Основные производственные фонды транспортного предприятия, пути и резервы повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 02:10, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии и анализ их использования. Предмет изучения – основные производственные фонды, а объектом изучения является автотранспортное предприятие ЗАО «ПОГА-1».

Для осуществления поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

теоритическое изучение понятия «Основные производственные фонды» и показателей их использования;
расчет и анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов на базовом предприятии;
разработка методов улучшения эффективности использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия.

Содержание

Введение 4

1. Понятие и состав основных производственных фондов предприятия. Показатели их использования 6

1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия 6

1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия 15

2. Анализ показателей использования основных производственных фондов на ЗАО ПОГА-1 22

3. Пути повышения эффективности использования основных производственных фондов на предприятии 30

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 118.64 Кб (Скачать документ)
 

     Из  таблицы 2.2 видно, что парк автомобилей - большегрузный (54,1% имеют грузоподъемность от 10 до 15 т) и дизельный (72,5%). Такая структура парка способствует эффективному его использованию. Однако он нуждается в обновлении, так как 86,1% автомобилей служат более 8 лет.

    Анализ  эффективности использования основных средств является важнейшим инструментом деятельности предприятия. Насколько глубоко и детально в предприятии проводится такой анализ, настолько и эффективной, успешной будет финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Проведем анализ эффективности использования основных производственных фондов базового предприятия. Для этого рассчитаем основные (обобщающие) показатели использования основных производственных фондов и рассмотрим их в динамике. Исходные данные представлены в таблице 2.3.  

    Таблица 2.3. Исходные данные

Показатели Года
2003 2004 2005
Среднегодовая стоимость ОПФ, руб. 64121770 54332829 57048165
Выручка от реализации, руб. 12171629 20471390 35024429
Среднегодовая численность работников, ч. 216 241 260
 

    Рассчитываем  первый из показателей использования  основных производственных фондов –  фондоотдачу. Она рассчитывается по формуле 1.2.9: 

    Это означает, что на 1 рубль стоимости  основных производственных фондов в 2003 г. приходилось 0,190 рублей дохода от транспортных услуг.  

    Таким образом, на 1 рубль стоимости основных производственных фондов в 2004 г. Приходилось 0,377 рублей дохода от реализации транспортных услуг. 

    Отсюда  следует, что в 2005 году на 1 рубль  стоимости основных производственных фондов приходилось 0,614 рубля дохода от транспортных услуг.

    Следующий показатель – фондоемкость, которая рассчитывается по формуле 1.2.11: 

    Таким образом, на 1 рубль дохода в 2003 году приходилось 5,268 рубля стоимости основных производственных фондов. 

    Отсюда  видно, что в 2004 году на 1 рубль дохода от транспортных услуг приходилось 2,654 рубля стоимости основных производственных фондов. 

    Это означает, что на 1 рубль дохода от реализации транспортных услуг в 2005 году приходилось 1,629 рублей стоимости основных производственных фондов.

    Третий  показатель – фондовооруженность, которая рассчитывается по формуле 1.2.12: 

    То  есть на одного рабочего в 2003 году приходилось 296860 руб. стоимости основных производственных фондов. 

    Это означает, что в 2004 году на 1 рабочего приходилось 225447 руб. стоимости основных производственных фондов. 

    Таким образом, в 2005 году на 1 рабочего приходилось 219416 руб. стоимости основных производственных фондов.

    Следующий показатель – производительность труда, которая рассчитывается по формуле 1.2.13: 

    Таким образом, в 2003 году производительность труда составила 56350 руб. 

    В 2004 году она составила 84944 руб. 

    В 2005 году – 134709 руб.

    На  основании данных представленных в таблицах 2.4 и 2.5, проведем анализ.

    Таблица 2.4. Фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и производительность труда

Показатели 2003 2004 2005
Фондоотдача 0,190 0,377 0,614
Фондоемкость 5,268 2,654 1,629
Фондовооруженность 296860 225447 219416
Производительность  труда 56350 84944 134709

     

    Таблица 2.5. Абсолютные и относительные отклонения

Показатели Абсолютные  отклонения Относительные отклонения
2004 к 2003 2005 к 2004 2004 к 2003 2005 к 2003
Фондоотдача 0,187 0,237 1,984 3,232
Фондоемкость -2,614 -1,025 0,504 0,309
Фондовооруженность -71413 -6031 0,759 0,739
Производительность  труда 28594 49765 1,507 2,391
 

    Анализ  таблиц 2.4 и 2.5 показывает, что фондоотдача за 3 года возросла в 3,2 раза. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции и реализации услуг (выручка за 3 года выросла в 2,9 раза). Более наглядно динамику фондоотдачи показывает график 2.1.

