Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации оптовой торговли. Задачи курсовой работы: дать характеристику оптовой торговли в современных рыночных отношениях; рассмотреть типы и виды оптовых торговых предприятий; изучить методы оптовой продажи.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Характеристика оптовой торговли в современных рыночных отношениях ... 5
2. Типы и виды оптовых торговых предприятий ………………………………. 11
3. Методы оптовой продажи товаров …………………………………………… 22
Заключение ………………………………………………………………………... 32
Список используемой литературы ………………………………………………. 34
уровень цен на товары и услуги;
достаточность уровня товарных запасов.
При выборе конкретного оптового предприятия клиенты должны иметь определенную информацию о нем. К такой информации относятся данные о зоне действия и ассортименте товаров оптовика. Коммерческое предложение оптового предприятия определяется продолжительностью работы на данном рынке. Большую роль играют техническая оснащенность и организация технологических процессов на складе, наличие удобных подъездных путей к складам, система учета складских запасов. Немаловажное значение имеет отношение к данному оптовику со стороны его коллег, умение привлекать новых клиентов, средний возраст руководящего персонала и его профессионализм. Очень важно учитывать политику цен, которую ведет оптовик и структуру его капитала.
Торгово-посреднические оптовые фирмы в юридическом и хозяйственном отношении не зависят от производителя и потребителя товаров. Они действуют в целях извлечения прибыли.
Прибыль возникает двумя путями:
1) в результате разницы между ценами закупки товаров у производителей и ценами, по которым эти товары продаются оптовым покупателям;
2) в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров на рынок.
Экономическая целесообразность посредничества обусловливается возникновением и развитием целостных хозяйственных систем, в которых между производителем продукции и потребителем возникает целый ряд материальных процессов. К ним относятся: затаривание, маркировка, комплектация, погрузка, транспортировка, перевалка, складирование, подготовка к продаже, погрузка и пр. Поставщикам легче поручить исполнять эти операции посреднику - оптовому звену, чем самим заниматься их выполнением.
Торговое посредничество в экономическом смысле - довольно широкое понятие. Оно включает большой круг услуг:
подыскание контрагента;
подготовку и совершение сделки;
кредитование сторон;
выполнение транспортно-экспедиционных операций;
страхование товаров при транспортировке;
выполнение таможенных операций;
проведение рекламных и других сбытовых операций по продвижению товаров на рынок;
осуществление технического обслуживания рынка.
2. Типы и виды оптовых торговых предприятий
До перехода к рыночным отношениям оптовые предприятия подразделялись на две группы:
1) государственные оптовые предприятия;
2) кооперативные оптовые предприятия.
В годы перестройки проводилась структурная политика развития оптовой торговли. Долговременная цель этой политики - обеспечить рыночное разнообразие структур, занятых оптовой деятельностью. Осуществление структурной политики в опте позволило наполнить потребительский рынок товарами, создало условия для ускорения продвижения товаров по каналам распределения, активизировало отечественных товаропроизводителей.
Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой, быстро реагирующей на любые изменения в экономике. Особенности развития внутренней торговли и обеспечения потребностей рынка в товарах вызвали типовое и видовое разнообразие оптовых структур. В настоящее время в стране создана сеть оптовых торговых предприятий различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Оптовое предприятие - это торговый посредник, приобретающий право собственности на большие партии товаров для оптовой торговли. Сегодня существенно расширяются права оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют свою специализацию, сферу и зону деятельности, функциональную ориентацию.
На потребительском рынке в зависимости от масштабов деятельности выделяют два типа оптовых предприятий (Приложение 2):
оптовые предприятия первого уровня;
оптовые предприятия второго уровня.
Рассмотрим типы оптовых торговых предприятий.
Оптовые предприятия первого уровня - крупные оптовые структуры общенационального и межрегионального масштабов. Эти предприятия должны быть стержнем всей структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать устойчивость и стратегическую стабильность всей оптовой торговли. На основе деятельности этих предприятий формируются каналы товародвижения для крупных отечественных товаропроизводителей, зарубежных производителей и поставщиков товаров. Создаются благоприятные условия для выхода на зарубежный рынок производителей-поставщиков отечественных товаров. К предприятиям первого уровня относятся:
предприятия, обеспечивающие республиканские нужды;
межрегиональные предприятия, осуществляющие ускоренный завоз товаров в отдаленные регионы страны - для организации бесперебойного снабжения населения товарами;
оптовые структуры, сосредоточенные в исторически сложившихся центрах производства таких товаров, как мебель, керамика, хрусталь, текстильные товары и др. Здесь развитие производства происходит неравномерно и оптовые структуры призваны обеспечивать ритмичность процесса товародвижения.
Основные организационно-правовые формы предприятий первого уровня:
открытые акционерные общества (ОАО) с большой долей участия государства в их уставных капиталах;
государственные концерны.
В перспективе эти предприятия общенационального уровня будут основой формирования торгово-финансово-промышленных групп, торгово-финансовых групп, торговых корпораций, транснациональных компаний, унитарных государственных предприятий стратегического назначения.
Оптовые предприятия республиканского уровня реализуют товары по всей территории страны. Покупателями могут быть:
самостоятельные оптовые организации второго уровня;
крупные розничные структуры и их объединения;
промышленные предприятия.
Товарный ассортимент оптовых республиканских предприятий должен формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для государственных нужд, снабжения спецконтингентов потребителей.
Оптовые предприятия второго уровня - оптовые предприятия регионального (внутрирегионального) уровня.
