Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 02:10, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии и анализ их использования. Предмет изучения – основные производственные фонды, а объектом изучения является автотранспортное предприятие ЗАО «ПОГА-1».
Для осуществления поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
теоритическое изучение понятия «Основные производственные фонды» и показателей их использования;
расчет и анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов на базовом предприятии;
разработка методов улучшения эффективности использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия.
Введение 4
1. Понятие и состав основных производственных фондов предприятия. Показатели их использования 6
1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия 6
1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия 15
2. Анализ показателей использования основных производственных фондов на ЗАО ПОГА-1 22
3. Пути повышения эффективности использования основных производственных фондов на предприятии 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Из таблицы 2.2 видно, что парк автомобилей - большегрузный (54,1% имеют грузоподъемность от 10 до 15 т) и дизельный (72,5%). Такая структура парка способствует эффективному его использованию. Однако он нуждается в обновлении, так как 86,1% автомобилей служат более 8 лет.
Анализ
эффективности использования
Таблица 2.3. Исходные данные
Показатели | Года | ||
2003 | 2004 | 2005 | |
Среднегодовая стоимость ОПФ, руб. | 64121770 | 54332829 | 57048165 |
Выручка от реализации, руб. | 12171629 | 20471390 | 35024429 |
Среднегодовая численность работников, ч. | 216 | 241 | 260 |
Рассчитываем
первый из показателей использования
основных производственных фондов –
фондоотдачу. Она рассчитывается по формуле
1.2.9:
Это
означает, что на 1 рубль стоимости
основных производственных фондов в 2003
г. приходилось 0,190 рублей дохода от транспортных
услуг.
Таким
образом, на 1 рубль стоимости основных
производственных фондов в 2004 г. Приходилось
0,377 рублей дохода от реализации транспортных
услуг.
Отсюда следует, что в 2005 году на 1 рубль стоимости основных производственных фондов приходилось 0,614 рубля дохода от транспортных услуг.
Следующий
показатель – фондоемкость, которая
рассчитывается по формуле 1.2.11:
Таким
образом, на 1 рубль дохода в 2003 году приходилось
5,268 рубля стоимости основных производственных
фондов.
Отсюда
видно, что в 2004 году на 1 рубль дохода
от транспортных услуг приходилось
2,654 рубля стоимости основных производственных
фондов.
Это означает, что на 1 рубль дохода от реализации транспортных услуг в 2005 году приходилось 1,629 рублей стоимости основных производственных фондов.
Третий
показатель – фондовооруженность,
которая рассчитывается по формуле 1.2.12:
То
есть на одного рабочего в 2003 году приходилось
296860 руб. стоимости основных производственных
фондов.
Это
означает, что в 2004 году на 1 рабочего
приходилось 225447 руб. стоимости основных
производственных фондов.
Таким образом, в 2005 году на 1 рабочего приходилось 219416 руб. стоимости основных производственных фондов.
Следующий
показатель – производительность труда,
которая рассчитывается по формуле 1.2.13:
Таким
образом, в 2003 году производительность
труда составила 56350 руб.
В
2004 году она составила 84944 руб.
В 2005 году – 134709 руб.
На основании данных представленных в таблицах 2.4 и 2.5, проведем анализ.
Таблица 2.4. Фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 |
Фондоотдача | 0,190 | 0,377 | 0,614 |
Фондоемкость | 5,268 | 2,654 | 1,629 |
Фондовооруженность | 296860 | 225447 | 219416 |
Производительность труда | 56350 | 84944 | 134709 |
Таблица 2.5. Абсолютные и относительные отклонения
Показатели | Абсолютные отклонения | Относительные отклонения | ||
2004 к 2003 | 2005 к 2004 | 2004 к 2003 | 2005 к 2003 | |
Фондоотдача | 0,187 | 0,237 | 1,984 | 3,232 |
Фондоемкость | -2,614 | -1,025 | 0,504 | 0,309 |
Фондовооруженность | -71413 | -6031 | 0,759 | 0,739 |
Производительность труда | 28594 | 49765 | 1,507 | 2,391 |
Анализ таблиц 2.4 и 2.5 показывает, что фондоотдача за 3 года возросла в 3,2 раза. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции и реализации услуг (выручка за 3 года выросла в 2,9 раза). Более наглядно динамику фондоотдачи показывает график 2.1.
