Основные производственные фонды транспортного предприятия, пути и резервы повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 02:10, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии и анализ их использования. Предмет изучения – основные производственные фонды, а объектом изучения является автотранспортное предприятие ЗАО «ПОГА-1».

Для осуществления поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

теоритическое изучение понятия «Основные производственные фонды» и показателей их использования;
расчет и анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов на базовом предприятии;
разработка методов улучшения эффективности использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия.

Содержание

Введение 4

1. Понятие и состав основных производственных фондов предприятия. Показатели их использования 6

1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия 6

1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия 15

2. Анализ показателей использования основных производственных фондов на ЗАО ПОГА-1 22

3. Пути повышения эффективности использования основных производственных фондов на предприятии 30

Заключение 36

Список использованной литературы 38

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 118.64 Кб (Скачать документ)

      

    С развитием малого и среднего бизнеса  в отрасли различие в структуре  основных фондов отдельных транспортных предприятий (зависящей не только от величины предприятия, но и от номенклатуры выполняемых им транспортных услуг) углубляется. Так, при расширении объема услуг по хранению и распределению  перемещаемых товаров увеличивается  удельный вес складских помещений, погрузочно-разгрузочных механизмов и других основных фондов, необходимых для обеспечения производства подобных услуг. При выполнении пассажирских перевозок появляется потребность в таких основных фондах, как пункты остановки подвижного состава на маршруте, кассовые помещения, здания для хранения багажа, здания автовокзалов и т.д. [7]

    В зависимости от роли в производственном процессе различают активную и пассивную  части основных производственных фондов. Активные основные фонды – это основные фонды, которые непосредственно участвуют в процессе оказания транспортной услуги. К ним относятся машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты и т.д. Преобладающая часть активных производственных фондов на АТП – автомобили, эксплуатация которых непосредственно определяет объем транспортных услуг. В связи с особым вниманием, которое уделяется оптимизации структуры и проблемам использования активной части основных производственных фондов, выделяют отдельные классы подвижного состава. Так, можно выполнить группировку грузовых автомобилей по типу кузова (бортовые, самосвалы, фургоны, цистерны и т.п.), по грузоподъемности, по сроку эксплуатации; группировку автобусов по пассажировместимости, по длине оси и др.

    Пассивные основные фонды – фонды, создающие  и обеспечивающие нормальные условия  для использования активной части  основных производственных фондов. К  пассивным фондам относятся здания, сооружения, передаточные устройства и инвентарь. Как видно из схемы 1.1.1. их удельный вес в общей структуре основных производственных фондов сравнительно невелик.

    Невысокий уровень механизации ремонтно-обслуживающих  работ в автотранспортных предприятиях определяет относительно небольшой удельный вес машин и оборудования, используемых при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, в структуре основных производственных фондов. Удельный вес этой составляющей существенно снижается, когда АТП при производстве технических воздействий на автомобили пользуется услугами других предприятий. На крупных АТП удельный вес пассивной части основных фондов в их общей структуре, как правило, значительно выше, чем в малых предприятиях, где могут отсутствовать специальное оборудование, закрытые стоянки автомобилей, складские помещения и другое.

    Учет  основных производственных фондов на предприятиях ведется в натуральных  и стоимостных показателях. Учет основных фондов в натуральных единицах необходим для изучения их количественного и качественного состава, определения производственной мощности предприятия, составления баланса машин и оборудования. На каждую единицу основных фондов составляется паспорт, отражающий время постройки или приобретения, техническую характеристику, производственные ремонты, степень износа и использования. Для проверки технического состояния основных фондов в конце года, как правило, создается инвентаризационная комиссия. Поэтому учет и оценка основных производственных фондов в натуральном выражении дает представление об их техническом состоянии.

      Основные фонды измеряются в  различных физических единицах: грузовые автомобили учитываются  числом единиц и количеством  автомобилетонн, автобусы – числом  единиц и количеством автомобилемест, здания гаражей – числом единиц  и количеством автомобилемест  одновременной вместимости.

    Обобщенную  числовую характеристику объема всей совокупности основных фондов получают в стоимостном выражении. Стоимостная  оценка используется при изучении динамики объема основных производственных фондов и их структуры, исчислении размеров амортизации основных фондов. Она  может быть различной в зависимости  от времени и состояния фондов. В зависимости от времени различают  первоначальную, восстановительную  и балансовую стоимость, в зависимости  от состояния – полную и остаточную.

    Полная  первоначальная стоимость – это  сумма, фактически уплаченная за объект при его строительстве или приобретении, с присоединением к ней затрат на доставку и монтаж, а также дополнительных затрат на расширение или модернизацию, сделанные в последующие периоды. По этой оценке основные фонды зачисляются на баланс предприятия. Полная первоначальная стоимость используется при определении суммы амортизации. Данный вид стоимости определяется по формуле:

                                                            (1.1.1.)

    где - цена приобретения, руб.; - затраты на транспортировку, руб.; - стоимость монтажных работ, руб.; - прочие затраты, руб.

