Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа
Для управления трудовыми процессами, как и для любой сферы производственной деятельности, справедливо известное правило: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Опыт показывает, что недостатки практики управления персоналом в первую очередь обусловлены несовершенством теоретических и методических положений по организации, нормированию и оплате труда.
1. Сущность курса и его взаимосвязи с другими дисциплинами……………………………………………………………3
2. Разделение труда, особенности разделения труда на энергетических предприятиях………………………………………………………….…5
3. Нормативные правовые акты по труду………….………...…….16
4. Задача № 1…………………………………………………………26
5. Задача № 2…………………………………………………………26
6. Список литературы……………………………………………
Порядок разрешения возникающих коллективных трудовых споров с помощью примирительных процедур (примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж} путем достижения соглашений социальных партнеров (работников и работодателя), использующих забастовку как крайнюю меру разрешения коллективного спора в самой критической ситуации, был установлен в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.)
Законодательно закреплена деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаются трехсторонние комиссии в субъектах Федерации и на иных уровнях. При Министерстве труда Российской Федерации функционирует Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Создаются аналогичные службы при соответствующих органах труда в регионах. Назначение этих служб — содействовать разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
В указанных федеральных законах уже были использованы термины: "работодатель" и "организация" применительно к юридическим лицам (как обобщающий термин для всех организационно-правовых форм юридических лиц), а также "работники" и их "представители". В качестве последних от имени работников в организации могут выступать "профсоюзный комитет" или иной представительный орган как "орган общественной самодеятельности" при условии, что на общем собрании работников (конференции), такой орган избран и наделен полномочиями представлять интересы работников.
Коллективный договор и соглашения определены в упомянутых законах как правовые акты, а потому положения этих актов носят нормативный характер, являясь правовыми нормами локального значения (коллективный договор) либо нормами соглашений, которые различаются в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений.
Таким образом, значительно расширены возможности договорного регулирования условий труда и повышения социальных льгот и гарантий с учетом как специфических интересов работников тех или иных отраслей, определенных профессий, так и особенностей административно-
И, наконец, в целях развития и формирования трудового законодательства принят Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.)
Еще ранее были введены в действие несколько важных Законов, затрагивающих отдельные институты трудового права, например: "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" от 6 августа 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 109-ФЗ (Ведомости РФ. 1993. № 35. Ст. 1412; СЗ РФ 1995. № 30. Ст. 2865), или Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Одновременно с принятием отдельных федеральных законов вносились изменения в КЗоТ РФ. 16 июня был принят Государственной Думой, а 24 ноября 1995 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", охватывающий целый раздел: "Труд молодежи" (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4564)
Дальнейшее развитие источников трудового права зависит как от окончательной разработки концепции нового Трудового Кодекса России, так и реформирования законодательства о труде, в том числе путем внесения необходимых изменений и дополнений в действующий КЗоТ РФ.
Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее значение имеют Указы Президента Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере применения труда. В свое время большую роль в становлении социально-партнерских отношений сыграл Указ Президента от 15 ноября 1991 г. "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". Президентом изданы ряд иные важные указов, например Указ от 20 июля 1994 г. «Об утверждении Положения о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудипспекции)» (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1476.) и др.
К подзаконным актам относятся также постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, которые должны соответствовать федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае они могут быть отменены Президентом. Необходимо выделить такие значимые постановления Правительства Российской Федерации, как постановления от 14 октября 1992 г. "О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (РГ. 1992. 28 октября), от 3 июня 1995 г., "Об утверждении
Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев па производстве» (СЗ РФ. 1995. № 24. Ст. 2284) и многие другие.
Определенное значение для единообразного применения законодательства о труде имеют постановления, инструкции и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений (правил) на локальном уровне, чтобы локальные правовые акты, во-первых, соответствовали общим закономерностям функционирования трудовых отношений и, во-вторых, учитывали особенности производства, характер и профиль деятельности конкретной организации. Указанные нормы более всего охватывают вопросы нормирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, финансируемых из государственного бюджета, а также режима труда и отдыха, утверждения квалификационных характеристик работников и т. д.
Так, постановление Министерства труда Российской Федерации от 14 июля 1993 г. "Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и примерной формы трудового договора (контракта)» (Экономика и жизнь 1993. № 36,37) сыграло свою положительную роль в единообразном применении письменной формы трудового договора как исходной модели, которую можно приспосабливать к особенностям отдельных организаций и взаимным интересам сторон трудового договора. В некоторых случаях Министерство труда принимает постановления и разъяснения совместно с другими министерствами. Например, постановление от 23 октября 1992 г. "Об утверждении Основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании" было принято совместно с Министерством юстиции Российской Федерации (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. № 11—12)
Другие министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления также вправе принимать в пределах своей компетенции акты в сфере применения труда. Последние регулируют деятельность органов по трудоустройству либо режим работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и т. п.
Еще один источник трудового права представляют собой акты-соглашения: генеральные, региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и др. Соглашения являются результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как равноправные партнеры. Это представители интересов работников на отраслевом, профессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Российской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их объединений. Представителями интересов работодателей на указанных уровнях выступают полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы. Государственные органы являются третьей стороной, участвующей в коллективных переговорах и заключении соглашений. Представители работников и работодателей соответствующего уровня могут договориться и о заключении двустороннего соглашения. Следовательно, участники соглашений на основе трехстороннего или двустороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда.
Пределы и процедура такого нормотворчества закреплены в вышеназванном Федеральном законе "О коллективных договорах и соглашениях", согласно которому в соглашениях могут предусматриваться положения: об оплате и условиях труда, режиме труда и отдыха, охране труда, о доплатах компенсационного характера, о содействии занятости, использовании труда инвалидов, молодежи и многое другое.
В современных условиях перехода к рыночной организации экономики возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права.
Эти источники отличаются следующими особенностями: во-первых, они действуют лишь в пределах конкретной организации, то есть, ограничены по сфере действия; во-вторых, чаще всего действие локальных актов ограничено по времени, например, коллективный договор всегда заключается на определенный срок; в-третьих, они не могут противоречить нормативным правовым актам, снижать установленный ими уровень правовых и социальных гарантий и трудовых прав работников; в-четвертых, локальные акты должны отражать специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывать их экономические возможности.
К локальным нормативным актам, например, относятся: правила внутреннего трудового распорядка данной организации, положение о премировании или положение, о вознаграждении по итогам работы организации за год и т. п. Локальные акты — это, как правило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого непосредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной организации и ее руководителем (директором, администрацией).
Законы о труде регламентируют порядок разработки и процедуру принятия локальных нормативных правовых актов, среди которых важное место занимает коллективный договор.
Коллективно-переговорный процесс и заключение коллективного договора позволяют установить подлинно равноправные социальнопартнерские отношения между работниками и работодателем (их представителями).
Закон о коллективных договорах и соглашениях позволяет сторонам договора в равной мере учитывать интересы друг друга, искать выход путем возможных взаимных уступок и достигать соглашений в процессе коллективных переговоров для заключения самого коллективного договора.
В коллективном договоре могут устанавливаться основные положения по оплате и условиям труда, охране труда, занятости и т. п., а также взаимные обязательства его сторон. Условия коллективного договора не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде.
Коллективный договор рассматривается как локальный акт, в разработке и одобрении которого вправе принимать участие все работающие в данной организации непосредственно и через свои представительные органы (профсоюзы или органы общественной самодеятельности).
Следует иметь в виду, что некоторые нормативные положения, которые относятся к источникам трудового права могут закрепляться в так называемых комплексных нормативных правовых актах. Так, порядок приема на работу и особенности увольнения педагогических работников в сфере образования закреплен в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.150.) А в отдельных случаях такие положения предусматриваются и в нормативных правовых актах других отраслей, например в Гражданском кодексе Российской Федерации, где установлена "работодательская правоспособность" индивидуальных предпринимателей (ст. 25 ГК РФ).
Акты Верховного Суда Российской Федерации не являются источником трудового права, ибо деятельность суда не является правотворческой. Но постановления Пленума Верховного Суда и другие разъяснения по вопросам судебной практики играют немаловажную роль в правоприменении (Одно из наиболее существенных — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 16 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров"// БВС РФ. 1993. N° 3.)
Решения Верховного Суда Российской Федерации как суда высшей инстанции рассматриваются, как правило, в качестве "руководящих разъяснений". Из-за пробелов в праве эти решения могут иметь большое значение, но не имеют обязательной силы, ибо судебный прецедент в Российской Федерации не является источником права. Поэтому так важно понять соотношение между законодательством о труде и судебной практикой в разрешении трудовых споров.
Акты Конституционного Суда Российской Федерации также не рассматриваются как источник трудового права, однако решения его играют важную роль в правоприменительной практике. Если Конституционный Суд признает нормативный правовой акт или его положения неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом сами решения Суда вступают в силу незамедлительно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства. [6]
Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц. Единство и дифференциация трудового права.
В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Здесь находит отражение единство и дифференциация трудового права. Действие нормативных правовых актов о труде во времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы.
Дата принятия законов, порядок их официального опубликования и вступления в силу определены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.) Согласно данному Закону все указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".