Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации оптовой торговли. Задачи курсовой работы: дать характеристику оптовой торговли в современных рыночных отношениях; рассмотреть типы и виды оптовых торговых предприятий; изучить методы оптовой продажи.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Характеристика оптовой торговли в современных рыночных отношениях ... 5
2. Типы и виды оптовых торговых предприятий ………………………………. 11
3. Методы оптовой продажи товаров …………………………………………… 22
Заключение ………………………………………………………………………... 32
Список используемой литературы ………………………………………………. 34
2. Формально независимые посредники. Они появились в связи со стремлением производителей включить эти предприятия в свой производственно-сбытовой цикл через систему договоров.
Используют следующие виды договоров:
договор-поручение - заключается с доверенными или торговыми агентами;
договор комиссии - определяет полномочия комиссионеров;
договоры простого посредничества.
Подробнее рассмотрим агентов.
Агенты не берут на себя право собственности на товар и выполняют лишь ограниченное число функций, содействуя купле-продаже.
Виды агентов:
агенты-производители;
агенты по сбыту;
агенты по закупкам;
торговые (коммерческие) агенты.
Агенты-производители представляют двух или нескольких производителей. Они заключают договор-поручение в отношении политики цен, границ деятельности, услуг по доставке, размеров вознаграждения.
Торговые (коммерческие) агенты - это физические или юридические лица, действующие по поручению посредника в качестве доверенного лица. Они уполномочены совершать хозяйственные, финансовые, торговые, коммерческие, экономические операции, выполнять поручения в интересах фирмы.
Коммерческие агенты изучают конъюнктуру рынка товаров и покупательский спрос, содействуют оптовым закупкам и продаже товаров, занимаются сбытом товаров и стимулированием сбыта на рынке. Они могут вести переговоры по ценам, ассортименту, способам поставки. Права собственности на товары они не имеют. Оплата - комиссионные.
Полномочные агенты по сбыту - посреднические оптовые структуры, не использующие перехода к ним права собственности на товар. Они являются зависимыми посредниками. Работают на основе срочных и бессрочных трудовых соглашений. Деятельность не ограничивается территориальными рамками. Влияют значительно на политику цен, сроки и условия продажи товаров.
К зависимым посредникам - агентам по сбыту - относятся консигнаторы и брокеры.
Консигнаторы - посредники, имеющие собственные склады и работающие по соглашению.
Продавец поставляет товар на склад консигнатора, а он обязан продавать товар со склада от своего имени, но за счет продавца к определенному сроку. Таким образом, продавец кредитует консигнатора на срок реализации товара.
Брокеры - фирмы или физические лица, которые занимаются поиском заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но не участвуют в сделке ни своим именем, ни своим капиталом. Брокеры хорошо информированы о конъюнктуре рынка. Брокеры не держат товарных запасов, не принимают участие в финансировании сделок, ограничены в принятии риска на себя.
Брокеры обычно представляют покупателя, который выплачивает им комиссионные вознаграждения. Работа с брокером важна там, где покупатели желают купить товар в период избытка данного товара по низкой цене или нуждаются в срочных поставках.
III. Организаторы оптового оборота.
Они являются важным элементом инфраструктуры рынка. Основная задача - создать условия для организации оптовой торговли.
К организаторам оптового оборота относятся оптовые ярмарки, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, торгово-промышленные выставки, товарные аукционы, торги.
Оптовые ярмарки - это прогрессивная форма оптовых закупок товаров. Действуют оптовые ярмарки международного и общегосударственного масштаба, и региональные (местные) оптовые ярмарки. Они не являются самостоятельными субъектами оптовой торговой деятельности. На оптовых ярмарках совершаются сделки по купле-продаже товаров сложного ассортимента. Оптовые покупатели совершают закупки для розничной торговой сети на основе индивидуального подбора. Ярмарки - это периодически действующий рынок, который собирается регулярно в одном и том же месте, в определенное время года, на определенный срок.
Товарные биржи - особый вид постоянно-действующих рынков, где совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары. Причем эти товары качественно однородны и взаимозаменяемы. Товары продаются по образцам, без их предъявления и осмотра.
Оптовые продовольственные рынки занимают промежуточное положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевой биржей. Это коммерческие хозяйственные структуры, организующие куплю-продажу сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров в определенных местах и по установленным правилам. Система оптовых продовольственных рынков призвана обеспечивать круглогодично бесперебойное снабжение населения качественными продуктами питания и формировать конкретные хозяйственные структуры. На рынках обеспечивается стандартизация, сертификация, санитарный и ветеринарный контроль за качеством реализуемой сельхозпродукции и скота.
Торгово-промышленные выставки - периодически действующий рынок, имеющий целью показать научно-технические достижения. Здесь разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам. Виды торгово-промышленных выставок:
краткосрочные;
передвижные;
постоянные выставки образцов.
Товарные аукционы - специально организованные, периодически действующие в определенных системах рынки, где путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте продаются товары. Причем эти товары переходят в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. Товары должны обладать индивидуальными свойствами. Покупатели могут их предварительно осмотреть. Продажу товаров может производить либо владелец, либо посредник. Аукционная торговля может быть оптовой и розничной.
Стадии проведения аукциона:
подготовка;
осмотр товара;
торг;
оформление и исполнение аукционной сделки.
Лот - партии товара, рассортированные по признаку однородности качества и предназначенные для аукционной продажи.
Торги - способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов. Здесь происходит привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков. Контракт заключается с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов.
Виды торгов:
открытие - в торгах участвуют все желающие фирмы;
закрытые - к участию в торгах приглашаются лишь
определенные фирмы.
Этапы проведения торгов:
подготовка;
представление предложений;
выбор поставщика;
подписание контракта.
Тендер - извещение о предстоящих торгах, или комплект тендерной документации, или предложение принять участие в торгах.
Долгосрочная цель структурной политики развития оптовой торговли - обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих посредническую деятельность.
Рассмотрим структуру оптовых посредников.
I. Оптово-посреднические фирмы:
оптовые и оптово-розничные торговые цепи;
независимые дистрибьюторы;
агентные фирмы;
брокерские конторы;
торговые дома;
дилерские фирмы;
комиссионные дома;
закупочные кооперативы.
II. Организационные товарные рынки:
ярмарки;
товарные биржи;
аукционы;
торги;
оптовые рынки сельхозпродукции.
III. Торгово-сервисные фирмы:
склады общего пользования;
фирмы, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги.
IV. Лизинговые компании.
V. Информационно-справочные организации:
центры маркетинговых исследований;
рекламные агентства;
информационно-коммерческие телекоммуникационные сети;
кредитно-справочные фирмы.
VI. Организации, обеспечивающие закупку и хранение товаров для государственных нужд:
государственные резервные склады;
государственные контрактные корпорации.
От того, как будет развиваться оптовая торговля, зависит и производство товаров, и восстановление всей многообразия хозяйственных связей в стране.
3. Методы оптовой продажи товаров
Оптовая продажа товаров является составной частью коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий. Организация оптовой продажи предусматривает создание на оптовых предприятиях широкого ассортимента товаров. Оптовая продажа товаров представляет собой реализацию товаров оптовым покупателям (предприятиям, магазинам и др., частным лицам) для дальнейшей перепродажи. Результат такой продажи выражается определенной суммой оптового товарооборота - одного из основных показателей деятельности оптового предприятия (фирмы). Процесс оптовой продажи, как правило, состоит из ряда поставок отдельных партий товаров на основе соглашений между поставщиком и покупателем. В некоторых случаях процесс оптовой продажи может состоять из единовременной поставки товаров покупателю. Такая деятельность по оптовой продаже товаров должна быть направлена:
на бесперебойное снабжение розничной сети необходимыми товарами;
ускорение продвижения товаров в розничную сеть;
формирование товарного ассортимента в соответствии со спросом населения;
оказание практической помощи розничным торговым предприятиям в продаже товаров.
Операции, связанные с оптовой продажей товаров, составляют значительную часть коммерческой работы оптовых предприятий, которая направлена на выполнение ими одной из основных функций оптовой торговли - организацию товароснабжения розничной торговой сети. При этом важное значение имеет выбор наиболее рациональной формы товародвижения. Оптовая продажа товаров осуществляется в двух формах (Приложение 3):
транзит - когда оптовое предприятие продает товары без завоза их на свои склады;
складская форма - оптовая продажа товаров со своих складов.
Складская форма товародвижения позволяет производить предварительную подсортировку товаров и в нужном ассортименте предлагать их оптовым покупателям (в основном розничным торговым предприятиям).
Результатом этих форм продаж будет являться соответственно оптовый транзитный оборот и оптовый складской товарооборот. В оптовом товарообороте оптовых предприятий преобладающий удельный вес приходится на оптовый складской товарооборот. Транзитный оборот оптовых предприятий, в свою очередь, подразделяется:
на оборот с участием в расчетах - оплаченный или с вложением оптовым предприятием своих средств;
оборот без участия в расчетах - неоплаченный, организуемый.
При транзите с участием в расчетах оптовое предприятие оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает со своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет к оплате счета не оптовому предприятию, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовое предприятие выполняет посредническую роль между поставщиком и получателем. Однако оно заключает с поставщиком и получателем договоры, предъявляет разнарядки (наряды), контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского. Поэтому при относительно высоких размерах транзитных наценок (накидок) он выгоден для оптовых баз. Оптовым покупателям следует в договорах с оптовыми базами предусматривать возможность транзитных поставок товаров и размеры транзитных наценок (накидок).
Метод продажи товаров транзитом требует совершения несложных, но очень важных операций. Они способствуют обеспечению своевременной отгрузки или доставки товаров от поставщиков непосредственно товарополучателям. Эти операции начинаются еще при планировании оптового товарооборота и заключаются в определении объема и ассортимента транзитного оборота по каждому покупателю. Они ведутся одновременно и в тесной связи с закупочными операциями. В договорах оптового предприятия с поставщиками и покупателями указывается по транзитному обороту:
ассортимент;
количество;
качество;
сроки поставки товаров.
Квартальные спецификации товаров, поставляемых транзитом, согласовываются оптовым торговым предприятием с покупателями и поставщиками. Основанием для транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым предприятием (базой) и адресуется конкретному поставщику (изготовителю). Копия наряда отсылается оптовому покупателю - клиенту базы. Наряд на несколько грузополучателей носит наименование - «разнарядка». Разнарядки на I квартал, как правило, прилагаются к договору, а на последующие - представляются покупателем в определенный срок до начала соответствующего квартала. Копии разнарядок высылаются всем грузополучателям. Наряды и разнарядки выписываются по единообразным формам.