    Восстановительная стоимость отражает стоимость воспроизводства  данного вида основных фондов в современных  условиях. Для ее определения проводится специальная процедура – переоценка основных фондов. Целью переоценки являются создание для предприятий  необходимых условий формирования обоснованных накоплений денежных средств  на обновление основных фондов и создание экономически обоснованной исходной стоимостной  базы для оценки имущества в период его приватизации.

    Исходными данными для переоценки являются первоначальная (балансовая) стоимость  основных фондов, определенная по результатам  инвентаризации, и коэффициенты переоценки первоначальной стоимости в восстановительную по группам основных фондов. Таким образом, восстановительная стоимость определяется по формуле:

                                                                                 (1.1.2.)

    где - первоначальная стоимость, руб.; - коэффициент переоценки основных фондов.

    Балансовая  стоимость – это стоимость, по которой основные фонды числятся на балансе предприятия. До переоценки – по первоначальной, после –  по восстановительной.

    Остаточная  стоимость представляет собой разность между балансовой стоимостью основных фондов и суммой их износа:

                                                                                 (1.1.3.)

    где - балансовая стоимость, руб.; - сумма износа, руб.

    Также для характеристики основных производственных фондов на АТП применяются следующие  стоимостные показатели:

  1. Среднегодовая стоимость определяется на основе первоначальной стоимости с учетом ввода и ликвидации основных фондов:

                                                            (1.1.4.)

    где - стоимость введенных основных фондов, руб.; - число месяцев функционирования основных фондов; - ликвидационная стоимость основных фондов, руб.; - количество месяцев функционирования выведенных из эксплуатации основных фондов.

    Среднегодовая стоимость также может быть определена по формуле средней хронологической. Сумма основных фондов предприятия  постоянно меняется. Она может  увеличиваться за счет ввода в  действие новых зданий, сооружений, поступления новых автотранспортных средств. В то же время происходит выбытие фондов из-за физического  и морального износа, передачи или  продажи другим предприятиям. Поэтому  определяют среднюю стоимость (годовую или квартальную).

  1. Стоимость износа – часть стоимости основных фондов, которая уже была перенесена на себестоимость оказанных транспортных услуг за период эксплуатации в виде амортизационных отчислений.
  2. Ликвидационная стоимость – стоимость реализации изношенных или выведенных из эксплуатации отдельных объектов основных фондов (стоимость лома).
  3. Амортизационная стоимость – стоимость, от которой начисляется амортизация (балансовая или остаточная).

   1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия

 

    Учет  и оценка основных фондов позволяют судить об их количественной доли в общем составе элементов предприятия. Суждение же о том, как использование этих фондов (качественная сторона) влияет на изменение экономики и структуры предприятия, можно получить только из рассмотрения показателей. Выделяют несколько групп показателей использования основных производственных фондов:

  • экстенсивные показатели, характеризующие уровень использования основных производственных фондов по времени, - коэффициент использования подвижного состава на линии (коэффициент экстенсивного использования) и коэффициент сменности;
  • интенсивные показатели, характеризующие качественное состояние основных производственных фондов и отражающие уровень их использования по мощности (производительности), - коэффициент интенсивного использования, коэффициент обновления, коэффициент выбытия основных фондов, коэффициент износа и коэффициент годности;
  • обобщающие (интегральные) показатели, учитывающие совокупное влияние всех факторов как экстенсивных, так и интенсивных – фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность и др.

    Рассмотрим  каждый из приведенных выше показателей  подробней.

    Коэффициент использования подвижного состава представляет собой отношение фактического времени работы в часах к плановому фонду рабочего времени:

                                                                                                      (1.2.1.)

    где – коэффициент использования подвижного состава; - фактическое время работы за определенный период, ч; - плановый фонд рабочего времени за тот же период, ч.

    Плановый  фонд времени определяется временем в часах, в течение которого подвижной  состав или оборудование должны работать по плану, с учетом минимально необходимого времени для проведения планово-предупредительного ремонта.

    Коэффициент сменности () характеризует экстенсивное использование оборудования (подвижного состава) и показывает, сколько смен отработала единица оборудования. Он определяется как отношение времени работы подвижного состава или оборудования в сутки () к нормативному времени работы в одну смену ():

                                                   .                                                 (1.2.2.)

    Коэффициент интенсивного использования  () основных производственных фондов характеризует степень их использования за 1 час работы и определяется по формуле:

                                                                                                    (1.2.3.)

    где - фактическая выработка в единицу времени; - нормативная выработка в единицу времени (определяется на основе технического паспорта).

    Коэффициент обновления () характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей и определяется как отношение стоимости введенных основных фондов за отчетный период () к общей стоимости основных фондов за отчетный период () по состоянию на конец года:

                                                 .                                                (1.2.4.)

    Коэффициент выбытия основных фондов () характеризует интенсивность выбытия основных фондов. Он равен отношению стоимости выбывших основных фондов () к их общей стоимости на начало отчетного периода ():

                                                                                                (1.2.5.)

Информация о работе Основные производственные фонды транспортного предприятия, пути и резервы повышения эффективности их использования