Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:04, курсовая работа
На современном этапе развития бизнес-технологий ключевыми ресурсами любой организации, наряду с финансовыми, информационными, технологическими, являются человеческие ресурсы. Предприятия конкурируют в том числе на уровне профессионального развития своих сотрудников - их знаний, умений, навыков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР ПЕРСОНАЛА 6
1.1.Система оценки персонала организации 6
1.2. Методы и методики оценки персонала 12
2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА «PERVЫЙ» 22
2.1.Характеристика деятельности рекламного агентства «PeRvый» 22
2.2. Совершенствование оценочных процедур в рекламном агентстве «PeRvый» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
На первом этапе был использован метод прямых атрибутов: необходимые общие компетенции выбирали из готовых моделей, ранжировали их в порядке важности и адаптировали описание поведенческих характеристик к специфике работы на конкретных должностях в нашей компании. Кроме того, перед руководителем каждого подразделения была поставлена задача — предложить свои критерии для оценки каждой должности работающих в его подчинении сотрудников. Полученные таким образом критерии были структурированы, проранжированы и дополнены HR-специалистом, а затем утверждены руководителем подразделения.
Отдельно были описаны общие компетенции всех сотрудников нашей компании, разработаны единые стандарты работы. В описании корпоративных компетенций принял участие весь коллектив: каждый работник отвечал на вопросы разработанной HR-службой анкеты.
Доработка и утверждение модели компетенций проводились в течение целого цикла заседаний, в которых принимали участие директора, руководители подразделений и некоторые линейные менеджеры. В итоге мы утвердили модель, состоящую из трех наборов компетенций:
- общекорпоративные (шесть компетенций);
- управленческие (от двух до четырех);
- профессиональные (от пяти до десяти — для каждой должности).
Определение компетенций, описание их для всех должностей, а также подробные инструкции по применению модели в различных HR-процедурах были зафиксированы в корпоративном Справочнике компетенций.
На втором этапе в соответствующем Положении были описаны стандарты, цели оценки, сроки, процедура и детали проведения. В итоговом варианте система оценки включала в себя такие этапы:
1. В конце года после
согласования и утверждения
2. Формируется экспертная
комиссия, в состав которой входят
генеральный директор, руководители
подразделений и HR-специалист. Комиссия
разрабатывает график
3. Каждый сотрудник заполняет
бланк самооценки — «Отчет
о проделанной работе» (
После одобрения новой
системы оценки генеральным директором
было принято решение апробировать
ее в пилотной группе — одном
из подразделений численностью 13 человек,
в котором работали «проблемные»
неэффективные сотрудники. Во время
общей презентации новой
За месяц до аттестации
проводился мониторинг рыка труда, целью
которого являлось получение данных
об уровне оплаты труда специалистов
на аналогичных позициях в других
компаниях и определение
На следующем этапе была проведена оценка «360°»: с помощью этого инструмента получена важная информация о необходимых для качественной работы сотрудников компетенциях, о «слабых местах» в их работе. Руководитель подразделения совместно с HR-менеджером составили опросник (приложение 3) и определили форму оценки; далее из разработанной модели компетенций для проведения оценки выделили от пяти до восьми наиболее значимых для каждой должности.
При осуществлении оценочных
процедур очень важно, чтобы каждый
из оценщиков мог компетентно
оценить сотрудника, поэтому экспертами
выступили опытные специалисты,
которые регулярно
- руководителями (для некоторых должностей это были два человека — руководитель крупного подразделения и линейный менеджер) — один-два человека;
- коллегами (к участию в оценке привлекались сотрудники отдела, в котором работали оцениваемые, и других отделов) — от трех до шести человек;
- подчиненными (если оцениваемый был руководителем) — от одного до трех человек;
- внутренними клиентами (у некоторых оцениваемых были коллеги-заказчики из других отделов) — два-три человека.
