Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа
Для управления трудовыми процессами, как и для любой сферы производственной деятельности, справедливо известное правило: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Опыт показывает, что недостатки практики управления персоналом в первую очередь обусловлены несовершенством теоретических и методических положений по организации, нормированию и оплате труда.
1. Сущность курса и его взаимосвязи с другими дисциплинами……………………………………………………………3
2. Разделение труда, особенности разделения труда на энергетических предприятиях………………………………………………………….…5
3. Нормативные правовые акты по труду………….………...…….16
4. Задача № 1…………………………………………………………26
5. Задача № 2…………………………………………………………26
6. Список литературы……………………………………………
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.) В соответствии с этим Указом акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения нормативного характера) вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Акты Правительства Российской Федерации (постановления, распоряжения), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием всех указанных актов является публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
Акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и должны быть официально опубликованы в газете "Российские вести", а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", который выпускается издательством "Юридическая литература".
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Указанные акты федеральных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.
Акты трехстороннего (двустороннего) сотрудничества — генеральное, региональное, отраслевое тарифное и иные соглашения — вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении. Срок этих соглашений не может превышать трех лет.
Акты социального партнерства — коллективный договор, иные договоры или соглашения коллективного значения, заключаемые непосредственно в организации, действуют с момента подписания их сторонами или с того срока, который указан в локальном акте. Время их действия, как правило, также оговаривается сторонами, или же они действуют до принятия нового договора, соглашения. Однако порядок действия такого локального правового акта, как коллективный договор, установлен, как известно, в Законе "О коллективных договорах и соглашениях". Коллективный договор вступает в силу с даты его подписания сторонами или с иного дня, определенного в договоре. Он может быть заключен на срок от одного до трех лет. По истечении установленного срока он действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят либо дополнят действующий коллективный договор, за исключением случаев, когда происходит смена собственника имущества, — тогда действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев и новый коллективный договор заключается в установленном законом порядке.
Действие нормативных правовых актов во времени может прекращаться различными способами: 1) истек срок, в течение которого акт действует, и не установлена возможность его продления; 2) данный акт отменен иным актом; 3) данный акт заменен другим, который фактически регулирует те же вопросы. В двух последних случаях очень важно определять перечни актов, утративших силу, и закреплять это в соответствующем нормативном акте.
Как известно, из общего правила действия нормативных правовых актов во времени допускается исключение, когда вновь принятый акт распространяется на отношения, возникшие до его вступления в юридическую силу. Это "обратная сила закона", которая придается ему только законодателем. В сфере регулирования трудовых отношений ни законы о труде, ни другие нормативные правовые акты, как правило, не имеют обратной силы.
Действие нормативных правовых актов о труде б пространстве связывается с их распространением на территорию Российской Федерации. Эти акты (КЗоТ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты о труде) распространяются в пределах Российской Федерации, ее субъектов, всех организаций, где осуществляется коллективный процесс труда, если они расположены на территории России. Указанные акты действуют и на территории посольств, представительств и в других территориальных образованиях Российской Федерации. При наличии международных соглашений России с иными государствами они распространяются и па российских граждан, работающих в этих государствах на основе заключенных соглашений.
На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по трудовому договору в организациях, расположенных на территории России, также распространяются указанные акты о труде. Иностранное законодательство применяется в том случае, если это установлено федеральным законом или международным договором с Российской Федерацией.
В таком же порядке иностранное законодательство применяется и к гражданам России, работающим по трудовому договору в организациях, полностью или частично принадлежащих иностранным юридическим или физическим лицам и расположенных на территории Российской Федерации. В остальных случаях (при отсутствии федерального закона или международного договора) на граждан России, работающих в названных организациях, полностью распространяются КЗоТ РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты о труде, действующие на территории Российской Федерации.
В России как федеративном государстве территориальные пределы действия нормативных правовых актов о труде закреплены в Конституции Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что КЗоТ РФ, федеральные законы, иные нормативные правовые акты о труде Российской Федерации в равной мере распространяются на территории всех субъектов Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты о труде субъектов Федерации действуют только на их территории и не должны ухудшать положение работников по сравнению с КЗоТ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как известно, в законах, иных нормативных правовых актах субъектов Федерации за счет их собственных средств может быть повышен уровень трудовых прав и социальных гарантий работников или дополнены правила, установленные федеральным законодательством в целях улучшения положения работников. Субъекты Российской Федерации могут принимать акты и по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.
В отдельных случаях федеральные законы, иные нормативные акты о труде распространяются не на всю территорию Российской Федерации, а на ее часть, не совпадающую и с территорией субъекта Федерации. Таков, например, Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 2 июня 1993 г.( Ведомости РФ. 1993. № 16. Ст. 551; Ведомости РФ. 1993. № 26. Ст. 957.)
Некоторые нормативные правовые акты могут распространяться на отдельные местности, к которым обычно относятся районы с особыми природно-климатическими условиями: пустынные, безводные, высокогорные и др.
В этих особенностях правового регулирования труда, связанных с природно-климатическими условиями отдельных районов и местностей, отражено единство и дифференциация (различия) трудового права.
К особенностям источников трудового права можно отнести распространение многочисленных локальных правовых актов (коллективный договор и др.) только в пределах организации, где они были приняты.
Действие нормативных правовых актов о труде по кругу лиц (работников) означает, что они распространяются на всех, кому адресованы, в пределах их территориальной сферы действия. В большинстве случаев эти акты адресованы работникам и могут распространяться на всех работников (общие нормы) либо их отдельные категории (специальные нормы).
В соотношении общих и специальных норм выражается едининство и дифференциация трудового права. Единство проявляется в основном в общих нормах, распространяющихся на всех работников на территории Российской Федерации, где устанавливаются условия труда, необходимые для охраны жизни и здоровья работников, трудовые права и социальные гарантии на соответствующем уровне. Общие нормы обязательны для всех работодателей (организаций) независимо от их формы собственности и подчиненности, а изменены могут быть лишь в сторону улучшения положения работников, повышения уровня их трудовых прав и социальных гарантий.
Дифференциация находит свое отражение в специальных нормах. Эти нормы учитывают особенности производства, профиль деятельности организаций, характер и специфику труда различных категорий работников (труд женщин, подростков, инвалидов или труд шахтеров, учителей, работников торговых либо бюджетных организаций и т. п.).
В действующем КЗоТ РФ выделены в отдельные главы специальные нормы, регулирующие "Труд женщин" (гл. XI}, "Труд молодежи" (гл. XII).
Глава XVIII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" определяет порядок установления таких особенностей для работников различных отраслей народного хозяйства, сезонных, временных и некоторых других категорий работников, а также предусматривает льготы для работающих в районах Крайнего Севера и др. Специальные нормы, посвященные особенностям регулирования труда некоторых категорий работников, могут содержаться и в отдельных законах. Так, в Законе Российской Федерации "Об образовании" в дополнение к основаниям прекращения трудового договора, установленным в КЗоТ, предусмотрены основания для увольнения педагогических работников образовательных учреждений, например увольнение педагогического работника "за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения" и др. (ст. 56).
Дифференциация трудового права неразрывно связана с его единством. Она находит отражение в специальных нормах путем конкретизации общих норм, их дополнения, а в некоторых случаях и изъятия из общих положений. Например, ст. 21 КЗоТ определяет круг лиц, для которых не устанавливается испытание при приеме на работу, а ст. 254 предусматривает дополнительные основания прекращения трудового договора.
Общие нормы трудового права конкретизируются и дополняются не только в законах или иных нормативных актах, но и в локальных актах применительно к различным категориям работников, занятых и отдельной организации (режим труда и отдыха, нормы об оплате и охране труда, дополнительные гарантии работникам и т. д.). С возрастанием значения локально-договорного регулирования должен увеличиться и объем специальных норм в локальных актах, среди которых главное место занимает коллективный договор.
Развитие договорных начал в регулировании социально-трудовых отношений, в свою очередь, ведет к закреплению возрастающего числа специальных норм в соглашениях всех видов: генеральном, региональном, отраслевом тарифном и др. Соответствующее место этих норм в указанных соглашениях может быть определено и отдельными законами, например Федеральным законом от 17 мая 1996 г. "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3033.)
Данный Закон в ряде случаев предусматривает порядок регулирования согласно Трехстороннему соглашению, заключенному уполномоченными представителями организаций по добыче угля, профессиональными союзами работников угольной промышленности и Правительством Российской Федерации {ст. 18, 20 и др.). [6]
Задача № 1
В отчетном году эффективный фонд времени одного рабочего составлял 1800 час. Благодаря внедрению мероприятий по улучшению использования рабочего времени эффективный фонд времени одного рабочего увеличится на 40 час. Определить, насколько процентов повысится производительность труда одного рабочего в результате улучшения использования рабочего времени.
Решение.
Эффективный фонд рабочего времени после улучшения=1840 часов.
Повешение производительности труда определяется по формуле:
ПТ(%)=Фул./Фбазис*100%-100%;
1840/1800*100-100=2,22%.
Задача № 2.
Рассчитать тарифный фонд заработной платы рабочих-повременщиков по данным таблице, если годовой фонд рабочего времени одного рабочего составляет 1850 час.
Специальность | Число рабочих, чел. | Средний разряд |
Электромонтеры | 27 | 4,5 |
Слесари-ремонтники | 52 | 4,2 |
Наладчики | 34 | 5,1 |
Работники ОТК | 78 | 3,7 |