Оценка рыночной стоимости действующего предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является обоснование рыночной стоимости действующего предприятия ООО «Вертикаль» для целей собственника по выбору варианта распоряжения стоимостью.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
рассмотреть теоретические и методические аспекты оценки стоимости бизнеса;
описать цели и информационную базу оценки бизнеса;
провести оценку бизнеса методом чистых активов;
обосновать стоимость бизнеса методом сделок;
провести оценку бизнеса методом капитализации прибыли;
провести согласование полученных результатов оценки;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА) 5
1.1 Цель и информационная база оценки бизнеса 5
1.2 Оценка стоимости бизнеса методом чистых активов 7
1.3 Использование метода капитализации чистой прибыли при оценке стоимости бизнеса 9
1.4 Применение метода сделок при оценке стоимости бизнеса 12
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ВЕРТИКАЛЬ» 13
2.1 Характеристика оцениваемого объекта 13
Основными заказчиками предприятия являются: Министерство природных ресурсов Пермского Края, Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, Краевое государственное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», Администрации городов и районов Пермского края, Кировское областное государственное учреждение «Управление по газификации и инженерной инфраструктуре» и др. 13
При участии ООО «Вертикаль» разработан и внесен Стандарт организации СТО 45167708-01-2007 «Проектирование и строительство полиэтиленовых газопроводов давлением до 1,2 МПа и реконструкция изношенных газопроводов». Введение в действие стандарта позволило расширить область применения полиэтиленовых трубопроводов. ООО «Вертикаль» построены полиэтиленовые газопроводы I категории: «с.Б.Соснова-с.Черновское» протяженностью 21 км, диаметр труб 160 и 110 мм, и «Маговское н.м.-Цепельское н.м." протяженностью 22 км, диаметр труб 225 мм. Газопроводы эксплуатируются, замечаний от эксплуатирующих организаций нет. 13
2.2 Финансовое состояние 14
3 ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 15
3.2 Оценка стоимости объекта затратным подходом с использованием метода чистых активов 15
3.2.1 Оценка недвижимости 15
3.2.2 Оценка компьютера 18
3.2.3 Оценка рыночной стоимости автомобиля 20
3.2.4 Оценка запасов 22
3.2.5 Оценка дебиторской задолженности 23
3.2.6 Уточнение бухгалтерского баланса 24
3.3 Оценка рыночной стоимости предприятия доходным подходом 24
3.4 Оценка стоимости предприятия рыночным подходом 25
3.5 Согласование результатов оценки 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

880 Кур.р Оценка рыночной стоимости бизнеса.doc

— 468.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В производственно-экономической практике экономических субъектов появляется множество случаев, когда возникает необходимость оценить рыночную стоимость имущества предприятий. Без оценки стоимости не обходится ни одна операция по купле-продаже имущества, кредитованию под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д.

     По  мере развития рыночных отношений в  российской экономике стоимость  бизнеса начинает играть все большую  роль в жизни отечественных компаний и предприятий. Это объясняется рядом факторов:

  • интенсивный процесс приватизации собственности, активное проведение операций по купле-продаже предприятий, требующее адекватной оценки стоимости продаваемых предприятий;
  • некорректность отражения в текущей финансовой документации стоимости фондов большинства действующих предприятий и необходимость правильного отображения стоимости активов;
  • активный процесс выхода многих отечественных компаний на международный финансовый рынок, который невозможен без налаженного в компании процесса бизнес-планирования, отвечающего принятым в мире нормам.

     Таким образом, процедуры оценки стоимости бизнеса прочно входят в повседневную деловую практику. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.

     Целью курсовой работы является обоснование рыночной стоимости действующего предприятия ООО «Вертикаль» для целей собственника по выбору варианта распоряжения стоимостью.

     Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • рассмотреть теоретические и методические аспекты оценки стоимости бизнеса;
  • описать цели и информационную базу оценки бизнеса;
  • провести оценку бизнеса методом чистых активов;
  • обосновать стоимость бизнеса методом сделок;
  • провести оценку бизнеса методом капитализации прибыли;
  • провести согласование полученных результатов оценки;

     Объектом  исследования является активы оцениваемого объекта.

     Предметом исследования выступает рыночная стоимость оцениваемого объекта.

    База  исследования – ООО «Вертикаль».

    Период  исследования 2006 – 2010 г.

     В первой главе данной работы оцениваются  теоретическая и методическая база оценки стоимости бизнеса. Рассматриваются цели и информационная база оценки, а также метод дисконтирования денежных потоков, метод рынка капитала, метод чистых активов.

     Во  второй главе дается характеристика оцениваемого объекта, его финансовое положение.

     В третьей главе на основе собранной информации проводится обоснование стоимости бизнеса ООО «Вертикаль», рассмотренными в первой главе методами, согласование результатов оценки.

     В работе были использованы расчетные, аналитические, экспертные, библиографические методы.

     При написании курсовой работы использовались нормативные акты, учебные пособия по оценке предприятия (бизнеса) таких авторов как Валдайцев В.С., Есипова В.Е., , Рутгайзера В.М., Чирковой Е.В., и др., а также материалы сайтов об оценочной деятельности сети Интернет, справочно-правовые системы Консультант Плюс.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)

     1.1 Цель и информационная база оценки бизнеса

 

     Оценка  стоимости предприятия (бизнеса) –  это процесс определения рыночной стоимости его капитала. Возникновение таких процессов как приватизация, появление фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества формируют потребность в проведении работ по оценке бизнеса. По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий и фирм, все острее возникает потребность в определении рыночной стоимости капитала [5, с.38].

