Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать деятельность предприятий общественного питания в условиях развития рыночных отношений.
Задачи исследования:
- определить социально-экономическое значение общественного питания;
- выявить функции общественного питания;
- изучить классификацию объектов общественного питания;
- рассмотреть общественное питание потребительской кооперации;
- проанализировать состояние и перспективу развития общественного питания в Иркутске;
- проанализировать качество общественного питания как фактор конкурентоспособности конкретного предприятия.
Введение ………..…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение деятельности предприятий общественного питания …………………………………………………………7
1.1 Социально-экономическое значение общественного питания ……..7
1.2 Функции общественного питания ……………………......................10
1.3 Классификация объектов общественного питания и их характеристика …………………………………………………………………13
Глава 2. Общественное питание потребительской кооперации ……....17
2.1 Состояние общественного питания потребительской кооперации на современном этапе ……………………………………………………………...17
2.2 Задачи развития общественного питания потребительской кооперации ………………………………………………………………………20
Глава 3. Практическое изучение деятельности предприятий общественного питания в г.Иркутске …………………………………………24
3.1 Состояние и перспектива развития общественного питания в г.Иркутске ………………………………………………………………………24
3.2 Качество общественного питания как фактор конкурентоспособности конкретного предприятия …………………………..28
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованной литературы ……………………………………34
Приложение ………………………………………………………………36
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-
Иркутский филиал
по дисциплине «Экономика отрасли»
на тему: «Организация общественного питания. Классификация предприятий согласно ГОСТ Р 50762- 95.Современное состояние и перспективы развития в условиях конкуренции»
Руководитель: ________________________ст. преподаватель Колонович Е.Г.
Студент (ка):_________________________
Иркутск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………..…………………………………………………………..3
Глава 1.
Теоретическое изучение деятельности
предприятий общественного
1.1 Социально-экономическое значение общественного питания ……..7
1.2 Функции
общественного питания ……………………......................
1.3 Классификация
объектов общественного
Глава 2. Общественное питание потребительской кооперации ……....17
2.1 Состояние
общественного питания
2.2 Задачи
развития общественного
Глава 3.
Практическое изучение деятельности предприятий
общественного питания в г.
3.1 Состояние
и перспектива развития
3.2 Качество
общественного питания как
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованной литературы ……………………………………34
Приложение ………………………………………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Общественное
питание как подотрасль торговли
было образовано в 1917 году, одновременно
с принятием декрета о
В процессе развития общественного питания происходили всевозможные преобразования, реорганизации, увеличивались объемы перерабатываемой продукции, предоставления услуг, менялись показатели и подходы, характеризующие и определяющие состояние и уровень развития отрасли.
До начала 70-х годов ХХ века в
научной литературе вопрос о месте
общественного питания в
В социальном плане труд работников отрасли общественного питания всегда был наименее оплачиваемым. Отношение к отрасли было неконструктивным. Вероятно, это обстоятельство послужило условием формирования на предприятиях общественного питания ростков предпринимательской культуры в нашей стране.
Конец XX века стал временем расцвета постиндустриальной цивилизации. Развитие постиндустриальной системы хозяйствования привело к деформации традиционной трехфакторной модели экономики, оперировавшей понятиями «первичного», или аграрного, «вторичного» или индустриального, и «третичного», состоящего из отраслей сферы услуг, секторов. В итоге, на фоне снижения роли добывающих отраслей и сельскохозяйственного производства, а также относительно стабильной доли промышленности в ВНП и занятости, доминирующее положение стал занимать «третичный» сектор, что стало одним из существенных признаков постиндустриальной экономики. Сдвиг в сторону сферы услуг обусловил развитие и такой отрасли, как общественное питание.
В России
развитие рыночных отношений привело
к устранению многолетней государственной
монополии на сферу общественного
питания. В процессе приватизации изменились
формы собственности
В настоящее
время общественное питание не отнесено
к исключительным видам деятельности,
поэтому любые физические и юридические
лица имеют право осуществлять этот
вид деятельности в рамках действующего
законодательства. Начиная с 1991 года,
в стране стали интенсивно развиваться
негосударственные формы
В 1991 году
стали появляться кооперативы, основным
видом деятельности которых являлось
общественное питание. Эти кооперативы,
как правило, функционировали вне
системы потребительской
В настоящее
время правовой статус любых юридических
лиц, в том числе в общественном
питании, регламентируется Гражданским
кодексом Российской Федерации. Многие
предприятия общественного
Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури подчеркивали, что человек отдает приоритет прежде всего питанию: «Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды, будет пытаться построить убежище».
Проблема поиска путей развития общественного питания неоднократно являлась предметом исследования ряда ученых. Отдельные ее аспекты рассматривались в трудах Баскова Л.П., Беляева М.И., Ванукевич A.C., Васильева Ю.А., Дашкова Л.П., Ильина А.П., Исаенко A.B., Копицы П.В., Пшеничного В.И., Раицкого К.А., Савкиной Р.В., Салия В.В., Соболева З.Т., Снитко Л.Т., Фомина А.И., и др.
Цель
исследования: проанализировать деятельность
предприятий общественного
Предмет
исследования: деятельность предприятий
общественного питания в
Объект исследования: предприятия общественного питания.
Задачи исследования:
- определить
социально-экономическое
- выявить функции общественного питания;
- изучить
классификацию объектов
- рассмотреть
общественное питание
- проанализировать
состояние и перспективу
- проанализировать
качество общественного
Структура: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1.1 Социально-экономическое
В современной
экономической литературе общественное
питание трактуется как подотрасль
торговли, специализирующаяся на изготовлении
пищевой продукции, годной к немедленному
потреблению или продаже
Данное определение далеко не в полной мере отражает содержание деятельности общественного питания как подсистемы экономики.
Во-первых,
трудно согласиться с тем, что
общественное питание является не самостоятельной
отраслью, а подотраслью торговли.
Отнесение общественного
Во-вторых, в данном определении не отражена реализация покупных товаров как один из видов деятельности предприятий общественного питания.
В-третьих, из приведенного определения следует, что общественное питание призвано обслуживать только процесс потребления пищевой продукции. Однако, поскольку типы предприятий общественного питания различаются по степени завершенности технологического процесса, предполагающего наличие таких предприятий, как заготовочные (то есть производящие полуфабрикаты для реализации их доготовочным предприятиям), следовательно, общественное питание призвано обслуживать не только процесс потребления, но и процесс производства пищевой продукции.
М.Н.Греховодова
определяет общественное питание как
специфическую подсистему (отрасль)
экономики, создающую в процессе
своего функционирования новые потребительские
блага в форме продуктов
Таким образом,
экономическое содержание деятельности
общественного питания
Общественное
питание является важной отраслью народного
хозяйства. Оно экономит и облегчает
труд, позволяет рационально
Питание, как одна из форм потребления, является неотъемлемым элементом общественного воспроизводства. Удовлетворение личных потребностей населения в пище осуществляется индивидуально или массово в специальных предприятиях.
Предприятия
общественного питания
Общественное
питание способствует воспроизводству
рабочей силы, росту производительности
труда и повышению
Потребляя продукты питания, человек восстанавливает свою способность к труду. Питание - это не только личная потребность людей, от удовлетворения которой зависит их физическое развитие и моральное состояние, но и важный фактор, во многом определяющий все стороны человеческой деятельности. «Производство продуктов питания - писал К. Маркс, - является самым первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще...». [9]
Питание обеспечивает воспроизводство главной производительной силы общества - человека.
Таким образом,
питание - это объективная
Общественное питание способствует экономии трудовых и материальных ресурсов общества, увеличению свободного времени людей,