Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа
Для управления трудовыми процессами, как и для любой сферы производственной деятельности, справедливо известное правило: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Опыт показывает, что недостатки практики управления персоналом в первую очередь обусловлены несовершенством теоретических и методических положений по организации, нормированию и оплате труда.
1. Сущность курса и его взаимосвязи с другими дисциплинами……………………………………………………………3
2. Разделение труда, особенности разделения труда на энергетических предприятиях………………………………………………………….…5
3. Нормативные правовые акты по труду………….………...…….16
4. Задача № 1…………………………………………………………26
5. Задача № 2…………………………………………………………26
6. Список литературы……………………………………………
Содержание.
1. Сущность курса и его взаимосвязи с другими дисциплинами………………………………………………
2. Разделение труда, особенности разделения труда на энергетических предприятиях………………………………………………
3. Нормативные правовые акты по труду………….………...…….16
4. Задача № 1…………………………………………………………26
5. Задача № 2…………………………………………………………26
6. Список литературы……………………………………………….2
1. Сущность курса и его взаимосвязи с другими дисциплинами.
Для управления трудовыми процессами, как и для любой сферы производственной деятельности, справедливо известное правило: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Опыт показывает, что недостатки практики управления персоналом в первую очередь обусловлены несовершенством теоретических и методических положений по организации, нормированию и оплате труда.
Трудовая деятельность человека стала объектом систематических научных исследований сравнительно недавно — со второй половины XIX в. Цель таких исследований, начатых американским инженером Ф. У. Тейлором, состояла первоначально в поиске методов рационального выполнения производственных операций. Возникло научное направление, которое получило название «научная организация труда». В последующем такое название не раз подвергалось критике. Многие считали более правильным говорить о «рациональной организации труда», «теории организации труда» или просто «организации труда».
В рамках науки об организации труда сформировался ряд относительно обособленных разделов: «нормирование труда», «заработная плата», «профессиональный отбор» и др. С начала XX в. стали публиковаться статьи и книги по управлению производственными коллективами, обучению персонала, методам повышения производительности, улучшению условий труда, взаимоотношениям сотрудников предприятий.
Формирование наук о труде и персонале происходило как на основе эмпирических данных, так и в результате использования достижений экономической теории, математики, статистики, физиологии и психологии человека, социологии, права, технологии, организации производства. В 60-е гг. XX в. на развитие наук о персонале существенное влияние оказали исследования в области кибернетики, теории систем, вычислительной техники. С 70-х гг. можно отметить усиление этического аспекта в управлении персоналом. Все большее распространение получают рекомендации по установлению в производственных коллективах отношений сотрудничества, терпимости, доброжелательности. Если на начальных этапах развития наук о труде преобладал технократический подход и основное внимание уделялось методам увеличения производительности физического труда, то со второй половины XX столетия преобладает гуманитарный подход, усиливается внимание к личности каждого сотрудника и условиям для проявления его творческих способностей.
Как и в любой области знания, в науках о труде и персонале происходит процесс выделения отдельных направлений в самостоятельные науки. Однако границы этих наук, как правило, еще не получили достаточной определенности.
Наука об организации труда чаще всего рассматривается как теоретическая основа проектирования трудовых процессов и рабочих мест. Общепризнанно, что важнейшей проблемой организации труда является оптимизация взаимодействия работников, т. е. разделения и кооперации труда. Наряду с этим многие российские специалисты трактуют предмет науки об организации труда значительно шире, включая в эту науку проблемы условий, нормирования и оплаты труда, подготовки кадров и мотивации труда. При таком понимании предметы организации труда и управления человеческими ресурсами практически совпадают.
Нормирование труда как наука обычно рассматривается с позиций исследования принципов и методов установления необходимых затрат труда, его результатов, соотношений между численностью персонала различных групп и количеством единиц оборудования. В общем случае к нормированию труда следует отнести также проблемы обоснования величин, характеризующих условия труда.
Теория заработной платы изучает принципы формирования доходов, причины их дифференциации, факторы, определяющие структуру и уровни оплаты труда, формы и системы заработной платы.
Предметом курса «Организация, нормирование и оплата труда» является изучение теоретических основ и практики управления трудовыми процессами. В составе курса можно выделить следующие основные разделы: исходные понятия, структура трудовых процессов, методы их исследования, теория оптимизации трудовых процессов и норм труда, теория формирования доходов сотрудников предприятий, методики организации, нормирования и оплаты труда в различных производствах, системы управления трудовыми процессами на предприятиях.
Взаимосвязи наук о труде с техническими, экономическими, биологическими, социальными правовыми и другими науками объективно обусловлены многоаспектностью проблем труда.
Взаимосвязи с техническими науками определяются тем, что рационализация трудовых процессов непосредственно связана с анализом технологии, предметов и средств труда. Для науки о труде в большей мере, чем для других экономических и социальных наук важен технологический аспект производства.
При организации трудовых процессов необходимо учитывать затраты энергии работающих, степень их утомления, интерес к труду и другие психофизиологические и социальные факторы.
Этим определяются взаимосвязи проблем труда с эргономикой, физиологией, психологией труда, социологическими дисциплинами.
Правовые аспекты труда предопределяют взаимосвязи с юридическими дисциплинами и прежде всего с трудовым правом.
Нормы труда являются основой информационного обеспечения систем управления производством. Поэтому рассматриваемый курс связан с дисциплинами, изучающими компьютеризацию систем подготовки, планирования, учета и регулирования производства.
