставление заемщиком финансовой отчетности во время пользования заемными
средствами, на основании которой банк будет отслеживать соответствие
деятельности
заемщика с представленными бизнес-