Неформальная занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:26, курсовая работа

Описание

Цели и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности , структуры неформальной занятости, выявлении факторов, причин ее формирования в условиях развития рынка труда в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач, определяющих структуру исследования:
- раскрыть сущность неформальной занятости и уточнить понятие «неформальная занятость» в условиях социально-экономических преобразований в экономике страны;
- выявить совокупность факторов, причин расширения масштабов неформальной занятости в России.
- определить условия развития неформальной занятости и выявить взаимосвязь между ее формированием и изменением основных компонентов рынка труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ...6
1.1. Сущность неформальной занятости…………………………………………..6
1.2. Основные составляющие неформальной занятости…………………………9
1.3. Формирование неформальной занятости и причины её возникновения…. 11
1.4. Последствия неформальной занятости………………………………………15
2. МАСШТАБЫ И СФЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ………………………………………………………………..17
2.1. Развитие неформальной занятости в России………………………………...17
2.2. Оценка неформальной занятости…………………………………………….18
2.3. Особенности неформальной занятости в России……………………………24
З. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…29
3.1. Неформальная занятость зарубежных стран………………………………...29
3.2. Меры по сокращению масштабов неформальной занятости……………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Понятие и характерные черты неформальной занятости.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

     Российская  неформальная занятость не является последним прибежищем наименее конкурентоспособных групп населения явным доминирование женщин, как это наблюдается в развивающихся странах. «Лицо» российской неформальной занятости – скорее мужское, причем в ее составе можно выделить разные по образованию группы, в этом числе объединяющие людей с вузовскими дипломами.

     Исходя  из данных таблицы 2.4., мы видим, что неформально занятых мужчин, то есть имеющих работу на основе устной договоренности без оформления документов, гораздо больше, чем неформально занятых женщин.  Преобладание  неформальной занятости мужчин практически в 2 раза больше женской неформальной занятости. Данное соотношение прослеживается на протяжении всего периода (2008 - 2009 гг.). Однако, мы наблюдаем, небольшой спад данной формы занятости в 2009 году по сравнению с 2008, и это происходит в обеих рассматриваемых группах. 

     Таблица 2.4.

     Работающие по найму на основной работе по видам трудового договора(тыс. чел.)
                           
  Всего В том числе имели  работу
постоянную на  определенный срок на  основе устной договоренности без оформления документов по  договору гражданско-правового характера по  договору о выполнении работы на дому
В среднем за период            
Всего            
2008 год 65774 56532 5009 2775 1459 -
2009 год 64120 57315 3461 2448 875 21
IV квартал 2009 64713 58194 3464 2234 801 20
Мужчины            
2008 год 33271 27764 2923 1795 790 -
2009 год 32191 27988 2141 1592 462 7
IV квартал 2009 32584 28559 2134 1459 422 11
Женщины            
2008 год 32503 28767 2086 981 670 -
2009 год 31930 29327 1320 855 413 14
IV квартал 2009 32129 29635 1331 775
379
9
 

     Как объяснить сохранение и даже некоторый рост такой формы занятости в последние годы, не смотря на улучшение экономической ситуации в стране, введение нового трудового законодательства, осуществление налоговой и пенсионной реформ? Одно из возможных объяснений – увеличение численности молодежи, выходящей на рынок труда. Трудоспособное население моложе 30 лет имеет наибольшие шансы занятости именно на неформальных условиях. Они готовы жертвовать неясными перспективами приобретения пенсионных прав и еще менее очевидными правами на другие социальные услуги в обмен на регулярную и часто более высокую заработную плату, которую им обеспечивает неформальная занятость.

     Неформальная  занятость студентов и пенсионеров (примерно шестая часть всех неформалов), а также занятость, осуществляемая в форме предпринимательства или самозанятости, - явления практически неизбежные и вряд ли заслуживают негативной оценки. Другое дело, неформальная занятость населения в активном трудоспособном возрасте, которая чаще всего сопровождается нарушением трудовых и социальных гарантий, интенсификацией труда, отсутствием возможности для профессиональной самореализации и роста, не говоря уже о нарушениях налоговой дисциплины.