Накануне проведения оценки все принимающие в ней участие сотрудники были подробно ознакомлены с правилами процедуры. Во время презентации разъяснялись цели оценки, излагались правила и принципы предстоящей экспертам работы, демонстрировались опросники с расшифровкой каждой компетенции. Поскольку выборка оцениваемых была небольшой, эксперты проставляли оценки в бумажных бланках. Подсчет производился при помощи программы Excel; при обработке данных были получены результаты — как по каждой из компетенций, так и суммарный. Кроме того, в анкетах имелся открытый вопрос, относящийся к направлениям дальнейшего развития сотрудника, — ответы на него позволили дополнить количественные данные рекомендациями об обучении.
В процессе сбора информации мы соблюдали принцип анонимности: заполненные анкеты эксперты помещали в специальный ящик, доступ к которому имел только сотрудник HR-службы.
Далее, согласно установленному графику, с каждым работником было проведено оценочное интервью. Руководитель подразделения и линейный менеджер разработали для каждого из оцениваемых задание — кейс (приложение 4) и ряд специальных вопросов. Задания для сотрудников, занимающих важные для компании должности, отличались повышенной сложностью, их выполнение требовало предварительной подготовки (перед заседанием комиссии эти люди получили около часа времени для проработки ответов и письменного изложения решения — в закрытом помещении под контролем HR-менеджера). Прежде чем начать процедуру аттестации, все члены комиссии ознакомились с результатами предыдущих этапов оценки.
Проведение интервью по компетенциям
заняло от одного до двух часов (для
сотрудников на руководящих должностях
потребовалось больше времени). За один
день процедуру проводили для
двух-трех сотрудников. Оценки заносили
в заранее подготовленные бланки,
которые после окончания
После проведения пилотной аттестации были приняты следующие кадровые решения:
1. Пересмотр уровня заработной
платы. На основании данных, полученных
при исследовании рынка труда,
мы разработали тарифную сетку
с разбивкой каждой должности
на три разряда. Каждому
По результатам оценки всем сотрудникам (за исключением одного) был присвоен второй разряд и повышен уровень заработной платы.
2. Изменение должности.
Для сотрудника, который по итогам
оценки попадал в третий, высший
разряд тарифной сетки (при
наличии соответствующей
По результатам оценки одному сотруднику был присвоен высший разряд с последующим переводом на вакантную должность линейного менеджера.
3. Составление индивидуального
плана развития. Для сотрудников,
которые не соответствовали
На основании данных оценки для двоих сотрудников был составлен план индивидуального развития, чтобы помочь им повысить ряд рабочих показателей.
После запуска пилотного проекта мы выявили, что система оценки нуждается в доработке. Например, оказалось, что целесообразно ввести промежуточную оценку — раз в полгода. Прежде чем внедрить систему оценки во всей компании, была проведена корректировка:
1. Разработана система грейдов, содержащая большее количество разрядов и категорий должностей, что позволило:
- принять по результатам оценки более гибкие и объективные решения;
- теснее увязать оплату труда со стратегией бизнеса;
- показать сотрудникам перспективы их продвижения в рамках компании.
2. Улучшена процедура «360°», усовершенствованы анкеты (сгруппированы критерии, расширено их описание, добавлены открытые вопросы).
3. В пилотном варианте
руководители подразделения и
линейные менеджеры
- достичь поставленных перед структурным подразделением задач;
- контролировать показатели деятельности своих подчиненных.
4. Составлена подробная
инструкция с описанием
5. Организован большой
обучающий семинар для
По отзывам сотрудников, с внедрением новой системы оценки руководители получили удобный инструмент управления результативностью своих подчиненных, а исполнители — четче осознали требования, предъявляемые к их работе, получили обратную связь.
Проблему объективности оценки можно было бы сформировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:
- объективно вне зависимости от чьего-то частного мнения или отдельных суждений;
- надежно относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
- достоверно в отношении деятельности оцениваться должен реальный уровень владения навыками (насколько успешно человек справляется со своим делом);
- с возможностью прогноза оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;
- комплексно оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;
- процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности);
- проведение оценочных мероприятий не только не должно дезорганизовывать работу коллектива, но встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.
Как пример оценочной технологии,
удовлетворяющей указанным
Информация о работе Объективность оценочных процедур персонала