Нормативные правовые акты по труду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание

Для управления трудовыми процессами, как и для любой сферы производственной деятельности, справедливо известное правило: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Опыт показывает, что недостатки практики управления персо­налом в первую очередь обусловлены несовершенством теоре­тических и методических положений по организации, нормированию и оплате труда.

Содержание

1. Сущность курса и его взаимосвязи с другими дисциплинами……………………………………………………………3
2. Разделение труда, особенности разделения труда на энергетических предприятиях………………………………………………………….…5
3. Нормативные правовые акты по труду………….………...…….16
4. Задача № 1…………………………………………………………26
5. Задача № 2…………………………………………………………26
6. Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Организация ,нормирование оплаты труда.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти установлен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Пре­зидента Российской Федерации, Правительства Российской Феде­рации и нормативных правовых актов федеральных органов ис­полнительной власти" (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.) В соответствии с этим Указом акты Прези­дента Российской Федерации (указы и распоряжения нормативного характера) вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их пер­вого официального опубликования. Акты Правительства Россий­ской Федерации (постановления, распоряжения), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавли­вающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием всех указанных актов является публикация их тек­стов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Рос­сийской Федерации».

Акты федеральных органов исполнительной власти, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, ус­танавливающие правовой статус организаций или имеющие меж­ведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и должны быть официально опубликованы в газете "Российские вес­ти", а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных орга­нов исполнительной власти", который выпускается издательством "Юридическая литература".

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Указанные акты федераль­ных органов, не прошедшие государственную регистрацию, а так­же зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На такие акты нельзя ссылаться и при разрешении трудовых споров.

Акты трехстороннего (двустороннего) сотрудничества — гене­ральное, региональное, отраслевое тарифное и иные соглашения — вступают в силу с момента их подписания сторонами или со дня, указанного в соглашении. Срок этих соглашений не может превы­шать трех лет.

Акты социального партнерства — коллективный договор, иные договоры или соглашения коллективного значения, заключаемые непосредственно в организации, действуют с момента подписания их сторонами или с того срока, который указан в локальном акте. Время их действия, как правило, также оговаривается сторонами, или же они действуют до принятия нового договора, соглашения. Однако порядок действия такого локального правового акта, как коллективный договор, установлен, как известно, в Законе "О кол­лективных договорах и соглашениях". Коллективный договор всту­пает в силу с даты его подписания сторонами или с иного дня, определенного в договоре. Он может быть заключен на срок от одного до трех лет. По истечении установленного срока он действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят либо дополнят действующий коллективный договор, за исключением слу­чаев, когда происходит смена собственника имущества, — тогда действие коллективного договора сохраняется в течение трех меся­цев и новый коллективный договор заключается в установленном законом порядке.

Действие нормативных правовых актов во времени может прекращаться различными способами: 1) истек срок, в течение ко­торого акт действует, и не установлена возможность его продле­ния; 2) данный акт отменен иным актом; 3) данный акт заменен другим, который фактически регулирует те же вопросы. В двух последних случаях очень важно определять перечни актов, утра­тивших силу, и закреплять это в соответствующем нормативном акте.

Как известно, из общего правила действия нормативных пра­вовых актов во времени допускается исключение, когда вновь при­нятый акт распространяется на отношения, возникшие до его всту­пления в юридическую силу. Это "обратная сила закона", которая придается ему только законодателем. В сфере регулирования тру­довых отношений ни законы о труде, ни другие нормативные пра­вовые акты, как правило, не имеют обратной силы.

Действие нормативных правовых актов о труде б простран­стве связывается с их распространением на территорию Россий­ской Федерации. Эти акты (КЗоТ, федеральные законы, иные нор­мативные правовые акты о труде) распространяются в пределах Российской Федерации, ее субъектов, всех организаций, где осу­ществляется коллективный процесс труда, если они расположены на территории России. Указанные акты действуют и на территории посольств, представительств и в других территориальных образо­ваниях Российской Федерации. При наличии международных со­глашений России с иными государствами они распространяются и па российских граждан, работающих в этих государствах на основе заключенных соглашений.

На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по трудовому договору в организациях, расположенных на терри­тории России, также распространяются указанные акты о труде. Иностранное законодательство применяется в том случае, если это установлено федеральным законом или международным договором с Российской Федерацией.

В таком же порядке иностранное законодательство применя­ется и к гражданам России, работающим по трудовому договору в организациях, полностью или частично принадлежащих иностран­ным юридическим или физическим лицам и расположенных на тер­ритории Российской Федерации. В остальных случаях (при отсут­ствии федерального закона или международного договора) на гра­ждан России, работающих в названных организациях, полностью распространяются КЗоТ РФ, федеральные законы и иные норма­тивные правовые акты о труде, действующие на территории Рос­сийской Федерации.

В России как федеративном государстве территориальные пределы действия нормативных правовых актов о труде закрепле­ны в Конституции Российской Федерации. Следует обратить внимание на то, что КЗоТ РФ, феде­ральные законы, иные нормативные правовые акты о труде Рос­сийской Федерации в равной мере распространяются на террито­рии всех субъектов Федерации. Законы и иные нормативные пра­вовые акты о труде субъектов Федерации действуют только на их территории и не должны ухудшать положение работников по срав­нению с КЗоТ, федеральными законами, иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации.

Как известно, в законах, иных нормативных правовых актах субъектов Федерации за счет их собственных средств может быть повышен уровень трудовых прав и социальных гарантий работни­ков или дополнены правила, установленные федеральным законо­дательством в целях улучшения положения работников. Субъекты Российской Федерации могут принимать акты и по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.

В отдельных случаях федеральные законы, иные норматив­ные акты о труде распространяются не на всю территорию Россий­ской Федерации, а на ее часть, не совпадающую и с территорией субъекта Федерации. Таков, например, Закон Российской Федера­ции от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компен­сациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с изменениями, внесен­ными Законом Российской Федерации от 2 июня 1993 г.( Ведомости РФ. 1993. № 16. Ст. 551; Ведомости РФ. 1993. № 26. Ст. 957.)

Некоторые нормативные правовые акты могут распространять­ся на отдельные местности, к которым обычно относятся районы с особыми природно-климатическими условиями: пустынные, безвод­ные, высокогорные и др.

В этих особенностях правового регулирования труда, связан­ных с природно-климатическими условиями отдельных районов и местностей, отражено единство и дифференциация (различия) тру­дового права.

К особенностям источников трудового права можно отнести распространение многочисленных локальных правовых актов (кол­лективный договор и др.) только в пределах организации, где они были приняты.

Действие нормативных правовых актов о труде по кругу лиц (работников) означает, что они распространяются на всех, кому адресованы, в пределах их территориальной сферы действия. В большинстве случаев эти акты адресованы работникам и могут рас­пространяться на всех работников (общие нормы) либо их отдель­ные категории (специальные нормы).

В соотношении общих и специальных норм выражается един­инство и дифференциация трудового права. Единство проявляется в основном в общих нормах, распространяющихся на всех работни­ков на территории Российской Федерации, где устанавливаются условия труда, необходимые для охраны жизни и здоровья работ­ников, трудовые права и социальные гарантии на соответствую­щем уровне. Общие нормы обязательны для всех работодателей (организаций) независимо от их формы собственности и подчинен­ности, а изменены могут быть лишь в сторону улучшения положе­ния работников, повышения уровня их трудовых прав и социаль­ных гарантий.

Дифференциация находит свое отражение в специальных нор­мах. Эти нормы учитывают особенности производства, профиль деятельности организаций, характер и специфику труда различ­ных категорий работников (труд женщин, подростков, инвалидов или труд шахтеров, учителей, работников торговых либо бюджет­ных организаций и т. п.).

В действующем КЗоТ РФ выделены в отдельные главы спе­циальные нормы, регулирующие "Труд женщин" (гл. XI}, "Труд молодежи" (гл. XII).

Глава XVIII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" определяет порядок установления таких особенностей для работников различных отраслей народного хо­зяйства, сезонных, временных и некоторых других категорий ра­ботников, а также предусматривает льготы для работающих в рай­онах Крайнего Севера и др. Специальные нормы, посвященные осо­бенностям регулирования труда некоторых категорий работников, могут содержаться и в отдельных законах. Так, в Законе Россий­ской Федерации "Об образовании" в дополнение к основаниям пре­кращения трудового договора, установленным в КЗоТ, предусмот­рены основания для увольнения педагогических работников обра­зовательных учреждений, например увольнение педагогического работника "за повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения" и др. (ст. 56).

              Дифференциация трудового права неразрывно связана с его единством. Она находит отражение в специальных нормах путем конкретизации общих норм, их дополнения, а в некоторых случаях и изъятия из общих положений. Например, ст. 21 КЗоТ определяет круг лиц, для которых не устанавливается испытание при приеме на работу, а ст. 254 предусматривает дополнительные основания прекращения трудового договора.

              Общие нормы трудового права конкретизируются и дополня­ются не только в законах или иных нормативных актах, но и в локальных актах применительно к различным категориям работ­ников, занятых и отдельной организации (режим труда и отдыха, нормы об оплате и охране труда, дополнительные гарантии работ­никам и т. д.). С возрастанием значения локально-договорного регу­лирования должен увеличиться и объем специальных норм в ло­кальных актах, среди которых главное место занимает коллектив­ный договор.

              Развитие договорных начал в регулировании социально-тру­довых отношений, в свою очередь, ведет к закреплению возрастаю­щего числа специальных норм в соглашениях всех видов: генераль­ном, региональном, отраслевом тарифном и др. Соответствующее место этих норм в указанных соглашениях может быть определено и отдельными законами, например Федеральным законом от 17 мая 1996 г. "О государственном регулировании в области добычи и ис­пользования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3033.)

              Данный Закон в ряде слу­чаев предусматривает порядок регулирования согласно Трехсто­роннему соглашению, заключенному уполномоченными представи­телями организаций по добыче угля, профессиональными союзами работников угольной промышленности и Правительством Россий­ской Федерации {ст. 18, 20 и др.). [6]


Задача № 1

В отчетном году эффективный фонд времени одного рабочего составлял 1800 час. Благодаря внедрению мероприятий по улучшению использования ра­бочего времени эффективный фонд времени одного рабочего увеличится на 40 час. Определить, насколько процентов повысится производительность труда одного рабочего в результате улучшения использования рабочего времени.

   Решение.

Эффективный фонд рабочего времени после улучшения=1840 часов.

Повешение производительности труда определяется по формуле:

ПТ(%)=Фул./Фбазис*100%-100%;

1840/1800*100-100=2,22%.

Задача № 2.

Рассчитать тарифный фонд заработной платы рабочих-повременщиков по данным таблице, если годовой фонд рабочего времени одного рабочего состав­ляет 1850 час.

Специальность

Число рабочих, чел.

Средний разряд

Электромонтеры

27

4,5

Слесари-ремонтники

52

4,2

Наладчики

34

5,1

Работники ОТК

78

3,7

Информация о работе Нормативные правовые акты по труду