Осоособенности учета затрат и калькулирования себестоимости в сельскохоз отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что учет, контроль затрат и калькулирование себестоимости продукции являются в настоящее время объективно необходимыми процессами при управлении производством. Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается труд, используются средства труда, а также предметы труда. Все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты учета затрат и калькулирования себестоимости сельскохозяйственного производства……………………...
. Сущность калькулирования и распределения затрат…………...
1.2. Общая схема учета затрат в сельскохозяйственных предприятиях…………………………………………………………...

6
6

12
Глава 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования на ОАО ПФ «Сибирская губерния».……………………………………………
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО ПФ «Сибирская губерния»……………………………………...
2.2. Калькуляция себестоимости продукции ОАО ПФ «Сибирская губерния» и анализ затрат на производство………………………….

17

17

20
Глава 3. Рекомендации по снижению затрат и себестоимости на ОАО ПФ «Сибирская губерния»..…………………………………………………

27
Заключение……………………………………………………………………
34
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Особенности учета затрат и калькулирования себестоимости в сельскохоз отрасли2.doc

— 312.50 Кб (Скачать документ)

Это вызывается главным  образом двумя причинами. Во-первых, в состав себестоимости входят затраты  прошлых и будущих отчетных периодов, которые непосредственно не связаны с реальными издержками времени калькулирования и функционально от них не зависят. Во-вторых, слагаемые комплексных расходов определяются различными переменными величинами, процесс их формирования является стохастическим. Калькуляционные расчеты на базе анализа стохастических зависимостей реальны на практике лишь в условиях применения электронных вычислительных машин. Такой анализ необходим при определении степени комплексности отдельных статей расхода и обосновании базиса их распределения. Содержание, полнота и точность калькулирования во многом определяются назначением и характером использования калькуляционных расчетов. Проектно-сметные, технические, плановые, нормативные, отчетные и трансфертные калькуляции различаются не только по назначению, но и по степени приближения к реальным затратам. Все виды калькуляций, кроме отчетной и трансфертной, основываются на предполагаемых издержках и объеме выпуска продукции. Амплитуда их отклонений от фактической себестоимости может быть различной. Для проектно-сметных и технических калькуляций она, как правило, выше, чем для плановых и нормативных, что объясняется большей приближенностью проектно-сметных и технических расчетов. Основное их назначение состоит в том, чтобы исчислить экономическую эффективность изготовления планируемых к выпуску изделий или предстоящего обновления эксплуатируемой техники. Из-за недостаточной определенности конкретных условий производства большинство расчетных параметров для калькулирования себестоимости в этих случаях ориентировочны. Плановые и нормативные калькуляции служат для контроля экономичности производства тех или иных видов продукции, являются своего рода эталоном затрат на их изготовление и реализацию.2

Они более детально и  полно учитывают реальные условия  производства объем сбыта, основываются на конкретных технологических процессах, заранее установленных нормативах и сметах прямых и косвенных расходов. Калькулирование фактической себестоимости занимает особое место в системе экономических расчетов на предприятии. Оно призвано отразить действительные издержки изготовления и сбыта определенных видов продукции. Отчетная калькуляция служит базой для оценки фактической эффективности принимаемых решений по управлению и организации производства, средством контроля за выполнением плана по себестоимости, изыскания резервов ее снижения.

1.2. Общая схема учета затрат в сельскохозяйственных предприятиях

Соответственно классификации  затрат в бухгалтерском учете  и выделяются счета для учета  затрат в сельскохозяйственных предприятиях. В целом для учета затрат различных видов предназначены следующие группы счетов: счета учета затрат основного производства, счета учета затрат по организации и руководству производством, счета учета затрат вспомогательных производств, счета учета затрат обслуживающих производств и хозяйств, счета для учета затрат по управлению предприятием в целом, счета учета затрат по сбыто-снабженческой деятельности, счета учета затрат на капитальные вложения, счета учета прочих расходов. В действующем плане счетов эта классификация отражена следующим образом.3