    График 2.1. Динамика фондоотдачи и фондоемкости

    Повышение фондоотдачи ведет к снижению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на 1 рубль готовой продукции или амортизационной емкости.

    С ростом фондоотдачи фондоемкость должна падать, что и видно из таблицы 2.5: фондоемкость за  3 года уменьшилась также в 3,2 раза. Изменение фондоемкости в динамике показывает изменение стоимости основных производственных фондов на 1 рубль продукции. То есть за 3 года стоимость основных производственных фондов на 1 рубль транспортных услуг уменьшилась в 3,2 раза. Это свидетельствует о более эффективном использовании основных производственных фондов за счет их реструктуризации. Динамика фондоемкости представлена на графике 2.1.

      Фондовооруженность за анализируемые 3 года уменьшилась в 1,35 раза. Это произошло за счет увеличения среднегодовой численности работников на 44 человека и уменьшения среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 7073605 руб. из-за вывода из эксплуатации физически и морально устаревших фондов.

    При этом производительность труда выросла  в 2,4 раза. Это произошло за счет ввода  в эксплуатацию новых транспортных средств и оборудования, роста  фондоотдачи в 3,2 раза и прочих факторов.

    Динамика  фондовооруженности и производительности труда представлена на графике 2.2.

    График 2.2. Динамика фондовооруженности и производительности труда.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  ЗАО ПОГА-1 благодаря росту выручки смогло выделить средства на покупку новых транспортных средств и оборудования и прочих основных производственных фондов, увеличить производительность оборудования, улучшить использование времени, что позволило повысить фондоотдачу. Благодаря росту фондоотдачи продолжался рост выручки, что обеспечивало предприятию дополнительную прибыль. Также благодаря росту фондоотдачи и некоторых прочих факторов увеличилась производительность в 2,4 раза, не смотря на снижение фондовооруженности в 1,35 раза. Это также позволило предприятию и дальше повышать объем выполненных перевозок и, соответственно, прибыль.  
 

   3. Пути повышения  эффективности использования  основных производственных  фондов на предприятии

 

    Чтобы автотранспортному предприятию оставаться конкурентоспособным в условиях рынка, оно должно постоянно стремиться к увеличению эффективности использования основных производственных фондов, что повлечет рост производительности труда и получаемой прибыли.

    Самым важным показателем использования  основных фондов является фондоотдача, так как с увеличением именно этого показателя повышается эффективность  использования всех основных средств.

     Для эффективного использования основных фондов в производственном процессе необходима большая доля активной части основных производственных фондов, тем самым будет достигнута большая фондоотдача. Вместе с тем, недостаточное количество пассивной части основных производственных фондов негативно сказывается на эффективности использования автомобилей и прежде всего на их техническом состоянии и обслуживании. Поэтому, необходимо стремиться к созданию оптимального соотношения между пассивной (стационарной) материально-технической базой предприятия и активной ее частью (подвижным составом), т.е. к оптимальному значению коэффициента технической оснащенности:

                                                                                                                          (3.1)

     где - стоимость основных производственных фондов; - стоимость транспортных средств.

     Коэффициент технической оснащенности АТП обычно находится в пределах 2,1-2,2. Это означает, что удельный вес стоимости транспортных средств, т.е. активной части основных фондов в общей стоимости должен составлять примерно 50. Для анализируемого предприятия коэффициент технической оснащенности равен: 

     Эффективность использования основных производственных фондов существенно зависит от их технического состояния и прежде всего от технического состояния транспортных средств, уровня организации технического обслуживания и ремонта, степени обновления и списания основных фондов и ряда других факторов.

    Для повышения эффективности использования основных производственных фондов необходимо повышение фондоотдачи и снижение фондоемкости продукции, что достигается на основе внедрения достижений научно-технического прогресса. Пути повышения эффективности использования основных фондов автотранспорта зависят от многих факторов деятельности предприятий, которые должны быть приведены в действие в результате активного и творческого отношения к работе инженерно-технических и экономических работников предприятия, а также умелого и эффективного руководства предприятием в целом (схема 3.1.).

Повышение качества и надежности работ по ТО и ремонту а/м  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Улучшение оперативного планирования и аналитической работы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Развитие централизованных перевозок  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Специализация подвижного состава  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Применение  большегрузных а/м, прицепов, автопоездов, поддонов, пакетных и контейнерных перевозок  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внедрение прогрессивных  технологических процессов и  методов работ подрядных бригад  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Улучшение нормирования, учета, отчетности и экономической  работы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные производственные фонды транспортного предприятия, пути и резервы повышения эффективности их использования