Это основное звено оптовой торговли. Данные оптовые организации закупают товары у оптовых структур республиканского масштаба и непосредственно у товаропроизводителей как в регионе размещения, так и на остальной территории страны. Основная задача - довести товары до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности. Они обеспечивают товарами региональные товарные рынки.
К предприятиям второго уровня относятся:
независимые оптовые структуры регионов страны - самостоятельные, автономные оптовые базы, склады;
зависимые региональные оптовые структуры:
сбытовые подразделения местных промышленных предприятий;
оптовые предприятия потребительской кооперации;
оптовые структуры местных крупных розничных организаций.
Эти предприятия функционируют в виде хозяйственных товариществ (ТОО) и акционерных обществ.
На региональном уровне должны получить распространение различные объединения. Они могут формироваться в виде ценных оптовых торговых компании и добровольных оптово-розничных цепей.
Каждый тип оптовых предприятий может существовать в различных видах.
Существует определенная классификация оптовых предприятий, оптовых посредников по различным признакам.
I. По выполняемым функциям.
1. Универсальные посредники - это оптовики-купцы или оптовые торговцы, или оптовые предприятия или дистрибьюторы. Они осуществляют весь комплекс организационно-коммерческой деятельности. Покупают товары за свой счет. Осуществляют транспортировку товаров и хранение. Преобразуют промышленный ассортимент товаров в торговый. Кредитуют потребителей и авансируют поставщиков. Занимаются рекламой и консультативно-информационным обслуживанием. Они действуют как самостоятельные хозяйствующие субъекты, осуществляющие полный цикл закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар.
2. Дистрибьюторы - фирмы, осуществляющие сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм производителей готовой продукции. Они оказывают также маркетинговые и посреднические услуги. Это относительно крупные фирмы, располагающие собственными складами и устанавливающие длительные контрактные отношения с промышленниками.
3. Специализированные посредники концентрируют свою деятельность на отдельных функциях:
информационные посредники;
информационно-контактные посредники;
поисковые посредники;
поверенные посредники.
4. Информационные посредники (чистые), брокеры, не имеют в своем распоряжении товары, выполняют условия реализации, продиктованные производителем.
Брокеры специализируются на узком ассортименте товаров.
Брокерская фирма - предприятие, оказывающее посреднические услуги государственным и коммерческим структурам, совместным предприятиям, казахстанским и зарубежным гражданам в приобретении, продаже и обмене товаров.
Брокер - физическое лицо - торговый посредник при заключении сделок между покупателями и продавцами на товарной бирже. Действует по поручению и за счет клиентов, получая от них вознаграждение. Брокеры занимаются поиском заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но не участвуют в сделке ни своим именем, ни своим капиталом. Основная функция брокера - свести покупателя с продавцом и помочь им договориться. Брокер не держит товарных запасов, не участвует в финансировании, ограничен в принятии на себя риска.
Брокеры обладают информацией о конъюнктуре рынка, возможностях закупки и сбыта. Они поддерживают высокую норму прибыли в своей деятельности.
5. Информационно-торговые посредники содействуют установлению хозяйственных связей между поставщиками и потребителями.
Так, комиссионеры подыскивают партнеров и подписывают контракты от своего имени, но исполняют их за счет продавца или покупателя.
6. Поисковые посредники - это агенты промышленных фирм, которые занимаются поиском потенциальных покупателей товаров в определенных регионах. Их часто называют торговыми агентами. Это фирма или лица, которые действуют на основе договоров поручения или простого посредничества. Они призваны содействовать заключению договоров поставки от имени производителя.
7. Поверенные посредники - это фирма или лица, действующие на основе договора-поручения. Продавцы или покупатели привлекают посредников к совершению сделок от имени и за счет доверителя. Оговаривается круг полномочий поверенного в части коммерческих сделок. Производитель должен возмещать все расходы поверенных и выплачивать вознаграждение.
II. По подчиненности.
1. Независимые посредники - выступают как покупатели, то есть приобретают товары на основе договора купли-продажи. Они становятся собственниками товара и могут реализовывать его по своему усмотрению на любом рынке и по любой цене. Отношение между такими посредниками и производителями прекращаются после выполнения сторонами договора поставки. Этих посредников в разных странах называют по-разному - оптовиками-купцами, оптовыми предприятиями, дистрибьюторами, торговцами по договору, концессионерами и др.
Они в оптовом товарообороте играют ведущую роль. Например, в оптовой торговле США в течение последних 15 лет на их долю приходится 78% общего числа оптовых торговцев и свыше 50% объема оптового товарооборота. Они берут на себя высокую долю коммерческого риска. Независимые оптовые предприятия - это оптовики с полным набором торгово-посреднических услуг.
Независимых посредников целесообразно использовать:
при внедрении производителя на новые рынки сбыта;
при работе на основном рынке для создания конкуренции со сбытовыми подразделениями производителя;
для вытеснения с рынка конкурирующих фирм;
если производитель не может самостоятельно осуществить комплекс торгово-посреднических услуг.
Специализирующиеся на оптовой торговле торговые предприятия в стране должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их основная задача - создание в среднем звене товародвижения условий для выхода на рынок крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть:
специализированные на отдельных товарах оптовые торговцы;
универсальные оптовые торговцы.
Самостоятельные оптовые предприятия, специализированные на оптовой торговой деятельности, должны стать основными на отечественном потребительском рынке. Они могут реализовывать как отдельные группы товаров, так и товары универсального ассортимента. На долю этих оптовых структур приходится 50-60% оптового товарооборота потребительских товаров.