Затраты основного производства учитываются на счете 20 того же наименования. В зависимости от степени специализации  основного производства строится система  субсчетов по счету 20: в узкоспециализированном производстве это может быть только один субсчет, совпадающий с наименованием счета; в многоотраслевых производствах субсчета выделяются по каждой отрасли основного производства. В сельскохозяйственных предприятиях, которые в основной своей массе являются мноогоотраслевыми, по счету 20 выделяются следующие субсчета:

20-1 "Растениеводство", 20-2 "Животноводство", 20-3 "Промышленное  производство". В пределах других  предприятий агропромышленного  комплекса могут открываться  и другие субсчета.

Затраты по организации  и руководству производством учитывают на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Общепроизводственные расходы – это расходы по организации и руководству конкретными процессами производства в соответствующих подразделениях (цехах, отраслях предприятия), поэтому их с полным правом считают расходами в сфере производства и распределяют на объекты учета затрат основного производства в пределах соответствующих субсчетов. Например, в сельском хозяйстве общепроизводственные расходы по растениеводству распределяют на объекты учета затрат по счету 20, но только по аналитическим счетам субсчета 20-1 "Растениеводство" и т. д.

Затраты вспомогательных  производств учитывают на счете 23 того же наименования, по которому открывают  субсчета по конкретным видам вспомогательных  производств: ремонтные мастерские, ремонт зданий и сооружений, автомобильный транспорт, водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и т. п. По каждому виду вспомогательных производств учитывается выполненная работа и произведенные затраты, которые в установленном порядке ежемесячно относятся на счета потребителей: на основное производство, а частично на продажи и другие виды деятельности.

Затраты по обслуживающим  производствам и хозяйствам учитывают  на счете 29 того же наименования. По счету 29 открывают, субсчета по видам обслуживающих производств и хозяйств: жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия общественного питания, производства бытового обслуживания населения, детские дошкольные учреждения, учреждения культурно-бытового назначения, прочие производства и хозяйства. Аналитический учет строится по конкретным видам обслуживающих производств и видам деятельности. Затраты по управлению предприятия в целом учитывают на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Как уже отмечалось выше, эти расходы связаны с управлением всеми видами деятельности предприятия, т. е. они значительно выходят за рамки расходов по производству. Однако в целях упрощения учета их распределяют на объекты учета основного производства. В этом специфика данных видов расходов.

Затраты в сфере обращения по сбыто-снабженческим операциям учитываются на разных счетах в зависимости от видов расходов. Расходы по сбытовой деятельности учитывают на счете 44 "Расходы на продажу" по видам затрат: содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи, расходы на рекламу, расходы по погрузке, разгрузке и транспортировке продукции, комиссионные расходы, содержание помещений по продаже продукции, оплата труда продавцов и т. п.

Расходы по снабженческой  деятельности: транспортно-заготовительные расходы, оплата тарифа и фрахта, затраты по содержанию помещений в местах заготовления (приобретения) материалов, комиссионные расходы и т. п. учитывают либо на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", либо непосредственно относят на счета учета материальных ценностей с распределением их пропорционально расходу материалов по различным каналам их использования.

Затраты на капитальные  вложения учитывают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" с отнесением на субсчета по видам капитальных вложений. В пределах субсчетов аналитический учет строится по конкретным видам затрат по капитальным вложениям (например, в строительстве – по каждому объекту и конкретным статьям затрат, при приобретении основных средств – по каждому приобретаемому объекту и т. д.). Накладные расходы, учтенные на отдельном субсчете, распределяют на конкретные объекты строительства.

Прочие расходы на целевые мероприятия, по исправлению  брака в производстве, осуществляемые в счет будущих периодов, учитывают  на соответствующих счетах по принадлежности: 86 "Целевое финансирование", 28 "Брак в производстве", 97 "Расходы будущих периодов".

Рассмотренная классификация  производств и затрат учитывается  и при построении соответствующих  регистров бухгалтерского учета. На основании первичных документов соответствующие затраты накапливаются в журналах учета затрат и накопительных ведомостях, итоги из которых переносятся в регистры аналитического учета. Синтетический учет затрат при журнально-ор-дерной форме учета ведется в журнале-ордере 10, из которого после сверки данных с регистрами по корреспондирующим счетам итоги оборотов переносят в Главную книгу. В результате приходится вести много учетных регистров и итоги из одного регистра переносить в другой, пока не будет обеспечен выход на Главную книгу. Таким образом, несмотря на то что обеспечена довольно стройная система классификации затрат, учет остается громоздким.

Только в условиях автоматизации учета на базе компьютеров  создается возможность полностью  реализовать преимущества четкой классификации производств и затрат в довольно простой и стройной системе учета: затраты из документов переносятся в соответствующие массивы исходной информации, которая после преобразования формируется в массивы выходной информации с распечаткой данных по заданным параметрам.

Сводный учет по счетам производственных затрат и основной группе корреспондирующих  с ними счетов при журнально-ордерной форме учета ведут в журнале-ордере № 10-АПК. В этом журнале-ордере в  сводном виде ведут учет по следующим  синтетическим счетам: 02, 05, 10, 15, 16, 20-29, 40, 44, 69, 70, 94, 96,97.

Журнал-ордер № 10-АПК  открывается, как правило, на месяц. Для аналитического учета к журналу-ордеру ведут сводные лицевые счета (производственные отчеты), а при необходимости–и ведомости аналитического учета. Все хозяйственные операции в журнале-ордере систематизируют по кредиту включенных в него счетов в корреспонденции с дебетом взаимосвязанных счетов. Это обеспечивает по каждому счету выявление затрат на производство по статьям (элементам) и фактической себестоимости продукции (работ, услуг) непосредственно по учетным данным, т.е. в системе счетов бухгалтерского учета без дополнительных выборок. В случае если по данному счету имеются затраты со счетов, не включенных в журнал-ордер № 10-АПК (например, подотчетные суммы со счета 71, суммы платежей поставщикам со счета 60 и др.), то они все равно отражаются в отдельной графе как суммы оборотов, относящихся к счетам затрат на производство, прошедшие по другим журналам-ордерам. Следовательно, в Главную книгу эти суммы попадут из других журналов-ордеров (№ 6-АПК, 7-АПК и т. п.), но как составляющие затрат на производство они будут отражены и в журнале-ордере № 10-АПК.

В журнале-ордере № 10-АПК  в разрезе каждого из включенных в него счетов для отражения операций по кредиту счета отводится соответствующая графа, а для фиксирования этих сумм по дебету корреспондирующих счетов – соответствующие строки. В итоге на каждом пересечении графо-строк записанная сумма отражает полную корреспонденцию операции (по дебету и кредиту соответствующих счетов). Такой порядок обеспечивает большую аналитичность информации, включенной в журнал-ордер.

Данные журнала-ордера № 10-АПК переносят в Главную  книгу в два этапа. Вначале  записывают итоги кредитовых оборотов по каждому счету (т. е. итоги соответствующих граф по вертикали). Затем по каждой строке (по каждому счету) переносят в Главную книгу дебетовые обороты с разбивкой по корреспондирующим счетам. Таким образом, соблюдается общий принцип записей в Главную книгу: кредитовые обороты – в целом по счету, дебетовые – с расчленением по корреспондирующим счетам.

Следовательно, в журнале-ордере № 10-АПК в отличие от других журналов-ордеров  дебетуемые счета отражаются по горизонтали, а данные по кредиту счетов - по вертикали. Это связано с тем, что данный журнал-ордер включает свыше 20 счетов, с которыми по дебету корреспондирует несколько десятков счетов. Поэтому отражать дебетовые обороты по вертикали, как это делается в других журналах-ордерах (к тому же с разбивкой по подразделениям хозяйства), было бы весьма неудобно. