Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:25, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является :
1.Изучение теоретических основ и сравнение методических подходов к анализу кредитоспособности
2.Изучить методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия.
3.Исследовать методы комплексной оценки кредитоспособности предприятия.
4.Проанализировать финансовое положения исследуемого предприятия.
5.Дать оценку эффективности деятельности организации
6.Наглядно показать полученные результаты и сделать по ним выводы
7.Исследовать кредитоспособность заемщика .
Введение
Глава 1.Понятие кредитоспособности заемщика
1.1 Методы оценки кредитоспособности
1.2 Целевая группа
1.3 Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками
1.5 Принципы кредитной технологии
1.6 Процесс кредитования.
Глава 2. Анализ и оценка кредитоспособности ООО «Рябово» по методике Сбербанка РФ
Список литературы
3. использование определенного
набора инструментов
4.многообразие факторов, оказывающих влияние на уровень кредитоспособности, которое приводит к тому, что банки уделяют им различное внимание при присвоение кредитного рейтинга.
5.результат оценки кредитоспособности заемщика, принимающий различные формы, некоторые банки останавливаются на простом расчете финансовых коэффициентов, другие присваивают кредитные рейтинги и рассчитывают уровень кредитного риска.
Но в последние несколько лет наиболее точной и эффективной считается система, которую разработала Ассоциация Российских банков. Она главным образом относится к юридическим лицам, но с ее помощью возможна и оценка физических лиц. Данная методика включает несколько важных критериев, которым должен соответствовать потенциальный платежеспособный заемщик.
1) солидность- показатель отражающий ответственность руководства организации, своевременность выплат предыдущих займов.
2) доходность- указывает на предпочтительность вложений в определенный проект
3) способность -включает данные о производстве и реализации продукции предпринимателем, его конкурентоспособность.
4) обоснованность- клиент должен подтвердить сумму кредита о которой он просит фактическими данными и расчетами
5) возвратность- способность погасить кредит за счет недвижимости или других материальных ценностей , которые находятся в собственности у должника в том случае если проект не принесет ожидаемой прибыли.
6) обеспеченность займа юридическими правами должника,
Такая рейтинговая оценка кредитоспособности заемщика поможет банку, выявить клиентов которые способны возвратить долг в установленный срок. При этом изучать последние четыре показателя следует, анализируя сгруппированные статьи баланса по таким направлениям:
-ликвидность,
-обеспеченность
-прибыльность и
В каждой из сформированных групп определяется одна наиболее показательная для этой организации характеристика, а потом по ней собираются и формируются статистические данные.
Однако любой пример оценки кредитоспособности заемщика покажет, что эта система , как и все имеет свои недостатки , в том числе с ее помощью не возможно проанализировать платежеспособность клиента с которым банк сотрудничает длительный срок она в состояние учесть факторы, которые проявляются спустя определенное время. Все это свидетельствует о том, что необходимо совершенствование методики оценки кредитоспособности заемщика.
Оценка кредитоспособности заемщика коммерческими банками на практике ведется за счет анализа финансовых коэффициентов, которые отражают платежеспособность потенциального заемщика. Но при этом достаточно изучать полученную информацию, потому что не существует установленных значений , с которыми можно сравнить эти показатели, кроме того , они весьма сильно отличаются в зависимости от отрасли, в которой работает клиент.
Из-за отсутствия каких либо официально утвержденных стандартов оценки кредитоспособность заемщика банка затрудняется - финансовые показатели клиента не с чем сравнить, и не возможно объективно определить, сможет ли он выплатить долг. Сотрудники частных банков создают и пользуются системами оценки, которые помогают анализировать платежеспособность с учетом интересов конкретного финансового учреждения. Например: методика оценки кредитоспособности заемщика Сбербанка основана на анализе показателей состоятельности клиента и финансовом риске выдачи кредита конкретному лицу, которые изучаются с учетом современных и прогнозируемых в будущем тенденций,
В основе качественного анализа лежит информация, которую невозможно выразить количественно. Что бы изучить платежеспособность заемщика требуются не только те сведения, которые он предоставил, но и данные службы безопасности. В целом нужно оценит все риски
1 производственные
2 отраслевые
3 управленческие
4 акционерные и прочие
Прежде чем выдавать кредит, баку необходимо собрать и проанализировать множество данных, но это происходит не по универсальной схеме, а в зависимости от кредитной политики самого финансового учреждения, потому что универсальной и единой методики в России не существует.
1.2 целевая группа.
Целевой группой для кредитования являются юридические лица и предприниматели. Каждый заемщик может иметь свою специфику, сильно отличающихся от других. Эти различия необходимо учитывать при анализе финансово – хозяйственной деятельности.
Клиентами банка могут являться частные фирмы различных организационно правовых форм, как то : ОАО, ЗАО, ООО и другие. Согласно существующему законодательству, эти предприятия в общем случае обязаны иметь счет в банке, вести бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее ежеквартально в налоговую инспекцию.