Важным условием усвоения курса организации, нормирования и оплаты труда является владение математическими понятиями и методами вычислений. Особенно необходимо отчетливое представление о структуре задач выбора оптимальных вариантов, понятиях теории вероятностей и математической статистики.
Теоретической основой курса «Организация, нормирование и оплата труда» являются понятия и идеи курсов экономической теории, экономики и социологии труда, организации и планирования производства. [1]
2. Разделение труда, особенности разделения труда на энергетических
предприятиях.
Для достижения высокой производительности труда на предприятии необходимо так распределить различные виды работ между отдельными исполнителями, чтобы обеспечить наиболее полную (оптимальную) загрузку их работой, соответствующей уровню квалификации работников. Внутри-производственное разделение труда может осуществляться в различным формах и по различным признакам.
В зависимости от роли в производстве и характера выполняемой работы, т. е. по функциональному признаку, в составе промышленно-производственного персонала различают следующие категории работников: рабочие, которые непосредственно осуществляют производственный процесс; инженерно-технические работники, осуществляющие техническое, производственное и экономическое руководство производственно-хозяйственной деятельностью (для выполнения их функций требуется высшая и средняя специальная квалификация); служащие, в обязанности которых входит техническое обслуживание управления производством, счётно-конторская работа; младший обслуживающий персонал, выполняющий работу по общей и пожарной охране предприятия, поддержанию в чистоте территории и т. п.; ученики.
К основным относятся рабочие, непосредственно занятые изготовлением основной продукции данного предприятия. На ТЭС, например, к этой группе, относятся рабочие, выполняющие функции непосредственно по управлению, контролю и регулированию технологического процесса на всех стадиях выработки теплоты и электрической энергии, т. е. основной дежурный персонал котельного, турбинного и электрического цехов.
Вспомогательные рабочие заняты во вспомогательных цехах изготовлением продукции, необходимой для выпуска основной продукции, а также выполняют па предприятии функции ухода за оборудованием, транспортирования и складирования сырья (топлива), технического контроля.
С разделением труда по признаку сложности и точности выполнения работ, т. е. квалификационному признаку, связана классификация персонала по профессиям, специальностям и квалификации. Профессия характеризует определенный вид работы, а одной из отраслей производства, требующий особого комплекса знаний и практических навыков, необходимых для ее выполнения (например, машинист, слесарь). Профессии могут дифференцироваться по специальностям, требующим дополнительных знаний и навыков для выполнения работы на определенном участке данной отрасли производства (например, слесарь-инструментальщик, слесарь-сборщик и т. д.). В связи с научно-техническим прогрессом появляются новые профессии и специальности, а некоторые старые профессии отмирают (например, водосмотра, кочегара на автоматизированном оборудовании современных ТЭС). Под квалификацией понимается совокупность знаний и умение выполнять работы разной сложности на отдельных участках производства. С повышением технического уровня производства растут требования к квалификации персонала, который обязан не только владеть определенными приемами выполнения производственной работы, но и знать основы технологии, экономики и организации соответствующего производства. Функции рабочих высокой квалификации приближаются к функциям инженерно-технических работников, знания и умение приобретаются ими в течение многих лет работ на производстве, требования к их общеобразовательной и общетехнической подготовке непрерывно возрастают.
Под воздействием научно-технического прогресса совершенствуется разделение труда, расширяются трудовые функции, практикой ПОТ становится совмещение профессий. Под расширением трудовых функций понимают выполнение наряду с обязанностями по основной профессии (специальности) отдельных функций, ранее исполняемых работниками других профессий (специальностей). Совмещение профессий означает выполнение в течение нормальной продолжительности рабочего дня наряду с работам по основной профессии работ и по другой совмещаемой или по двум или более совмещаемым профессиям (при этом все они указаны в перечне наименований профессий). Совмещение профессий связано с ростом общеобразовательного и культурного уровня работников и способствует повышению производительности труда за счет улучшения использования рабочего времени, более полной загрузки оборудования, взаимозаменяемости кадров. [5]
Внутрипроизводственное разделение труда осуществляется различными способами:
По функциональному признаку, т.е. в зависимости от роли в производстве и характера выполняемой работы в составе промышленно-производственного и непроизводственного персонала различают следующие категории работников:
В зависимости от роли в производстве рабочие подразделяются на:
По квалификационному признаку, т.е. по признаку сложности и точности выполнения работ в данном случае персонал разделяется по профессиям, специальностям и квалификациям.
Профессия охарактеризовывает определённый вид работы, требующей особого комплекса знаний и практических навыков (например, машинист).
Профессии могут дифференцироваться по специальностям, требующим дополнительных знаний и навыков для выполнения работы на определённом участке (например, машинист котла).
Под квалификацией понимается совокупность знаний и умения выполнять работы разной сложности на определенных рабочих местах.
На энергетических предприятиях существует достаточно высокий технический уровень производства, вследствие этого требования к квалификации энергетического персонала очень высоки. Рабочий-энергетик обязан не только владеть определёнными приёмами выполнения производственной работы, но и знать основы технологии, экономики, организации энергетического производства. Функции рабочих высокой квалификации приближаются к функциям инженерно-технических работников.
Разделение труда постоянно совершенствуется и в частности большое воздействие на него оказывает научно-технический прогресс. Практикой организации труда становится совмещение профессий, т.к. оно способствует повышению производительности труда за счет: