Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации оптовой торговли. Задачи курсовой работы: дать характеристику оптовой торговли в современных рыночных отношениях; рассмотреть типы и виды оптовых торговых предприятий; изучить методы оптовой продажи.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Характеристика оптовой торговли в современных рыночных отношениях ... 5
2. Типы и виды оптовых торговых предприятий ………………………………. 11
3. Методы оптовой продажи товаров …………………………………………… 22
Заключение ………………………………………………………………………... 32
Список используемой литературы ………………………………………………. 34
Эти формы содержат:
корреспондентскую часть:
реквизиты поставщика и покупателя (наименование, почтовый, телеграфный адрес);
основание наряда;
наименование плательщика;
номер счета в банке и местонахождение банка;
сроки поставки;
ссылки на договор и др.
фактурную часть:
наименование товара;
количество;
цена;
сумма;
качество товара и др.
За выполнение транзитного товарооборота оптовое предприятие несет ответственность перед покупателями и поставщиками. В организации транзитного оборота основные задачи оптового предприятия:
своевременное составление разнарядок поставщикам - грузоотправителям - на отгрузку партий товаров грузополучателем по согласованному в договоре и спецификации ассортименту, по частным срокам и размерам партий поставок;
систематический учет и контроль выполнения договоров поставки.
Складской оптовый оборот в оптовых торговых предприятиях имеет преобладающий удельный вес. При складском оптовом обороте осуществляется оптовая продажа оптовыми предприятиями товаров со своих складов. На складах оптовых предприятий осуществляется предварительная подсортировка товаров нужного ассортимента для оптовых покупателей - розничных торговых предприятий.
При оптовом складском обороте применяются следующие методы оптовой продажи товаров со складов:
по личной отборке товаров покупателями;
по письменным, телефонным, телеграфным, телетайпным, телефаксным заявкам (закупкам);
через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов;
через автосклады;
почтовыми посылками;
продажа товаров на оптовых рынках;
продажа товаров в мелкооптовых магазинах и др.
I. Продажа товаров с личной отборкой
По личной отборке товаров покупателями рекомендуется продавать главным образом товары сложного ассортимента. Широкий выбор по сортам, фасонам, рисункам, расцветкам требует участия представителя розничного торгового предприятия. Это относится к швейным изделиям, тканям, трикотажу, галантерейным товарам, обуви. При личной отборке имеется возможность познакомиться со всем ассортиментом имеющихся в продаже товаров и выбрать из них те, которые пользуются повышенным спросом у покупателей. В торговле продовольственными товарами по личной отборке целесообразно продавать многие кондитерские изделия, плодоовощные и другие консервы, чай, кофе, напитки, сухофрукты, различные специи и приправы, виноградные и плодово-ягодные вина и другие, особенно новые, малоизвестные товары. Личная отборка товаров проводится непосредственно в товарных секциях склада или в зале товарных образцов. Отборка товаров непосредственно на складах имеет ряд недостатков:
покупателям трудно знакомиться со всем ассортиментом товаров, так как товары хранятся в упакованном виде и часто расположены в разных складских помещениях;
работники склада отвлекаются от приемки поступающих товаров, от комплектования партий товаров и отправки их в розничную торговую сеть. Наиболее удобны для ознакомления и личной отборки товаров залы товарных образцов.
Зал товарных образцов - это коммерческий центр современной оптовой базы. В нем сосредоточена основная работа, связанная с организацией продажи товаров:
ознакомление покупателей с образцами товаров, имеющимися на всех складах базы;
ознакомление с образцами новых товаров;
оформление соответствующей документации на продажу;
оперативный учет товаров.
Здесь выделены рабочие места товароведов-коммерсантов с необходимым организационно-технологическим оснащением. Они консультируют покупателей по вопросам, связанным с ассортиментом и качеством товаров, комплектуют и размещают образцы изделий. Для размещения товаров в зале товарных образцов используют пристенные и островные горки, демонстрационные стенды, прилавки-витрины, шкафы и др. Это оборудование изготавливают из легких сборно-разборных конструкций, обеспечивающих доступность при ознакомлении и выборе товаров покупателями. Планировка зала товарных образцов должна способствовать рациональному использованию площади, созданию максимальных удобств для ознакомления с товарами и документального оформления их продажи.
Рассмотрим образец планировки. В зале товарных образцов представляются все товары, которые имеются на оптовом предприятии в достаточном количестве. По товарам устойчивого ассортимента демонстрируются постоянные коллекции. Основная часть товаров представляется в натуральных образцах. Товары натуральные, образцы которых не демонстрируются, должны быть показаны в альбомах и списках. На технически сложные товары выкладывают проспекты, паспорта, инструкции и т.п. Для показа новых товаров выделяется специальное место. Эти товары выставляются также и внутри соответствующих групп. Размещение товаров в зале товарных образцов производится по товарным группам и подгруппам. Хорошо известные, а также крупногабаритные товары не демонстрируют; на них должны быть списки о наличии и каталоги. В залах товарных образцов выставляются швейные и трикотажные изделия, ткани, головные уборы и многие другие непродовольственные и продовольственные товары. Такие товары, как одежда и белье, трикотаж, обувь выставляют только в одном экземпляре с указанием имеющихся в наличии размеров, ростов, полнот и т.п. На демонстрируемых постоянных коллекциях должно фиксироваться наличие или отсутствие товара. Выложенные образцы товаров должны быть снабжены ярлыками с указанием названия изделия, цены, артикула, а также наименования предприятия-изготовителя.
В залах товарных образцов размещаются также рабочие места товароведов-реализаторов и фактуристов, которые в зависимости от специализации складов формируются в соответствующие отделы и группы. Товароведы-реализаторы организуют показ товаров, своевременно обновляют и пополняют их в зале товарных образцов, информируют покупателей о наличии товаров, их потребительских свойствах, а также о порядке их эксплуатации и методах продажи.
Товаровед-реализатор вместе с представителем покупателя на основе ознакомления покупателя с образцами и личной отборки покупателя оформляет заказ - отборочный лист. Основанием для оформления заказа на отборку товаров может быть и заявка покупателя, составленная в магазине и уточненная в результате личной отборки в зале товарных образцов. Покупатель заполняет бланк заявки, указывая наименование, количество и краткую характеристику требующихся товаров (сорт, фасон, цвет, артикул, размер).
Заказ - отборочный лист на отборку товаров на складе - товаровед-реализатор оформляет в трех экземплярах, которые подписываются покупателем и товароведом. Один экземпляр заказа передается покупателю для контроля, другой - фактуристу для выписки счета-фактуры, третий - на склад для индивидуальной отборки и подготовки товаров к отпуску. Для учета движения товаров товароведы-реализаторы заполняют карточку количественно-суммового учета. Эти карточки сводятся в картотеки для каждой товарной группы.
II. Продажа товаров по письменным, телеграфным и телефонным заявкам без предварительной личной отборки
Эта продажа применяется в том случае, когда личное знакомство с образцами товаров не требуется. Чаще всего такая продажа осуществляется по товарам простого ассортимента или по хорошо известным товарам сложного ассортимента. Особенно удобен такой метод оптовой продажи товаров при широком использовании централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. Для обеспечения работы по составлению заявок в магазинах на завоз товаров и упрощения их обработки на оптовых предприятиях осуществляют предварительную рассылку бланков заявок.
Заявки, поступающие на базу по почте или по телефону, регистрируют в специальном журнале, проверяют соответствие их заключенному договору и передают на исполнение. Для этого они оформляют отборочный лист и счет-фактуру. Если на базе отсутствуют заказываемые товары, то она должна известить об этом покупателя и предложить ему взаимозаменяемые товары. Исполнение заявки осуществляется на складе, где комплектуют в соответствии с заявкой партии товаров и готовят товары к отправке. Для более четкой организации, оформления, учета и исполнения заявок оптовых покупателей применяют единый бланк заявки.
Заявки, принятые по телефону, переносят на соответствующий бланк. При оформлении таких заявок имеется возможность уточнить требования покупателей в отношении количества и качества поставляемых товаров, дать консультацию по хранению и рекламе отдельных видов изделий. Заявки по телефону, как правило, представляются постоянными однородными покупателями и оформляются через стол заказов. Для выполнения требований-заявок покупателей используют различные методы:
централизованная доставка товаров непосредственно в магазины;
завоз товаров силами и средствами оптового предприятия на склады покупателя;
отпуск товаров со складов базы представителю грузополучателя;
отгрузка товаров различными видами транспорта в адрес покупателя или по его разнарядке в адрес других получателей.
В телеграфных, телефонных, телетайпных, телефаксных заявках содержатся те лее реквизиты, что и в письменных. На них распространяется такой же порядок приема и исполнения, что и на письменные заявки.
III. Продажа товаров через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов.
Сущность этого метода оптовой продажи заключается в том, что разъездные товароведы оптовых предприятий посещают городские и сельские магазины в соответствии с утвержденными графиками и маршрутами. Товароведы имеют образцы различных товаров, а также каталоги, альбомы, проспекты. После ознакомления с номенклатурой предлагаемых товаров и анализа товарных знаков руководители розничных торговых предприятий оформляют заявки на товары. С помощью разъездных товароведов (коммивояжеров) можно предложить магазинам многие непродовольственные и продовольственные товары.
К эффективным формам оптовой продажи относится торговля через передвижные комнаты товарных образцов. Такие передвижные комнаты оборудуются в кузовах автомашин. Они оснащаются выдвижными ящиками, витринами с образцами различных товаров. Имеются также списки товаров, альбомы и каталоги. За комнатой товарных образцов закрепляется разъездной товаровед. В обязанности товароведа входит: знакомство работников магазинов с образцами товаров, оказание им помощи в подборе необходимых товаров, прием и оформление заявок (заказов) на доставку товаров.
IV. Продажа товаров через автосклады.
В отличие от передвижных комнат товарных образцов автосклады загружаются на оптовом предприятии товарами в соответствии с товарным ассортиментом магазинов, в которых будет осуществлен завоз товаров. Работники магазинов знакомятся с предлагаемым ассортиментом товаров и определяют свою потребность в них. Кладовщик, сопровождающий склад, оформляет счет-фактуру и отпускает выписанные товары. Завоз товаров в магазины производится в соответствии с заранее разработанными графиками. Передвижные склады используют при товароснабжении отдаленных небольших розничных торговых предприятий. При этом работники мелких магазинов освобождаются от необходимости поездок на оптовые базы. Значительно ускоряется доставка товаров на предприятия розничной торговли. С помощью автоскладов можно наладить эффективное снабжение мелких и отдаленных магазинов с одним продавцом, не закрывая их на время выезда продавца за товаром.
V. Продажа товаров почтовыми посылками.
Отдаленные оптовые предприятия организуют через почтовые отделения связи отправку магазинам или населению посылок с различными непродовольственными товарами. Эта форма торговли осуществляется по специальным каталогам, в которых дается характеристика (описание) товаров, отправляемых посылками. Также в каталогах содержатся условия их оплаты и порядок заказа. Отправка посылок с товарами магазинам называется мелкооптовой посылочной торговлей. Отправка посылок с товарами непосредственно населению называется индивидуальной или розничной посылочной торговлей. Индивидуальная посылочная торговля или торговля по каталогам имеет перспективы для своего развития. Она удобна для населения, особенно для жителей небольших населенных пунктов, где отсутствует стационарная розничная торговая сеть. В некоторых развитых странах (Германия, США, Великобритания) торговля по каталогам посредством отправки товаров с посылочных баз или из магазинов получила широкое распространение. При этом предоставляется возможность покупателям совершать покупки на дому. Посылочная торговля успешно соседствует с многочисленной розничной торговой сетью, крупными универмагами, супермаркетами и другими торговыми предприятиями.
Кроме перечисленных, оптовые предприятия могут применять и другие формы и методы оптовой продажи. В условиях рыночных отношений оптовые фирмы организуют и розничную продажу товаров населению через собственные магазины (палатки), склады или используя автомагазины. В этих случаях оптовые предприятия фактически трансформируются в оптово-розничные фирмы или торговые дома.
Заключение
Оптовая торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг для их дальнейшей перепродажи или производственного использования. Оптовая торговля обеспечивает соответствующее накопление товаров и перемещает их в пространстве и времени.
Оптовые торговые предприятия выступают на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном. Они преобразуют производственный ассортимент промышленных предприятий в развернутый торговый ассортимент.