Основные производственные фонды транспортного предприятия, пути и резервы повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 02:10, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии и анализ их использования. Предмет изучения – основные производственные фонды, а объектом изучения является автотранспортное предприятие ЗАО «ПОГА-1».

Для осуществления поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

теоритическое изучение понятия «Основные производственные фонды» и показателей их использования;
расчет и анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов на базовом предприятии;
разработка методов улучшения эффективности использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия.

Содержание

Введение 4

1. Понятие и состав основных производственных фондов предприятия. Показатели их использования 6

1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия 6

1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия 15

2. Анализ показателей использования основных производственных фондов на ЗАО ПОГА-1 22

3. Пути повышения эффективности использования основных производственных фондов на предприятии 30

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 118.64 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 4

1. Понятие и состав основных производственных фондов предприятия. Показатели их использования 6

1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия 6

1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия 15

2. Анализ показателей использования основных производственных фондов на ЗАО ПОГА-1 22

3. Пути повышения эффективности использования основных производственных фондов на предприятии 30

Заключение 36

Список использованной литературы 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Транспорт является важной производственной инфраструктурой, обеспечивающей основное производство. Поэтому важна стабильная работа автотранспортных предприятий, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозками.  Производственный процесс на каждом автотранспортном предприятии осуществляется при участии средств производства, то есть средств труда и предметов труда, которые составляют вещественное содержание основных и оборотных фондов. Важную часть основных производственных фондов автотранспортного предприятия составляют транспортные средства, которые обычно занимают более 50% в структуре основных фондов автотранспортного предприятия.

    В настоящей курсовой работе дается толкование основных производственных фондов автотранспортного предприятия, их структура, состав, значение в деятельности предприятия, показатели их использования, методы повышения эффективного использования. Вместе с этим в курсовой работе, используя теоретические основы повышения эффективности использования основных производственных фондов, произведен анализ их использования по данным конкретного автотранспортного предприятия.

    Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии и  анализ их использования. Предмет изучения – основные производственные фонды, а объектом изучения является автотранспортное предприятие ЗАО «ПОГА-1».

    Для осуществления поставленной цели в  работе будут решены следующие задачи:

  1. теоритическое изучение понятия «Основные производственные фонды» и показателей их использования;
  2. расчет и анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов на базовом предприятии;
  3. разработка методов улучшения эффективности использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия.

    Основные  фонды являются неотъемлемой частью любого предприятия и от повышения эффективности их использования зависят важные показатели деятельности предприятия, такие как финансовое положение и конкурентоспособность на рынке. Поэтому изучение и анализ основных производственных фондов всегда является актуальным.

    В работе были использованы учебники и  статьи отечественных и зарубежных авторов, материалы интернета.

    Роль  основных фондов, эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия является умелое, разумное достаточно полное использование основных производственных фондов, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования основных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Понятие и состав  основных производственных  фондов предприятия.  Показатели их  использования

   1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия

 

    Производственный  процесс на любом предприятии, в том числе и на автотранспортном, осуществляется при участии средств производства, то есть средств труда и предметов труда, которые составляют вещественное содержание основных и оборотных фондов. Отнесение средств производства к основным и оборотным производится в зависимости от характера их участия в производственном процессе и их роли в образовании готового продукта.

    Основные  фонды транспорта – это средства труда, которые целиком участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа в виде амортизационных отчислений [1]. Основные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов в промышленности (имеются в виду основные и оборотные фонды,  а также фонды обращения).  Они определяют  производственную мощь предприятий, характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда,  механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности [2].

    Критерием отнесения средств производства (имущества) к основным фондам является срок их годности, который должен превышать  один год.

    В зависимости от роли и назначения  основные фонды разделяются на производственные и непроизводственные. К основным производственным фондам относятся  те основные фонды, которые участвуют  в производственном процессе непосредственно (станки, оборудование и т.п.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, сооружения и т.п.). Производственные основные фонды транспорта – это средства труда, которые прямо или косвенно участвуют в транспортном процессе и переносят свою стоимость на выполненные перевозки. Основные производственные фонды - материально техническая база общественного производства. От их объема зависят производственная мощность предприятия и в значительной степени уровень технической вооруженности труда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер труда, повышают культурно - технический уровень общества [6].

    Непроизводственные  основные фонды используются для  удовлетворения культурно-бытовых  нужд работников предприятия. Основные непроизводственные фонды в технологическом процессе не участвуют, включают жилые дома, здания и сооружения коммунального и культурно-бытового назначения. Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают какого-либо непосредственного влияния на объем производства и рост производительности труда, постоянное увеличение этих фондов связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и культурного уровня их жизни, что, в конечном счете, сказывается на результате деятельности предприятия.

    Производственные  основные фонды автотранспортных и  ремонтных предприятий по вещественно-натуральному составу делятся на следующие группы:

  1. Здания. К зданиям относятся строения, занятые производственными цехами и отделами, обслуживающими производство и предприятия, а также их внутреннее оборудование – водопровод, канализация, газопровод и так далее. Здания делятся на производственные (гаражи, мастерские и др.), административно-управленческие, непроизводственные (детские сады, клубы и др.), складские, жилые и другие. Они создают условия для нормального хода производственной деятельности предприятия.
  2. Сооружения - это инженерно-строительные объекты, которые непосредственно в процессе производства не участвуют, но выполняют техническую функцию обслуживания производства. К ним на автотранспортном предприятии относятся хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные пути, шоссейные дороги, водонапорные башни и другие.
  3. Передаточные устройства - это линии передач, кабельные линии, телефонная и телеграфная сети, трансмиссии, радиосвязь, магистрали трубопроводов, нефтепроводы, воздухопроводы и так далее. Осуществляют передачу разного вида энергии, связь и т.д.
  4. Машины и оборудование, включающие следующие средства труда:
      1. силовые машины и оборудование – электромоторы, электрогенераторы, производящие тепловую и электрическую энергию для рабочих машин, а также электростанции, компрессоры, оборудование трансформаторных подстанций и др.;
      1. рабочие машины и оборудование – оборудование, непосредственно участвующее в изготовлении продукта (моечные машины, водомаслогрейки, вулканизационные аппараты, станки, прессы и др.);
      2. измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование – приборы для измерения параметров, стенды для испытания, выносные пульты управления и т.д., которые предназначены для измерения, контроля и регулирования параметров оборудования;
      3. вычислительная техника и оргтехника – компьютеры, электронное оборудование и т.д., предназначенные для автоматизации управления и выполнения вычислительных работ.
  1. Транспортные средства – автомобили грузовые, легковые, автобусы, специальные автомобили, прицепы, полуприцепы и т.д. Они предназначенные для перемещения грузов и работников.
  1. Инструменты и приспособления - все виды механизированных и немеханизированных орудий ручного труда и приспособления, прикрепляемые к машинам, служащие для обработки предметов труда (электросварка, манипуляторы, отбойные молотки, тиски, патроны и др.).
  2. Производственный и хозяйственный инвентарь включает предметы, служащие для облегчения операций во время работы (рабочие столы, верстаки и др.), оборудование, способствующее охране труда и др.
  3. Прочие фонды - технические библиотеки, противопожарный инвентарь и др.

    В настоящее время используемая в  учете классификация дает лишь общее  представление о составе основных производственных фондов. Ее недостатком  является сборный характер отдельных  групп, объединяющих основные фонды, различающиеся  ролью в производственном процессе и сроками службы. Так, в группу зданий включаются здания, имеющие различное назначение. Чрезвычайно разнообразна по своему составу и группа сооружений, куда включаются объекты, связанные с хранением и подачей топлива, а также обслуживающие подвижной состав (открытые стоянки), гидротехнические и другие сооружения. Для получения более правильного представления о составе основных производственных фондов с точки зрения их роли в производственном процессе нужна дальнейшая детализация отдельных групп действующей классификации [1].  

       Под структурой основных производственных фондов понимается процентное соотношение  стоимости отдельных групп основных производственных фондов в их общей стоимости. Различают следующие виды структур:

  • технологическую – активные и пассивные производственные фонды;
  • производственную – принадлежность фондов к отраслям, подотраслям, основному и вспомогательному производству;
  • возрастную – деление фондов в зависимости от срока службы [3].

    Структура основных производственных фондов на разных АТП может быть различной  – в зависимости от состава  автомобильного парка, наличия производственных помещений для технического обслуживания и ремонта, уровня механизации гаражных процессов, режима работы автотранспорта и т.д.

    Характерной особенностью структуры основных производственных фондов АТП является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес транспортных средств (схема 1.1.1.)

    Схема 1.1.1. Примерный состав и структура основных производственных фондов АТП. 

      Основные производственные фонды  АТП (100%)

Транспортные  средства (60-70%)   Производственные и административные здания (20-25%)   Сооружения  и передаточные устройства (3-8%)   Силовые машины и силовое оборудование     (1-2%)   Рабочие машины и оборудование (1-2%)   Инвентарь и  инструменты (1-2%)   Прочие фонды (1-2%)

Информация о работе Основные производственные фонды транспортного предприятия, пути и резервы повышения эффективности их использования