Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа
Для управления трудовыми процессами, как и для любой сферы производственной деятельности, справедливо известное правило: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Опыт показывает, что недостатки практики управления персоналом в первую очередь обусловлены несовершенством теоретических и методических положений по организации, нормированию и оплате труда.
1. Сущность курса и его взаимосвязи с другими дисциплинами……………………………………………………………3
2. Разделение труда, особенности разделения труда на энергетических предприятиях………………………………………………………….…5
3. Нормативные правовые акты по труду………….………...…….16
4. Задача № 1…………………………………………………………26
5. Задача № 2…………………………………………………………26
6. Список литературы……………………………………………
Технологическое разделение труда обусловлено выделением стадий производственного процесса и видов работ. В соответствии с особенностями технологии могут создаваться цеха и участки предприятия (литейные, штамповочные, сварочные и др.).
Предметное разделение труда предполагает специализацию производственных подразделений и сотрудников на изготовлении определенных видов продукции (изделия, узлы, детали).
Профессиональное разделение труда характеризуется знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенного вида работ. Состав профессий обусловлен в основном технологией и оборудованием.
Квалификационное разделение труда определяется различием работ по сложности. Это в свою очередь обусловливает и разные сроки подготовки персонала к выполнению соответствующих функций. Сложность выполняемых работ является важнейшим фактором дифференциации оплаты труда. Для количественной оценки квалификации персонала обычно используются разряды тарифной сетки, включающей в различных странах 17—25 разрядов.
Исходя из функционального, технологического и предметного разделения труда формируются профессии и уровни квалификации. Таким образом, на предприятии профессиональное и квалификационное разделение труда можно рассматривать как вторичное по отношению к функциональному, технологическому и предметному (рис. 1).
Выбор форм разделения труда определяется, прежде всего, типом производства. Чем ближе производство к массовому, тем больше возможностей для специализации оборудования и персонала на выполнение отдельных видов работ. При выборе наиболее эффективного уровня дифференциации производственного процесса должны учитываться технические, психологические, социальные и экономические границы разделения труда.
Рис.1.Схема разделения труда и формирования профессионально-
Технические границы обусловлены возможностями оборудования, инструмента, приспособлений, требованиями к потребительским качествам продукции.
Психологические границы определяются возможностями человеческого организма, требованиями сохранения здоровья и работоспособности. Необходимость учета психофизиологических границ связана с тем, что высокая степень специализации вызывает монотонность труда, которая приводит к неблагоприятным последствиям для работающих. В результате исследований установлено, что длительность многократно повторяющихся элементов работ не должна быть меньше 45 с; работу необходимо спроектировать так, чтобы обеспечивалось участие не менее пяти-шести групп мышц человека.
Социальные границы обусловлены требованиями к содержанию труда, его необходимому разнообразию, возможностям развития профессиональных знаний и навыков.
Экономические границы характеризуют влияние разделения труда на экономические результаты производства, в частности на суммарные затраты трудовых и материальных ресурсов.
Разделение труда предполагает его кооперацию. Она осуществляется на всех уровнях: от рабочего места, где могут трудиться несколько работников, до экономики страны и мирового хозяйства в целом. На предприятии наиболее существенные проблемы кооперации труда связаны с организацией бригад.
По отношению к режиму работы бригады могут быть сменными и сквозными (суточными).
В зависимости от профессионально-
3. Нормативные правовые акты по труду.
При изучении данной темы следует обратить внимание на многозначность понятия "источник права". Под источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном юридическом смысле).
Как идентичные понятию ''источник права" обычно рассматриваются термины: "форма права" или "внешняя форма права". Чаще всего, употребляя термин "источник права", имеют в виду лишь юридический источник права, или "источник права в формальном смысле". При этом понятие "источник права" нельзя отрывать от правотворческого процесса как деятельности государства, или результата деятельности органов государства по формированию права: законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов. Только на определенном этапе этой деятельности, то есть со вступлением акта правотворчества в силу, сам акт обретает качества источника права. В этом формальном, или юридическом, смысле понятие источник права используется в настоящем учебнике.
Источники трудового права различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и т. п., регулирующие трудовые и производные от них иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового права в силу особенностей их формирования относятся и акты локального нормотворчества самих работников, их представителей и работодателя (его представителей). В организации таким источником является коллективный договор либо иные локальные акты, принятые в установленном порядке. Своеобразными источниками трудового права являются соглашения на различном уровне (от отраслевых тарифных до генеральных), принимаемые на основе двустороннего или трехстороннего сотрудничества организациями работодателей и трудящихся в лице их представителей и с участием органов государственного управления при трехстороннем сотрудничестве.
Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение, источники трудового права — это результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников.
Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.
В сфере применения труда работников правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов, а в установленных законом случаях к этому привлекаются работники и работодатели (их представители). Исходя из этого целесообразно классифицировать источники трудового права по их юридической силе и органам, принимающим те или иные нормативные правовые акты.
Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Согласно Конституции (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эти принципиальные положения Конституции очень важны для развития источников трудового права.
В современных условиях придается большое значение нормам трудового права, принимаемым Международной организацией труда (МОТ). Не все конвенции МОТ ратифицированы Россией, но многие положения не только конвенций, но и рекомендаций МОТ принимаются во внимание в правотворческой деятельности государственных органов Российской Федерации.
Следующим по значимости источником трудового права являются законы — как федеральные, так и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) вопросы законодательства о труде находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а разграничение их компетенции осуществляется, также на основе Конституции. К ведению Федерации, как следует из ст. 71, относится достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64 Конституции). Это уже рассмотренные трудовые права и свободы, предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др.
Законы о труде и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации издаются в соответствии с федеральными законами и не должны им противоречить (ст. 76 Конституции). Следовательно, субъекты Российской Федерации могут конкретизировать и дополнять положения федеральных законов, устанавливать дополнительные льготы и гарантии для работников, но не вправе снижать уровень их социальной защищенности или ограничивать трудовые права, которые должны быть одинаковыми для всех на территории России.
Развитие трудового законодательства на основе Конституции Российской Федерации при возможных его различиях на территории субъектов Федерации в целом может и должно содействовать свободному перемещению рабочей силы и формированию свободного рынка труда. Регламентация трудовых отношений на территории субъектов Федерации не должна создавать препятствий для интеграции рынка труда, в связи с этим необходимо сближение правового регулирования трудовых отношений на всей территории Российской Федерации.
Среди федеральных законов важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), который является основным кодифицированным источником трудового права.
Ныне действующий КЗоТ РФ был принят 9 декабря 1971 г., а введен в действие с 1 апреля 1972 г. Однако в него вносились многочисленные и существенные изменения и дополнения. Наиболее радикальные из них Пыли внесены Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Законов о труде РСФСР", именно они в определенной мере закрепили регулирование труда в период перехода к рыночной организации экономики.
На нынешнем этапе стоит вопрос о правовом обеспечении социально-экономических преобразований в Российской Федерации. Законодательство о труде, и в первую очередь КЗоТ РФ, должно активно способствовать развитию указанных процессов. Для этого необходимо реформирование самого трудового законодательства (КЗоТ РФ), что является далеко не простой задачей.
Трудовое законодательство не может обгонять иные отрасли, как, например, гражданское законодательство, которому принадлежит ведущая роль в правовом обеспечении рыночной экономики. Связь трудового и гражданского законодательства очевидна, но столь же очевидно и их различие.
Трудовое право достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), а с другой — на защиту человека и его прав в сфере применения труда. И та и другая функция связаны с экономической реформой, но первая касается технической стороны труда, повышения его производительности, получения выгоды и прибыли, а вторая — как защиты интересов отдельного работника, так и смягчения негативных последствий экономических преобразований для коллектива работников. Рассматривая природу данной отрасли, представитель науки трудового права С.А. Иванов достаточно четко выявил социальный характер и истоки этой отрасли. Он указал, что трудовое право сложилось на базе не только частного, но и публичного права. Это обусловило своеобразный и социальный характер трудового права, которое развивается главным образом по своим собственным законам, в значительной мере отличающимся от гражданско-правовых (Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1. С. 51)
На социальную роль трудового права указывают и представители иных отраслей юридической науки. Ю.А. Тихомиров, выделяя социальные отрасли права, называет в их числе и трудовое, ибо оно предназначено не только для реализации и защиты, индивидуальных прав граждан, но и их совокупной охраны (Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник для юридических факультетов и вузов. М. 1995. С 345.)
Однако социальная и правовая защита работников, как и реализация (осуществление) социальной функции трудового права, обусловливают, наряду с действием централизованных норм права, необходимость освоения и развития иных средств и способов воздействия на общественные отношения в сфере применения труда. Освоение таких средств, отвечающих нынешнему состоянию экономики и интересам работников и работодателей, было успешно начато. Выработаны механизмы согласования интересов работников и работодателей на основе принципов социального партнерства путем коллективных переговоров и заключения коллективного договора в организациях, а также соглашений различного уровня, выходящих за рамки организации (от отраслевого тарифного до регионального и генерального соглашений). Регулированию социально-партнерских отношений и отношений, как правило, трехстороннего сотрудничества способствовало вступление в силу Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях". Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ в него внесены соответствующие изменения и дополнения ( Ведомости РФ. 1992. № 17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4558.)