Оценка финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является оценка финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Новая ЭРА».
Объектом исследования является ОАО «Новая ЭРА».
Предмет исследования - прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения прибыли.
Для достижения цели в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
- проанализировать финансовые результаты хозяйственной деятельности организации;
- провести факторный анализ прибыли от продаж;
- провести анализ показателей рентабельности;
- рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 5
1.1. Прибыль и ее классификация 5
1.2. Формирование прибыли 13
1.3. Распределение и использование прибыли 15
1.4. Факторы, влияющие на величину прибыли 18
1.5. Понятие рентабельности 22
1.6. Показатели рентабельности 24
2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «НОВАЯ ЭРА» 28
2.1. Краткая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов 30
2.3. Факторный анализ прибыли от продаж 31
2.4. Анализ рентабельности деятельности предприятия 37
2.5. Рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности предприятия 39
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложения 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Лукинской Дарь1и.doc

— 1.85 Мб (Скачать документ)

      Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода.

      Согласно  ПБУ 18/02, в отчет о прибылях и  убытках включены сведения об отложенных налоговых активах и обязательствах. В справочном разделе акционерные общества должны будут отражать величину базовой и разводненной прибыли на акцию. Кодировка строк бухгалтерской отчетности приводится в соответствии с Приказом о Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики, от 14.11.2003 г. №475/102н с учетом последующих изменений.

    1. Распределение и использование  прибыли

      Распределение и использование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Направления использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия.

      Распределение совокупной прибыли предприятия  осуществляется в несколько этапов. На первом этапе совокупная (общая  бухгалтерская) прибыль распределяется на текущий налог на прибыль и иные платежи (пени и штрафы за нарушения требований фискальной системы) из прибыли в бюджеты различных уровней (в федеральный, региональный и местный бюджеты), а также на чистую прибыль. До налогообложения необходимо дифференцировать совокупную прибыль на прибыль от обычной деятельности, облагаемую по стандартной ставке налогообложения прибыли и иные доходы, облагаемые по другим ставкам, или налог на них удерживается у источника выплаты налогов. К этим доходам относятся дивиденды по обыкновенным акциям, проценты по государственным ценным бумагам, полученные предприятием, доходы от долевого участия в деятельности других организаций (с выделением доходов, полученных за пределами РФ), доходы игорного бизнеса и видеосалонов, прибыль от посреднических операций, страховой деятельности, отдельных банковских операций, прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.

      Затем производится уточнение прибыли  до налогообложения на сумму корректировки  налогооблагаемой прибыли с учетом отложенных налоговых активов и обязательств, рассчитывается налог на прибыль, а также иных платежей из прибыли. Затем определяются иные платежи из прибыли после исчисления налога на прибыль.

      На  втором этапе определяется величина чистой прибыли как разницы между прибылью до налогообложения и отложенными налоговыми активами и обязательствами, налогом на прибыль и иных платежей в бюджет из прибыли. Чистая прибыль распределяется собственниками предприятия.

      За  счет чистой прибыли, если это предусмотрено уставом предприятия и его учетной политикой, формируются резервный капитал, образуются фонды накопления и потребления, выплачиваются дивиденды, производятся социальные выплаты персоналу предприятия, перечисляются средства на благотворительные и иные цели. Решение о направлениях распределения чистой прибыли принимается собственниками предприятия по итогам его деятельности за год на годовом собрании участников (акционеров). При этом чистая прибыль распределяется на прибыль, направленную на дивиденды (распределенная прибыль), и на прибыль, используемую в целях развития производства, поощрения и социальные выплаты работникам предприятия (нераспределенная). Прибыль, направленная на капитальные вложения в развитие производства называется реинвестированной прибылью.

      Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е. участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития (рис. 2).

      

      Рис. 2 Распределение чистой прибыли 

      Распределение прибыли раскрывает стратегические задачи предприятия. Оставляя прибыль на предприятии, собственники (акционеры) решают задачу конкурентной борьбы, обеспечивают рост объема продаж, обновление продукции, диверсификацию деятельности, внедрение новых достижений научно-технического прогресса, создают финансовые резервы. Выплата дивидендов акционерам обеспечивает доход на вложенный капитал, тем самым стимулируются дальнейшие инвестиции и наращивание совокупного капитала. Государство, получая свою долю от прироста капитала в виде налогов, имеет финансовые источники для выполнения своих функций.

    1. Факторы, влияющие на величину прибыли

      На  изменение прибыли влияют две  группы факторов: внешние и внутренние. Внешние факторы отличаются от внутренних тем, что предприятие лишь может иметь о них информацию, но не может их контролировать. Внутренние факторы поддаются контролю со стороны предприятия. Их можно разделить на две подгруппы: внутренние факторы (основные), которые влияют на прибыль посредством их сущностного воздействия на результаты работы предприятия, и внутренние факторы (неосновные), отражающие нарушения предприятием хозяйственной дисциплины (рис. 3).

      

      Рис. 3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 

      В группу внешних факторов, как правило, включаются чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий  и обусловливающие дополнительную прибыль у других, изменение государственными органами или инфляционными процессами цен на продукцию и условия производства, нарушения поставщиками и иными органами дисциплины по хозяйственным вопросам.

      К группе основных внутренних факторов, влияющих на формирование прибыли от продаж, относятся: количество и качество продукции, себестоимость продукции, цены на продукцию и элементы, формирующие ее себестоимость, структурные сдвиги в ассортименте продукции. Внутренними факторами, наличие которых обусловлено нарушениями хозяйственной дисциплины, являются: нарушение установленного предприятием порядка формирования и применения цен и торговых надбавок, экономия в результате нарушения условий труда, повышения квалификации кадров, безопасности труда, мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту основных производственных средств, вводу новой техники, экономия, связанная с наличием отступлений при выпуске продукции от требований технических условий, стандартов и др.

      Рассмотрим  поподробнее основные внутренние факторы, влияющие а величину прибыли.

      Основной  источник денежных накоплений предприятий  – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

      Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При радикальном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

      В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Увеличение объема продаж также не может происходить бесконечно. Жесткая конкурентная борьба, невысокий уровень платежеспособного покупательского спроса накладывают ограничения на рост объема продаж. На очередь приходит метод снижения затрат.

      В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы  снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

      К числу факторов роста прибыли  относится обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.

      В рыночной экономике прибыль —  движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции. Это же положение относится и к технологиям, видам и сферам деятельности. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла от ее проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает либо не выдерживает конкурентной борьбы, и под давлением снижающейся рентабельности выпуск ее сокращается или прекращается.

      При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая жизненный цикл продукции (работ, услуг), предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности. Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятной конъюнктуре, повысить его

      Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться, или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышение цены на нее и прибыли.

      По  отношению к технологиям, видам  и сферам деятельности обновление приводит к диверсификации производства, снижению производственных издержек, внедрению новых ресурсосберегающих технологий на более высоком научно-техническом уровне.

    1. Понятие рентабельности

      Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование  которых принесло экономическую  выгоду. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск возврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.

      Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать  не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью.

Информация о работе Оценка финансовых результатов деятельности предприятия