     Метод оценки должен определиться причинами  ее проведения. Определение причины и цели проведение работ по оценке служит основанием для выбора варианта осуществления оценочных процедур. В таблице 1.1. приведена классификация существующих целей оценки бизнеса со стороны различных субъектов (Приложение 1).

     Стоимость бизнеса является результатом воздействия взаимосвязанных факторов, поэтому информация необходимая для ее оценки представляет собой систему взаимосвязанных информационных блоков. Оценочная информация в зависимости от характеризуемых условий разделяется на внешнюю и внутреннюю.

     Блок  внешней информации описывает условия  функционирования предприятия в  отрасли и в экономике в  целом.

     Исходя  из принципа «нормальности функционирования бизнеса», в основе которого лежит, оптимальное сочетание объема продаж, получаемой прибыли, и финансовых ресурсов, выдвинутые составляющих есть мера оценки в трех сферах деятельности: инвестиционной, основной и финансовой, которые в различной мере определяются внешними условиями работы предприятия.

     К ним относятся:

  • макроэкономические и отраслевые факторы;
  • уровень инфляции;
  • темпы экономического развития страны;
  • характеристика и условия конкуренции в отрасли.

     К внешней информации так же относятся  взаимодействия предприятия с производственно-хозяйственными структурами (различными предприятиями); со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами самоуправления); со структурами финансово-кредитной системы (банками, кредитными организациями).

     Особенность оцениваемого бизнеса раскрывается на основании полученных максимально полных и точных данных. И только при этом она может отвечать требованию внутренней информации, так как должна характеризовать деятельность предприятия.

     Для проведения оценки важны следующие  данные: [7, с.112]

  • основные показатели текущего финансового состояния предприятия;
  • организационно-правовая форма;
  • размер уставного капитала;
  • сведения о владельцах с наибольшей долей уставного капитала;
  • принадлежность предприятия к концернам, холдингам;
  • ретроспективные данные об истории предприятия. Здесь важны два аспекта: описание процесса производства продукции по каждому виду продукции и описание истории предприятия;
  • описание маркетинговой стратегии предприятия – определяется внешними факторами, периодом жизненного цикла производимых товаров и наличием производственных мощностей.

     Также к внутренней информации относят  финансовую информацию, целью которой  служит оценка реального состояния  дел на предприятии, анализ текущего состояния дел на предприятии, анализ текущего состояния дел на дату оценки. Основные источники, из которых можно получить необходимую информацию для проведения работ по оценке информацию следующие:

    1. бухгалтерский баланс (форма 1);
    2. отчет о финансовых результатах (форма 2);
    3. отчет о движении денежных средств (форма 3).

     Все это служит основанием для ответа на вопрос о действительной величине чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.

     Кроме этого для более детального анализа  подтверждающего или вносящего  свои дополнительные плюсы или минусы, важны и другие формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия ( оперативная или управленческая отчетность).

     Целью по сбору информации является анализ истории предприятия с целью  выявления тенденций развития бизнеса, сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли.

     Кроме сбора общих данных необходимо собрать  еще специальные данные, к которым  можно отнеси сведения о предприятии  и сопоставимых продажах. Данные о  предприятии включают в себя информацию о документах, удостоверяющих право собственности, состав участников предприятия, их доли в уставном капитале, информацию об использовании земельного участка, зданий и сооружений, расположенных на этом участке, включая финансово-экономические и технические характеристики предприятия, физические характеристики зданий и сооружений и т.д.

     В настоящее время в России рынок, связанный с оценочной деятельностью, не развит, поэтому сбор информации для оценки предприятия является наиболее трудоемкой частью всего процесса оценки. Однако залог успешной оценки бизнеса – качественная информационная база [13].

     В практике операций с оценкой предприятий  встречаются самые различные  ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для  правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка, и т.д. В зависимости от факторов стоимости, являющимся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет определить факторы стоимости.

     Каждый  из трех названных подходов предполагает использование в работе присущих ему методов [7, с.99].

     Доходный  подход предусматривает использование:

    1. метода капитализации дохода.

Метод применяется к тем предприятиям, которые успели накопить активы в  результате капитализации их в предыдущие периоды; иными словами этот метод  наиболее адекватен оценке «зрелых» предприятий;

    1. метод дисконтированных денежных потоков.

Метод ориентирован на оценку предприятия, как действующего, которое и дальше предполагает функционировать. Он более применим для оценки молодых предприятий, не успевших заработать достаточно прибылей для капитализации в дополнительные активы, но которые, тем не менее; имеют перспективный продукт и обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению с существующими и потенциальными конкурентами.

     Затратный подход применяет:

    1. метод чистых активов.

Метод применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска;

    1. метод ликвидационной стоимости.

     Сравнительный подход применяет:

    1. метод рынка капитала.

Метод ориентирован на оценку предприятия, как  действующего, которое и дальше предполагает функционировать;

    1. метод сделок.

Метод применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие  либо существенно сократить объем  его выпуска;

    1. метод отраслевых коэффициентов.

Метод ориентирован на оценку предприятия, как действующего, которое и дальше предполагает функционировать.

     1.2 Оценка стоимости бизнеса методом чистых активов

 

     Метод стоимости чистых активов применяют  в том случае, если компания обладает значительными материальными активами и ожидается, что будет по-прежнему действующим предприятием.

     Источником  исходных данных для оценки служит бухгалтерская отчетность предприятия, в том числе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств, приложения и расшифровки. Причем, предварительно следует провести инфляционную корректировку данных.

Информация о работе Оценка рыночной стоимости действующего предприятия