     В отличие от развивающихся стран, в России неформальную занятость  не всегда отождествляет с нищетой и бесправием. Напротив, сложился стереотип о чрезвычайно высоких доходах неформально занятых. В действительности в неформальном секторе России также имеет место бедность, но в значительно меньших масштабах, чес в развивающихся странах. Вообще проводить какие-либо аналогии по уровню доходов от неформальной деятельности между Россией и другими странами весьма сложно. В ряде развивающихся стран одним из критериев отнесения к неформальному сектору является уровень дохода при самостоятельном труде ниже прожиточного минимума или зарплате ниже официально установленного минимума. В России же законодательно установленная минимальная зарплата в несколько раз ниже реально прожиточного минимума, значительная часть работающих в государственном секторе имеет зарплату ниже прожиточного минимума.

     В России, как и в большинстве  стран, разрешение работодателю на найм иностранных работников дается только с санкции службы занятости, которая  и должна подтвердить, что данные рабочие места свободны от притязаний со стороны местных работников. Поэтому предполагается, что легально нанятые иностранные работники не конкурируют с местным населением. Остальная часть рабочих мест «отвоевывается» мигрантами в конкурентной борьбе с местным населением. Козырями мигрантов при найме на работу являются демпинговые цены на труд; согласие работать дольше и с большей интенсивностью, чем местные работники; отсутствие притязаний на социальные выплаты и льготы. Работодатели часто предпочитают нанимать мигрантов и за то, что они не пьют, не отвлекаются на семейные проблемы и т. п. 

     З. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

     3.1. Неформальная занятость зарубежных стран 

     Нелегальная занятость присутствует практически  во всех, в том числе развитых странах, её масштаб является показателем  степени доверия граждан экономической политики государства.

     Основываясь на международном опыте, специалисты высказывают мнение, - чем ниже уровень общего экономического (в том числе институционального) развития и чем жестче при этом формальные механизмы государственного регулирования (в том числе трудовое законодательство), тем большее распространение получает незарегистрированная занятость.

     Например, в Германии, по некоторым оценкам, «левой» работой - строительство, мелкий бизнес, домашняя работа (уборка, уход за садом, присмотр за детьми) и услуги (ремонт, общепит и т.п.) – занято 5 млн. человек. На протяжении последних 30 лет в целом существовала тенденция к росту масштабов неформального сектора, но в последние годы уровень неформальной экономики имеет тенденцию к снижению. Это относится не только к Германии, Австрии и Швейцарии, но и к другим странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

     Если  в 2003 г. уровень неформальной экономики  Германии составлял 17,5 % от официального ВВП, то в 2004 г. – 16,4%, а в 2005 г. – 15,6%, что ниже чем в 2000 г. Причиной такого изменения тенденции развития являются строгие и действенные меры по расширению регулирования рынка труда и занятости (закон о защите от увольнения, закон о рабочем времени, новые правила получения пособий по безработице и т.д.), которые уже в 2004 – 2005 гг. заметно понизили оборот в неформальном секторе.

     Общий уровень вовлеченности населения  России в неформальную занятость сопоставим в развивающимися странами. Однако, в развивающихся странах учитывается, как правило, неформальная деятельность на условиях первичной занятости. По этому показателю ситуация в России пока еще далека от развивающихся стран. Для России более характерно периодическое участие населения в неформальной занятости как способ переждать трудные времена.

     Неформальная  занятость в России – явление  специфическое, отличное от неформального  сектора в других странах, поэтому  международные рекомендации в этой области не могут автоматически применяться в российских условиях. 

     3.2. Меры по сокращению масштабов неформальной занятости 

     Ни  в коем случае нельзя пассивно дожидаться, когда экономический рост станет автоматически обеспечивать высокий уровень занятости как самонастраивающийся автономный механизм. Рост без создания рабочих мест становится рефреном политических и научных дискуссий во всём мире. Учитывая особенности рынка труда в России, необходимо совершенствование механизма регулирования занятости не только на общефедеральном, но и на региональном уровнях.

       На сегодняшний день приходится констатировать, что на нынешнем этапе развития неформальной экономики государство не способствует снижению ее объёмов и ещё не создало соответствующих стимулов как для работников, так и для работодателей для её легализации.