График 2.1. Динамика фондоотдачи и фондоемкости
Повышение
фондоотдачи ведет к снижению
суммы амортизационных
С ростом фондоотдачи фондоемкость должна падать, что и видно из таблицы 2.5: фондоемкость за 3 года уменьшилась также в 3,2 раза. Изменение фондоемкости в динамике показывает изменение стоимости основных производственных фондов на 1 рубль продукции. То есть за 3 года стоимость основных производственных фондов на 1 рубль транспортных услуг уменьшилась в 3,2 раза. Это свидетельствует о более эффективном использовании основных производственных фондов за счет их реструктуризации. Динамика фондоемкости представлена на графике 2.1.
Фондовооруженность за анализируемые 3 года уменьшилась в 1,35 раза. Это произошло за счет увеличения среднегодовой численности работников на 44 человека и уменьшения среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 7073605 руб. из-за вывода из эксплуатации физически и морально устаревших фондов.
При этом производительность труда выросла в 2,4 раза. Это произошло за счет ввода в эксплуатацию новых транспортных средств и оборудования, роста фондоотдачи в 3,2 раза и прочих факторов.
Динамика фондовооруженности и производительности труда представлена на графике 2.2.
График 2.2. Динамика фондовооруженности и производительности труда.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
ЗАО ПОГА-1 благодаря росту выручки смогло
выделить средства на покупку новых транспортных
средств и оборудования и прочих основных
производственных фондов, увеличить производительность
оборудования, улучшить использование
времени, что позволило повысить фондоотдачу.
Благодаря росту фондоотдачи продолжался
рост выручки, что обеспечивало предприятию
дополнительную прибыль. Также благодаря
росту фондоотдачи и некоторых прочих
факторов увеличилась производительность
в 2,4 раза, не смотря на снижение фондовооруженности
в 1,35 раза. Это также позволило предприятию
и дальше повышать объем выполненных перевозок
и, соответственно, прибыль.
Чтобы автотранспортному предприятию оставаться конкурентоспособным в условиях рынка, оно должно постоянно стремиться к увеличению эффективности использования основных производственных фондов, что повлечет рост производительности труда и получаемой прибыли.
Самым важным показателем использования основных фондов является фондоотдача, так как с увеличением именно этого показателя повышается эффективность использования всех основных средств.
Для эффективного использования основных фондов в производственном процессе необходима большая доля активной части основных производственных фондов, тем самым будет достигнута большая фондоотдача. Вместе с тем, недостаточное количество пассивной части основных производственных фондов негативно сказывается на эффективности использования автомобилей и прежде всего на их техническом состоянии и обслуживании. Поэтому, необходимо стремиться к созданию оптимального соотношения между пассивной (стационарной) материально-технической базой предприятия и активной ее частью (подвижным составом), т.е. к оптимальному значению коэффициента технической оснащенности:
где - стоимость основных производственных фондов; - стоимость транспортных средств.
Коэффициент
технической оснащенности АТП обычно
находится в пределах 2,1-2,2. Это означает,
что удельный вес стоимости транспортных
средств, т.е. активной части основных
фондов в общей стоимости должен составлять
примерно 50. Для анализируемого предприятия
коэффициент технической оснащенности
равен:
Эффективность использования основных производственных фондов существенно зависит от их технического состояния и прежде всего от технического состояния транспортных средств, уровня организации технического обслуживания и ремонта, степени обновления и списания основных фондов и ряда других факторов.
Для повышения эффективности использования основных производственных фондов необходимо повышение фондоотдачи и снижение фондоемкости продукции, что достигается на основе внедрения достижений научно-технического прогресса. Пути повышения эффективности использования основных фондов автотранспорта зависят от многих факторов деятельности предприятий, которые должны быть приведены в действие в результате активного и творческого отношения к работе инженерно-технических и экономических работников предприятия, а также умелого и эффективного руководства предприятием в целом (схема 3.1.).
Повышение качества и надежности работ по ТО и ремонту а/м | |
Улучшение оперативного планирования и аналитической работы | |
Повышение уровня
механизации погрузочно- |
|
Развитие централизованных перевозок | |
Специализация подвижного состава | |
Применение большегрузных а/м, прицепов, автопоездов, поддонов, пакетных и контейнерных перевозок | |
Внедрение прогрессивных технологических процессов и методов работ подрядных бригад | |
Улучшение нормирования, учета, отчетности и экономической работы | |