Нормативные правовые акты по труду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание

Для управления трудовыми процессами, как и для любой сферы производственной деятельности, справедливо известное правило: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Опыт показывает, что недостатки практики управления персо­налом в первую очередь обусловлены несовершенством теоре­тических и методических положений по организации, нормированию и оплате труда.

Содержание

1. Сущность курса и его взаимосвязи с другими дисциплинами……………………………………………………………3
2. Разделение труда, особенности разделения труда на энергетических предприятиях………………………………………………………….…5
3. Нормативные правовые акты по труду………….………...…….16
4. Задача № 1…………………………………………………………26
5. Задача № 2…………………………………………………………26
6. Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Организация ,нормирование оплаты труда.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

Порядок разрешения возникающих коллективных трудовых споров с помощью примирительных процедур (примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж} путем достиже­ния соглашений социальных партнеров (работников и работодате­ля), использующих забастовку как крайнюю меру разрешения кол­лективного спора в самой критической ситуации, был установлен в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.)

Законодательно закреплена деятельность Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отноше­ний, создаются трехсторонние комиссии в субъектах Федерации и на иных уровнях. При Министерстве труда Российской Федерации функционирует Служба по урегулированию коллективных трудо­вых споров. Создаются аналогичные службы при соответствующих органах труда в регионах. Назначение этих служб — содействовать разрешению коллективных трудовых споров путем организации при­мирительных процедур и участия в них.

В указанных федеральных законах уже были использованы термины: "работодатель" и "организация" применительно к юри­дическим лицам (как обобщающий термин для всех организацион­но-правовых форм юридических лиц), а также "работники" и их "представители". В качестве последних от имени работников в ор­ганизации могут выступать "профсоюзный комитет" или иной пред­ставительный орган как "орган общественной самодеятельности" при условии, что на общем собрании работников (конференции), такой орган избран и наделен полномочиями представлять интересы ра­ботников.

Коллективный договор и соглашения определены в упомяну­тых законах как правовые акты, а потому положения этих актов носят нормативный характер, являясь правовыми нормами локаль­ного значения (коллективный договор) либо нормами соглашений, которые различаются в зависимости от сферы регулируемых соци­ально-трудовых отношений.

Таким образом, значительно расширены возможности до­говорного регулирования условий труда и повышения социаль­ных льгот и гарантий с учетом как специфических интересов работников тех или иных отраслей, определенных профессий, так и особенностей административно-территориальных образо­ваний.

И, наконец, в целях развития и формирования трудового законодательства принят Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.)

Еще ранее были введены в действие несколько важных Зако­нов, затрагивающих отдельные институты трудового права, напри­мер: "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" от 6 августа 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесен­ными Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 109-ФЗ (Ведомости   РФ. 1993. № 35. Ст. 1412; СЗ РФ 1995. № 30. Ст. 2865), или Закон Российской Федерации "О занятости населения в Россий­ской Федерации".

              Одновременно с принятием отдельных федеральных законов вносились изменения в КЗоТ РФ. 16 июня был принят Государст­венной Думой, а 24 ноября 1995 г. Президентом Российской Феде­рации был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", ох­ватывающий целый раздел: "Труд молодежи" (СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4564)

Дальнейшее развитие источников трудового права зависит как от окончательной разработки концепции нового Трудового Кодекса России, так и реформирования законодательства о труде, в том числе путем внесения необходимых изменений и дополнений в дей­ствующий КЗоТ РФ.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее зна­чение имеют Указы Президента Российской Федерации, регули­рующие общественные отношения в сфере применения труда. В свое время большую роль в становлении социально-партнерских отношений сыграл Указ Президента от 15 ноября 1991 г. "О соци­альном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". Президентом изданы ряд иные важные указов, например Указ от 20 июля 1994 г. «Об утверждении Положения о Федеральной ин­спекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудипспекции)» (СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1476.) и др.

К подзаконным актам относятся также постановления и рас­поряжения Правительства Российской Федерации, которые долж­ны соответствовать федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае они могут быть отме­нены Президентом. Необходимо выделить такие значимые поста­новления Правительства Российской Федерации, как постановле­ния от 14 октября 1992 г. "О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (РГ. 1992. 28 октября), от 3 июня 1995 г., "Об утверждении

Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев па производстве» (СЗ РФ. 1995. № 24. Ст. 2284) и многие другие.

Определенное значение для единообразного применения за­конодательства о труде имеют постановления, инструкции и разъ­яснения Министерства труда и социального развития Россий­ской Федерации. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений (правил) на локальном уровне, чтобы локальные правовые акты, во-первых, со­ответствовали общим закономерностям функционирования трудо­вых отношений и, во-вторых, учитывали особенности производст­ва, характер и профиль деятельности конкретной организации. Ука­занные нормы более всего охватывают вопросы нормирования и оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства, финан­сируемых из государственного бюджета, а также режима труда и отдыха, утверждения квалификационных характеристик работни­ков и т. д.

Так, постановление Министерства труда Российской Феде­рации от 14 июля 1993 г. "Об утверждении рекомендаций по за­ключению трудового договора (контракта) в письменной форме и примерной формы трудового договора (контракта)» (Экономика и жизнь 1993. № 36,37) сыграло свою положительную роль в единообразном применении письменной формы трудового договора как исходной модели, которую можно приспосабливать к особенностям отдельных организаций и взаим­ным интересам сторон трудового договора. В некоторых случаях Министерство труда принимает постановления и разъяснения со­вместно с другими министерствами. Например, постановление от 23 октября 1992 г. "Об утверждении Основных положений о по­рядке проведения аттестации служащих учреждений, организа­ций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании" было принято совместно с Министерством юстиции Россий­ской Федерации (Бюллетень Минтруда РФ. 1992. № 11—12)

Другие министерства и иные федеральные органы исполни­тельной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления также вправе принимать в пределах своей компетенции акты в сфере применения труда. Последние регулируют деятельность органов по трудоустройству либо режим работы организаций торговли, сферы обслуживания, транспорта и т. п.

Еще один источник трудового права представляют собой акты-соглашения: генеральные, региональные, межотраслевые тарифные, отраслевые тарифные, профессиональные тарифные, территори­альные и др. Соглашения являются результатом договоренностей всех участников соглашений, выступающих как равноправные парт­неры. Это представители интересов работников на отраслевом, про­фессиональном и территориальном (федеральном, субъекта Рос­сийской Федерации, местном) уровнях в лице соответствующих органов профсоюзов и их объединений. Представителями интере­сов работодателей на указанных уровнях выступают полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные ра­ботодателями органы. Государственные органы являются третьей стороной, участвующей в коллективных переговорах и заключении соглашений. Представители работников и работодателей соответ­ствующего уровня могут договориться и о заключении двусторон­него соглашения. Следовательно, участники соглашений на основе трехстороннего или двустороннего сотрудничества уполномочива­ются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда.

Пределы и процедура такого нормотворчества закреплены в вышеназванном Федеральном законе "О коллективных договорах и соглашениях", согласно которому в соглашениях могут предусмат­риваться положения: об оплате и условиях труда, режиме труда и отдыха, охране труда, о доплатах компенсационного характера, о содействии занятости, использовании труда инвалидов, молодежи и многое другое.

В современных условиях перехода к рыночной организации экономики возрастает роль коллективно-договорного регулирова­ния и локальных нормативных правовых актов, являющихся ис­точниками трудового права.

Эти источники отличаются следующими особенностями: во-первых, они действуют лишь в пределах конкретной организации, то есть, ограничены по сфере действия; во-вторых, чаще всего дей­ствие локальных актов ограничено по времени, например, коллек­тивный договор всегда заключается на определенный срок; в-треть­их, они не могут противоречить нормативным правовым актам, сни­жать установленный ими уровень правовых и социальных гаран­тий и трудовых прав работников; в-четвертых, локальные акты должны отражать специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывать их экономические возмож­ности.

К локальным нормативным актам, например, относятся: пра­вила внутреннего трудового распорядка данной организации, поло­жение о премировании или положение, о вознаграждении по итогам работы организации за год и т. п. Локальные акты — это, как пра­вило, результат совместного нормотворчества, осуществляемого не­посредственно в организации между работниками и работодателем (их представителями), например профсоюзным органом данной ор­ганизации и ее руководителем (директором, администрацией).

Законы о труде регламентируют порядок разработки и про­цедуру принятия локальных нормативных правовых актов, среди которых важное место занимает коллективный договор.

Коллективно-переговорный процесс и заключение коллектив­ного договора позволяют установить подлинно равноправные социальнопартнерские отношения между работниками и работодате­лем (их представителями).

Закон о коллективных договорах и соглашениях позволяет сторонам договора в равной мере учитывать интересы друг друга, искать выход путем возможных взаимных уступок и достигать со­глашений в процессе коллективных переговоров для заключения самого коллективного договора.

В коллективном договоре могут устанавливаться основные положения по оплате и условиям труда, охране труда, занятости и т. п., а также взаимные обязательства его сторон. Условия коллек­тивного договора не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством о труде.

Коллективный договор рассматривается как локальный акт, в разработке и одобрении которого вправе принимать участие все работающие в данной организации непосредственно и через свои представительные органы (профсоюзы или органы общественной самодеятельности).

Следует иметь в виду, что некоторые нормативные положения, которые относятся к источникам трудового права могут закреплять­ся в так называемых комплексных нормативных правовых актах. Так, порядок приема на работу и особенности увольнения педагоги­ческих работников в сфере образования закреплен в Законе Россий­ской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.150.) А в отдельных случаях такие положения предусматриваются и в нормативных пра­вовых актах других отраслей, например в Гражданском кодексе Рос­сийской Федерации, где установлена "работодательская правоспо­собность" индивидуальных предпринимателей (ст. 25 ГК РФ).

Акты Верховного Суда Российской Федерации не являются источником трудового права, ибо деятельность суда не является правотворческой. Но постановления Пленума Верховного Суда и другие разъяснения по вопросам судебной практики играют нема­ловажную роль в правоприменении (Одно из наиболее существенных —    постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 16 "О некоторых вопросах примене­ния судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров"// БВС РФ. 1993. N° 3.)

Решения Верховного Суда Рос­сийской Федерации как суда высшей инстанции рассматриваются, как правило, в качестве "руководящих разъяснений". Из-за пробе­лов в праве эти решения могут иметь большое значение, но не имеют обязательной силы, ибо судебный прецедент в Российской Фе­дерации не является источником права. Поэтому так важно понять соотношение между законодательством о труде и судебной практи­кой в разрешении трудовых споров.

Акты Конституционного Суда Российской Федерации также не рассматриваются как источник трудового права, однако реше­ния его играют важную роль в правоприменительной практике. Если Конституционный Суд признает нормативный правовой акт или его положения неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом сами решения Суда вступают в силу незамедли­тельно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства. [6]

 

Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц. Единство и дифференциация трудового права.

 

В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Здесь находит отражение единство и дифференциация трудового права. Действие нормативных правовых актов о труде во времени связано с их вступлением в силу и моментом утраты юридической силы.

Дата принятия законов, порядок их официального опублико­вания и вступления в силу определены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, ак­тов палат Федерального Собрания" (СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.) Согласно данному Закону все указанные акты вступают в силу одновременно на всей террито­рии Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликова­нием считается первая публикация полного текста акта в "Рос­сийской газете" или "Собрании законодательства Российской Фе­дерации".

Информация о работе Нормативные правовые акты по труду