Организация кредитной работы в коммерческом банке на примере банка ВТБ 24 (ЗАО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:53, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является анализ кредитного процесса в банка и пути его совершенствования. Исходя из указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы банковского кредитования в РФ;
- провести анализ организации кредитования клиентов в банке ВТБ 24 (ЗАО);
- предложить пути совершенствования процесса кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО).

Содержание

Введение
1. Теоретические основы банковского кредитования
1.1 Сущность и система банковского кредитования
1.2 Нормативные акты, регулирующие организацию кредитного процесса в банке
1.3 Организация процесса кредитования клиентов в банке
2. Анализ организации кредитного процесса в банке ВТБ24(ЗАО)
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика банка
2.2 Анализ структуры и динамики кредитного портфеля банка
2.3 Оценка рисков и доходности кредитных операций
3. Пути совершенствования процесса кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО)
3.1 Мероприятия по расширению клиентской базы кредитования
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

диплом2.docx

— 183.34 Кб (Скачать документ)

     - специальный ссудный счет –  открывается заемщикам, который  испытывает постоянную потребность  в банковских кредитах. Ссуды  выдаются по мере необходимости  путем оплаты расчетных документов, а их погашение происходит  путем направления выручки на  этот счет. Клиенту в банке  может быть открыт только один  специальный ссудный счет, по  которому ссуды выдаются под  многие объекты;

     - контокоррентный (активно-пассивный,  расчетно-ссудный) – такой счет  открывается первоклассным заемщикам.  В этом случае расчетный счет  закрывается, и все операции  производятся с этого счета.  Открытие контокоррентного счета  является высшей степенью доверия  банка к клиенту. 

1.2 Нормативные  акты, регулирующие организацию  кредитного процесса в банке 

     Организация кредитного процесса в банке регулируется следующими нормативными актами:

     1. Гражданским кодексом РФ – в нем заложены стандарты кредитного договора, которые предусматривают обязательность оформления его в письменной форме. [1, Ст. 820] В соответствии со статьей 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. [1, Ст. 819] Предметом кредитного договора являются только денежные средства, как в наличной, так и в безналичной формах. Иные вещи не могут быть предметом кредитного договора.

     ГК  РФ предусматривает способы обеспечения  исполнения обязательств. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества  должника, поручительством, банковской гарантией и другими способами, предусмотренными законом или договором. [1, Ст. 329]

     При невыполнении заемщиком обязанностей по своевременному возврату суммы кредита  либо по обеспечению данных сумм, кредитор вправе потребовать досрочного возврата суммы займа и причитающихся  процентов. [1, Ст. 811]

     2. ФЗ «О банках и банковской  деятельности»

     Банковское  кредитование является банковской операцией  и осуществляется систематически с  целью получения прибыли. [3, Ст. 5] Банковское кредитование, как и другие банковские операции, могут осуществлять только кредитные организации. Банковское кредитование осуществляется за счет привлеченных, а не собственных средств.

     3. ФЗ от 21 июля 2005 г. № 110 – ФЗ  «О кредитных историях»

     В соответствии с ним бюро кредитных  историй (БКИ) призваны минимизировать риски, связанные с предоставлением  кредитов и займов, обеспечить адекватную оценку кредитоспособности потенциальных  заемщиков и тем самым гарантировать  своевременность и полноту исполнения принимаемых ими на себя обязательств. БКИ призваны собирать и хранить  информацию о заемщиках и об их кредитах, которые необходимы банкам для работы с заемщиками при принятии решения о кредитовании.

     Принятый  закон регулирует отношения, возникающие  между:

     - заемщиками и организациями, заключившими  с физическими лицами, в т. ч.  с индивидуальными предпринимателями,  и юридическими лицами договоры  займа (кредита);

     - кредитными организациями и БКИ;

     - кредитными организациями и Центральным  каталогом кредитных историй.

     4. Нормативные документы Банка  России:

     - Положение Банка России от 26 марта  2004 г. № 254 – П (в ред. От 20 марта 2008 г. № 283 - П) «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

     Кредитные организации обязаны формировать  резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным  данным Положением. Положение предусматривает  классификацию ссуд и формирование резерва на основании следующих  принципов:

     1. Соответствие фактических действий  по классификации ссуд и формированию  резерва требованиям данного  Положения и внутренних документов  кредитной организации;

     2. Комплексный и объективный анализ  всей информации, относящийся к  сфере классификации ссуд и  формирования резервов;

     3. Своевременность классификации  ссуды и формирования резерва  и достоверность отражения изменений  размера резерва в учете и  отчетности. [7, Ст. 1.2]

     Резерв  формируется по конкретной ссуде  либо по портфелю однородных ссуд, т.е. по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска. [7, Ст. 1.5]

     В соответствии с Положением Банка  России № 254 – П финансовое положение заемщика может быть оценено как:

     - хорошее;

     - не лучше, чем среднее;

     - плохое. [7, Ст. 3.3]

     В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся  в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

     В таблице 2 представлено определение  категории качества ссуды (вероятности  обесценения ссуды), с применением  профессионального суждения на основе комбинации двух классификационных  критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга). [7, Ст. 3.9]

     - Положение ЦБ РФ № 54 – П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата»

