Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 02:10, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является изучение основных производственных фондов на автотранспортном предприятии и анализ их использования. Предмет изучения – основные производственные фонды, а объектом изучения является автотранспортное предприятие ЗАО «ПОГА-1».
Для осуществления поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
теоритическое изучение понятия «Основные производственные фонды» и показателей их использования;
расчет и анализ показателей эффективности использования основных производственных фондов на базовом предприятии;
разработка методов улучшения эффективности использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия.
Введение 4
1. Понятие и состав основных производственных фондов предприятия. Показатели их использования 6
1.1. Понятие и состав основных производственных фондов автотранспортного предприятия 6
1.2. Показатели использования основных производственных фондов автотранспортного предприятия 15
2. Анализ показателей использования основных производственных фондов на ЗАО ПОГА-1 22
3. Пути повышения эффективности использования основных производственных фондов на предприятии 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Коэффициент износа () показывает, какая часть стоимости основных производственных фондов уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень изношенности имеющихся на предприятии фондов и определяется отношением суммы износа к балансовой стоимости основных фондов :
Коэффициент годности () характеризует неизношенную часть основных фондов и исчисляется делением балансовой стоимости, уменьшенной на сумму износа, на балансовую стоимость основных фондов. Он может быть получен вычитанием из единицы коэффициента износа:
Фондоотдача характеризует доход или объем транспортных услуг, приходящиеся на 1 руб. стоимости основных производственных фондов. Она может быть рассчитана как в натуральном, так и в денежном выражении.
В денежном выражении фондоотдача определяется отношением годового объема продаж транспортных услуг (дохода) Д к среднегодовой стоимости основных фондов , используемых при производстве этих услуг:
Уровень фондоотдачи часто оценивают в процентах. В этом случае показатель , приведенный выше, умножается на 100%.
Фондоотдача в денежном выражении в значительной мере зависит от уровня цен на подвижной состав, оборудование и другие основные фонды, а также тарифов на перевозки. Поэтому при ее расчете следует учитывать данный фактор и пользоваться сопоставимыми ценами и тарифами.
Таким образом, при расчете показателя фондоотдачи в денежном выражении реализуется основной принцип оценки экономической эффективности – сравнение затрат, вкладываемых в производство транспортных услуг, с результатами, получаемыми автотранспортным предприятием. Заметим, что этот принцип используют для оценки эффективности всех видов ресурсов предприятия [интернет].
Фондоотдача определяется также и в натуральном выражении. В этом случае объем транспортных услуг, производимых предприятием, измеряют числом тонн (тонно-километров) или пассажиров (пассажиро-километров), или другими натуральными показателями. Например, при измерении объема продукции в тоннах перевезенного груза () фондоотдача может быть определена следующим образом:
Фондоотдача – важнейший обобщающий показатель использования основных фондов. В общем виде она свидетельствует о том, насколько эффективно используются подвижной состав, производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование – все без исключения группы основных фондов. Уровень и динамика фондоотдачи характеризуются совокупным влиянием технических, технологических, организационных и экономических факторов – с одной стороны, формирующих масштабы, техническое и технологическое совершенство и уровень использования основных производственных фондов, а с другой стороны, определяющих объем и структуру производства (тарифы, объем перевозок) [1]. Таким образом, к факторам роста фондоотдачи можно отнести повышение производительности подвижного состава и оборудования; повышение коэффициента сменности работы оборудования; улучшение использования времени и мощности; ускорение освоения вновь вводимых мощностей; замена ручного труда машинным и др.
Величина, обратная фондоотдаче, называется фондоемкостью транспортных услуг. Она показывает стоимость основных производственных фондов, приходящуюся на единицу произведенной продукции (услуг):
Так как фондоемкость – это показатель, обратный фондоотдаче, то при увеличении фондоотдачи соответственно снижается фондоемкость.
Фондовооруженность характеризует степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами и рассчитывается путем деления их стоимости на число работающих на предприятии ():
Эта величина должна непрерывно увеличиваться, так как от нее зависит техническая вооруженность, а, следовательно, и производительность труда.
