Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:57, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать деятельность предприятий общественного питания в условиях развития рыночных отношений.
Задачи исследования:
- определить социально-экономическое значение общественного питания;
- выявить функции общественного питания;
- изучить классификацию объектов общественного питания;
- рассмотреть общественное питание потребительской кооперации;
- проанализировать состояние и перспективу развития общественного питания в Иркутске;
- проанализировать качество общественного питания как фактор конкурентоспособности конкретного предприятия.
Введение ………..…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое изучение деятельности предприятий общественного питания …………………………………………………………7
1.1 Социально-экономическое значение общественного питания ……..7
1.2 Функции общественного питания ……………………......................10
1.3 Классификация объектов общественного питания и их характеристика …………………………………………………………………13
Глава 2. Общественное питание потребительской кооперации ……....17
2.1 Состояние общественного питания потребительской кооперации на современном этапе ……………………………………………………………...17
2.2 Задачи развития общественного питания потребительской кооперации ………………………………………………………………………20
Глава 3. Практическое изучение деятельности предприятий общественного питания в г.Иркутске …………………………………………24
3.1 Состояние и перспектива развития общественного питания в г.Иркутске ………………………………………………………………………24
3.2 Качество общественного питания как фактор конкурентоспособности конкретного предприятия …………………………..28
Заключение ……………………………………………………………….32
Список использованной литературы ……………………………………34
Приложение ………………………………………………………………36
сокращению издержек потребления. Известно, что веление домашнего хозяйства, в т.ч. и приготовление пищи, связано с большими затратами времени и труда. Домашнее приготовление пищи отнимает у семьи, состоящей из 4 человек, ежедневно 3-4 часа времени. Затраты труда на приготовление пищи в предприятиях общественного питания в 5-6 раз меньше, чем в домашних условиях.
Общественное
питание дает возможность экономить
продукты питания. В условиях домашнего
приготовления пищи невозможно рационально
и экономно расходовать продукты
из-за небольших размеров производства,
несовершенства технологических процессов,
разных уровней кулинарной квалификации
домашних хозяек, невозможности утилизации
отходов и побочных продуктов
производства. Общественное питание
позволяет рационально
Общественное питание обеспечивает возможность организовать питание людей на научной основе. Научная организация питания означает внедрение научно обоснованных физиологических норм потребления и организацию питания людей с учетом профессии, возраста, состояния здоровья.
Таким образом,
в процессе своего функционирования
предприятия общественного
Социальное предназначение общественного питания состоит прежде всего в удовлетворении спроса населения на товары и услуги, причем по приемлемым ценам. Кроме того, общественное питание призвано удовлетворять и другие социальные потребности населения: высокое качество продукции и услуг, минимальные затраты времени на дорогу к месту организации питания и на ожидание обслуживания, уровень сервиса и т.п. С развитием общества эти требования повышаются и усложняются.
1.2 Функции общественного питания
Общественное
питание представляет собой обособленную
хозяйственную подсистему экономики,
главной целевой функцией которой
является предоставление услуг населению
в форме общественно
Являясь
специфической подотраслью
Общественное
питание - это отрасль хозяйства,
включающая все предприятия питания,
независимо от того, покупает ли потребитель
пищу или получает ее бесплатно (на
льготных условиях) в пищевых блоках
больниц, интернатов, детских домов.
В этой отрасли органически сочетаются
функции производства, обмена (реализации)
и организации потребления
Сочетание в деятельности предприятий общественного питания трех функций (производство, реализация, организация потребления), их взаимосвязь и взаимовлияние обусловливают как общность, так и различие деятельности с предприятиями сельского хозяйства, пищевой промышленности и торговли.
Общность
в деятельности предприятий общественного
питания с деятельностью
Отличительная
же черта в деятельности сельского
хозяйства, пищевой промышленности
и общественного питания
Общественное питание, как отрасль деятельности, имеет общие и отличительные черты и с розничной торговлей.
Общность
этих отраслей состоит в реализации
продукции. Принято считать, что
по своему экономическому содержанию
общественное питание является сферой
товарного обращения, так как
продукция реализуется
В процессе
деятельности общественного питания
произведенная продукция
Кроме этого,
предприятия общественного
1.3 Классификация объектов
Согласно ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 года №35 и введенному в действие с 1 июля 1994 года (далее ГОСТ Р 50647-94), «предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления». [4]
На сегодняшний день оказанием услуг общественного питания, как одним из видов предпринимательской деятельности, занимается громадное количество организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом предприятия общественного питания, предназначенные для удовлетворения потребности в питании и проведении досуга, различаются между собой по типам, по размерам, а также по видам оказываемых услуг.
Тип предприятия общественного питания - это вид предприятия с характерными особенностями обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры, предоставляемых потребителям услуг.
ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание.
Классификация предприятий», утвержденный
Постановлением Госстандарта России от
5 апреля 1995 года №198, устанавливает
классификацию предприятий
В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 установлена
следующая классификация типов
предприятий общественного
- ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
- бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
- кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки;
- столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
- закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием. [5]
Кроме того, в ГОСТ Р 50647-94 дополнительно выделены следующие объекты сферы общественного питания:
- диетическая столовая - столовая, специализирующаяся в приготовлении и реализации блюд диетического питания;
- столовая - раздаточная - столовая, реализующая готовую продукцию, получаемую от других организаций общественного питания;
- буфет - структурное подразделение организации, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.
Как видно из приведенного списка,
классификация предприятий
- ассортимент реализуемой
- техническая оснащенность
- квалификация персонала;
- качество и методы
- виды предоставляемых услуг.
Нужно отметить, что такие виды предприятий общепита как рестораны и бары подразделяются еще и на классы.
Класс предприятия общественного питания - это совокупность отличительных признаков определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.
Бары и рестораны по уровню обслуживания и видам предоставляемых услуг посетителям различаются на:
- класс люкс;
- высший класс;
- первый класс.
Для класса люкс характерна изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий спектр услуг, предоставляемых посетителям, а также ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, а для баров - широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей.
Высший класс отличается оригинальностью интерьера, выбором услуг, разнообразным ассортиментом оригинальных, изысканных, заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широким выбором фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров.
Первому классу соответствует гармоничность, комфортность и выбор услуг, широкий ассортимент фирменных блюд и изделий, а также напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления – для баров (см. Приложение 1).
Однако помимо типов и классности
предприятия общественного
Так, например, кафе по ассортименту реализуемой продукции подразделяются на кафе-мороженое, кафе-кондитерская, а по контингенту потребителей могут быть представлены как кафе для молодежи или детское кафе.
Бары по ассортименту реализуемой продукции могут быть следующих видов: молочный, кофейный, пивной, коктейль-бар и так далее.
Определенные различия имеют и
столовые. По ассортименту они могут
быть представлены общего типа или
диетическими, по месту расположения
– общедоступными или закрытого
типа, например, столовая на территории
завода, предназначенная для
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
2.1 Состояние общественного
Традиционным участником рынка продукции и услуг общественного питания является система потребительской кооперации. Как и все отрасли кооперативного хозяйства, общественное питание имеет некоммерческий характер и направлено на реализацию социальной миссии потребительской кооперации.