Для юридических лиц, типично то, что они могут предоставить больше информации о своем бизнесе, чем предприниматели. Но необходимо проверить, насколько приемлема эта информация для анализа. Как правило, чем больше предприятия и его обороты, тем большую часть его финансово – хозяйственной деятельности отражается в бухгалтерских документах и тем больше информации можно почерпнуть из них.
Так как предприятия обязаны иметь банковский счет, они автоматически контактируют с банками. В большинстве случаев они имеют доступ к официальному денежному рынку и более чувствительно реагируют на процентные ставки. Это связано также и с тем , что средняя сумма кредита таких предприятий значительно выше.
Часто за кредитом в банк обращаются предприниматели. Характерным для них является упрощенная форма бухгалтерской отчетности и налогообложения . На практике это усложняет анализ их деятельности так как отсутствует формы 1,2 официальной бухгалтерской отчетности . Однако это не должно препятствовать возможности анализировать таких клиентов.
Одной из особенностей таких
клиентов является существование понятия
группы связанных компаний. Очень
часто формально обособленные фирмы
и предприниматели реально
Существуют объединения предприятий, представляющих всевозможные комбинации обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ и индивидуальных предпринимателей, имеющих общие хозяйственно- финансовые потоки, как правило, объединенные общим руководством или имеющих общих учредителей.
Необходимость такого рода
объединений диктуется
При анализе группы связных компаний кроме анализа составления финансовой отчетности по каждому отдельному предприятию , анализируется финансовые и бизнес риски в целом, составляется консолидированная финансовая отчетность. Консолидированная отчетность составляется на основе учета по отдельным предприятиям с исключением фактора общих финансово- хозяйственных потоков внутри группы,. Так , консолидированный баланс не содержит статей взаимной дебиторской – кредиторской задолженностей связанных компаний. Отчет о прибылях и убытках и прогноз движения средств не учитывает доходов и расходов , денежных потоков , возникших в результате межхозяйственной финансовой деятельности отдельных предприятий группы, а учитывает статьи любо их динамику , которые имеют место по отношению к организациям , не входящим в группу .
1.3 Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками
Оценка кредитоспособности клиентов Французскими коммерческими банками включает 3 блока:
1.оценку предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2.оценку кредитоспособности
клиентов на основе методик,
принятых отдельными
3.использование данных картотеки Банка Франции для оценки кредитоспособности.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
-характером деятельности предприятия и длительностью его функционирования;
-факторами производства:
1.трудовыми ресурсами руководителей, управленцев и персонала - образованием, компетентностью и возрастом руководителя, наличием у него преемников, частотой передвижения управленцев по рабочим местам, структурой персонала, показателями простоя, соотношением оплаты труда и добавленной стоимости, которое должно быть в пределах 70%;
2.производственными ресурсами
- соотношением амортизации и
амортизируемых средств,
3.финансовыми ресурсами;
4.экономической средой -
на какой стадии жизненного
цикла находится выпускаемая
продукция, является ли
В ходе анализа в активе баланса выделяются три составные части:
1) иммобилизованные активы,
2) оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и
3) денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).
Пассив баланса делится на следующие составные части:
- постоянные ресурсы,
- кредиторскую задолженность,
- денежную наличность (учет векселей и др.).
На основе полученных результатов деятельности определяются следующие показатели (см. табл. 1.3.1).
Баланс и другие формы
отчетности используются, во-первых, для
оценки соотношения сальдовых
Таблица 1.3.1
Показатели состояния заемщика по данным отчетности
Показатель Формула Метод определения
Выручка от реализации (В)
Валовой коммерческий доход (ВД)
ВД = В - Стмц и ги
Выручка от реализации минус
стоимость приобретенных
Добавленная стоимость (ДС)
ДС = ВД - Рэ
ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)
Валовой эксплуатационный доход (ВЭД)
ВЗД = ДС - Рзп - Нзп - Ротп
ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР)
ВЭР = ВЗД - Кр% + Двлж - Отчриск
ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ)
СФ = ВЭР - Праб - Нпр
ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль
Чистая прибыль (П)
П = СФ + Дслуч - Рслуч - Анедв
СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости
Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основании показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчетов с поставщиками.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Line. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5-ти коэффициентах:
K1 = ВЭД / ДС;
K2 = Финансовые расходы / ДС;
K3 = Капиталовложения за год / ДС;
K4 = Долгосрочные обязательства / ДС;
K5 = Чистое сальдо наличности / Оборот.
Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов и определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента.
Учитываются также и данные картотеки Банка Франции. Эта картотека имеет четыре раздела. В первом разделе баланса предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса и каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношении предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.
Информация о работе Определение кредитоспособности юридического лица