     В соответствии с Положением № 54 –  П предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка осуществляется следующими способами:

     1) разовым зачислением денежных  средств на банковские счета  либо выдачей наличных денег  заемщику - физическому лицу;

     2) открытием кредитной линии, т.е.  заключением соглашения / договора, на основании которого клиент - заемщик приобретает право на  получение и использование в  течение обусловленного срока  денежных средств. [ 6] 

     Таблица 2 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения  заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание  долга Хорошее Среднее Плохое
Финансовое  положение      
Хорошее Стандартные (I категория качества) Нестандартные (II категория качества) Сомнительные (III категория качества)
Среднее Нестандартные (II категория качества) Сомнительные (III категория качества) Проблемные (IV категория качества)
Плохое Сомнительные (III категория качества) Проблемные (IV категория качества) Безнадежные (V категория качества)
 

     - Указание №2156 – У «Об особенностях  оценки кредитного риска по  выданным ссудам ссудной и  приравненной к ней задолженности  » к Положению №254 – П (декабрь 2010 г.)

     Согласно  Указанию банки могут не причислять к категории проблемных кредиты  юридическим лицам по которым допущена просрочка до 30 дней (ранее этот срок составлял 5 дней). Кроме того, реструктуризация кредита не будет приводить к изменению оценки его качества. [11]

     Эта мера должна стимулировать банки  к проведению реструктуризации кредита  клиентов, испытывающих затруднение  с их погашением. Она же будет  способствовать оптимизации величины резервов на возможные потери по ссудам.

     - Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110 – И «Об обязательных  нормативах банка»

     Данной  Инструкцией устанавливается норматив достаточности капитала Н1, который оказывает непосредственное влияние на общий суммарный показатель выдачи ссуд. Величина собственных средств (капитала банка) определяет масштабы кредитных операций. 

1.3 Организация  процесса кредитования клиентов  в банке 

     Банковское  кредитование физических лиц, предприятий  и других организационно-правовых структур на производственные и социальные нужды  осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования. Эти принципы представляют собой основу, главный  элемент системы кредитования, т.к. отражают сущность и содержание кредита, а также требования объективных  экономических законов, в т.ч. и в области кредитных отношений. [31, С. 58]

     Принципы  кредитования и теория кредитного риска  являются своего рода надстройкой по отношению к системе кредитования в целом.[27, С. 537]

     Принципы  кредитования – это требования, которые предъявляются к организации  кредитных отношений, к условиям выдачи и использования ссуд.

     К ним относятся:

     1. Возвратность - необходимость своевременного  возврата, полученных от кредитора  финансовых ресурсов после завершения  их использования заемщиком. Возвратность  является той особенностью, которая  отличает кредит от других  категорий товарно-денежных отношений  (товара, капитала, денег). Экономической  основой возвратности является  кругооборот средств и их обязательное  наличие к сроку возврата кредита.

     2. Срочность – необходимость возврата  кредита не в любое удобное  для заемщика время, а в точно  определенный срок, указанный в  кредитном договоре. Нарушение этого  условия влечет применение к  заемщику экономических санкций  (повышенные проценты). От соблюдения  этого принципа зависят:

     а) возможность клиента получать в  банке новые кредиты

     б) ликвидность самих коммерческих банков

     в) объем и темпы роста денежной массы

     Сроки кредитования устанавливаются банками  исходя из:

     а) сроков оборачиваемости кредитуемых  товарно-материальных ценностей

     б) окупаемости затрат

     3. Платность – необходимость не  только прямого возврата заемщиком  полученных от банка кредитных  ресурсов, но и оплаты прав  на их использование. На практике  этот принцип реализуется через  механизм ссудного процента (см. след. тему).

     4. Обеспеченность – необходимость  обеспечения защиты имущественных  интересов кредитора при возможном  нарушении заемщиком принятых  на себя обязательств. У заемщика  должны быть юридически оформленные  обязательства, гарантирующие возврат  кредита.

     В отечественной банковской практике обеспечение кредита обязательно. Если банк предоставляет необеспеченный или слабо обеспеченный кредит он должен сформировать под него большой  резерв. Обеспечение является надежным способом снижения риска невозврата кредита. В качестве обеспечения кредита могут выступать:

     а) залог финансово-материальных ценностей  – наиболее важный вид обеспечения. Залоговые отношения регулируются ГК РФ и ФЗ “О залоге”. После кризиса 1998г. банки предпочитают залог в  виде собственных банковских векселей и акций. б) поручительство – договор, в соответствии с которым, поручитель обязуется отвечать за долги заемщика при невыполнении им своих обязательств. Поручителем может быть юридическое  или физическое лицо с известной  платежеспособностью (кроме кредитных  организаций). в) банковская гарантия –  обязательство гаранта выплатить  за заемщика определенную сумму при  наступлении гарантийного случая. Оно  может быть оформлено в виде гарантийного письма. В качестве гаранта могут  выступать не только банки, но и страховые  компании. В отличие от поручительства, объем ответственности гаранта  может не совпадать с суммой ссуды  по кредитному договору.

Информация о работе Организация кредитной работы в коммерческом банке на примере банка ВТБ 24 (ЗАО)