Производительность труда, в свою очередь, рассчитывается по следующей формуле:
где – производительность труда, руб/чел; – выручка от реализации, руб.; – среднегодовая численность работников.
Производительность
труда характеризует
Большое значение в условиях рыночных отношений имеет оценка эффективности использования основных производственных фондов с помощью рентабельности (R), получаемой как отношение прибыли предприятия (П) к стоимости фондов:
Обобщающие показатели обычно применяются с целью определения общего уровня (эффективности) использования основных фондов АТП. Чтобы эта характеристика была достаточно достоверной, необходимо:
Перечисленные выше показатели дают лишь общее представление об уровне и тенденциях использования основного капитала автотранспортного предприятия. Даже в том случае, когда оценка выполняется по отношению к подвижному составу (как активной части основных фондов), она является усредненной и поэтому не позволяет принять конкретные управленческие решения, направленные на полное использование основных средств. Такие решения могут быть приняты на основе более детального анализа, когда для оценки использования каждого вида основных фондов применяют частные показатели, сформированные с учетом функционального назначения этого вида.
Так, использование автомобилей может быть оценено коэффициентом их выпуска на линию; соотношением времени нахождения их в наряде и времени движения; величиной выработки в натуральных единицах транспортной продукции, приходящейся на одну среднесписочную автотонну (на один местокилометр), и др. При этом можно разделить общую совокупность показателей на две группы:
Использование
производственных зданий может быть
охарактеризовано такими показателями,
как степень полезного
Использование ремонтного оборудования, оргтехники, технических устройств (например, канав для осмотра автомобилей) может быть оценено при помощи ряда частных показателей, позволяющих определить, какую часть из нормативного времени работы эти основные фонды действительно работают и насколько они загружены во время работы с позиций их номинальных технических характеристик.
На
основе информации о величине и динамике
частных показателей принимают
управленческие решения по приоритетным
направлениям в области эффективного
использования основных фондов АТП.
ЗАО ПОГА-1 – компания, занимающаяся автомобильными перевозками, которая стабильно работает и является одной из крупнейших транспортных организаций [6].
Состав
и структура основных фондов ЗАО ПОГА-1в
2005 г. представлены ниже в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Состав и структура основных фондов ЗАО ПОГА-1 в 2005 году
Виды фондов | Стоимость основных фондов, руб. | Структура,% |
Здания | 11128914 | 20,40 |
Сооружения | 11386376 | 20,90 |
Машины и оборудование | 2472985 | 4,50 |
Транспортные средства | 27370276 | 50,30 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 25165 | 0,05 |
Прочие основные фонды | 2058723 | 3,80 |
Итого | 54442439 | 100 |
Как видно из таблицы 2.1, в составе основных фондов в 2005 г. наибольшую долю занимают транспортные средства (50,3%), здания (20,4%) и сооружения (20,9%). Так как транспортные средства имеют наибольший удельный вес в структуре основных производственных фондов ЗАО ПОГА-1 (как и у любого другого автотранспортного предприятия), то стоит рассмотреть структуру подвижного состава по различным признакам, которая представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Структура подвижного состава ЗАО ПОГА-1 в 2005 году
Вид подвижного состава | Структура |
Структура подвижного состава по грузоподъемности | |
До 1,5 т | 0,0% |
свыше 1,5 до 5,0 т | 0,9% |
свыше 5,0 до 7,0 т | 19,8% |
свыше 7,0 до 10,0 т | 23,9% |
свыше 10,0 до 15,0 т | 54,1% |
Более 15,0 т | 1,4% |
Итого | 100% |
Структура подвижного состава по видам топлива | |
Бензиновые | 4,1% |
Дизельные | 72,5% |
Газодизельные | 5,9% |
Газ сжатый | 16,2% |
Газ сжиженный | 1,4% |
Итого | 100% |
Структура подвижного состава по времени использования | |
До 2-х лет вкл. | 0,0% |
Свыше 2 лет до 5 лет вкл. | 3,6% |
Свыше 5 лет до 8 лет вкл. | 10,4% |
Свыше 8 лет до 10 лет вкл. | 36,5% |
Свыше 10 лет до 13 лет вкл. | 23,0% |
Свыше 13 лет | 26,6% |
Итого | 100% |