     В то же время нельзя снизить масштаб неформальной занятости пока не снизится масштаб неформальной экономики, который по оценкам некоторых экспертов составляет до 50 % российской экономики. На сегодняшний день неформальная (включая неоформленную вторичную, третичную и т.д.) занятость – это то единственное, за счёт чего люди ещё как-то могут продержаться. Легализация неформальной экономики повлечет за собой снижение масштабов неформальной занятости. Пока будет существовать неформальная экономика, всегда и практически везде найдутся люди, чтобы в ней участвовать, особенно это актуально в трудоизбыточных регионах. Поэтому, я считаю, в первую очередь следует принять такие меры, которые должны сдерживать разрастание неформального сектора, прекратив вынужденный переход в него лиц, не имеющих иной возможности обеспечить приемлемый уровень жизни. А именно:

    • повышение стабильности формальной занятости;
    • рост оплаты труда в бюджетных отраслях экономики;
    • профессиональное обучение и трудоустройство лиц, не имеющих специальности, особенно молодежи;
    • расширение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

     На  современном этапе, когда существует определенный дисбаланс на региональных рынках труда, представляется возможным налаживание взаимодействия структур по содействию занятости населения таким образом, чтобы они не мешали, а взаимодополняли и взаимодействовали друг с другом. Здесь необходимо проводить тщательный мониторинг ситуации на рынке труда (с привлечением инспекторов налоговых органов) в целях выявления потенциальных и «мнимых» безработных.1

     Феномен неформальной занятости, как представляется, вряд ли искореним полностью. Данное явление, существующее во вполне благополучных высокоразвитых странах, по-видимому, в какой-то степени сохранится и в будущем.Что касается России, то следует признать: эта проблема приобрела сегодня рискованные масштабы; задача - резко их сократить, введя неформальную занятость в социально приемлемые рамки. Предложенное выше ее структурирование открывает возможность дифференцированно подойти к оценке и регулированию трудовых отношений в этой сфере. Необходимо максимально вывести из ”тени” те ее сегменты, которые в принципе могут рассматриваться как полезные для общества (например, индивидуальные услуги). При этом следует иметь в виду, что ”запретительные” и карательные меры в данном случае едва ли помогут. Скорее они лишь еще глубже загонят такие отношения ”в тень”.

     А вот криминальная занятость, как  и криминальная экономика вообще, должны однозначно преследоваться и  пресекаться как наносящие обществу прямой и безусловный ущерб. По этому поводу нет и не может быть двух мнений. Вопрос заключается в том, насколько готовы к такой решительной борьбе соответствующие органы, в состоянии и хотят ли они всерьез заняться искоренением этого зла, учитывая высокую прибыльность криминальной экономики и масштабы российской коррупции?

     В любом случае важно, чтобы общество активно включилось в работу по сокращению масштабов неформальной занятости. Речь идет прежде всего о воспитании правосознания граждан. Ведь люди до сих пор нередко считают, что совсем не обязательно соблюдать законодательные предписания, рассматривая их нарушение как норму и даже своеобразную доблесть. Особенно легко ”укрываться в тени”, когда сами законодательные нормы неточны и размыты. Именно поэтому необходимо решить давно назревшую проблему законодательного закрепления понятия неформальной занятости в соответствующих нормативных документах (например, в законе ”О занятости населения в Российской Федерации”).

     Вместе  с тем неформальная занятость  имеет и существенные позитивные моменты. Неформальная занятость - это прежде всего сокращение фактической безработицы и снижение напряженности на рынке труда. Она дает населению возможность не только подработать, но и заработать, а для многих (в частности, для лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда) это нередко единственная возможность выжить в трудных условиях. Неформальная занятость, кроме того, открывает широкие возможности гибкого использования рабочей силы, что представляет интерес не только для работодателей, но и для многих категорий работников. А заработки неформалов, в свою очередь, ведут к увеличению спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым их производство.

     Неформальная  занятость, таким образом, способствует развитию конкуренции, в том числе и на рынке труда. Наконец, она ведет к увеличению предложения относительно дешевых товаров и услуг, обеспечивая тем самым потребление беднейших слоев, составляющих около трети населения страны. В этой социальной роли неформальной занятости и заключается, по моему мнению, одна из важнейших причин живучести и развития данного феномена в России.

     Масштабы  неформальной занятости в России могут существенно сократиться при нормализации социально-экономической ситуации в целом, повышении уровня жизни населения при расширении возможностей трудоустройства в формальном секторе, повышении привлекательности формальной занятости, значительном уменьшении действия факторов, побуждающих население к неформальной занятости.

Информация о работе Неформальная занятость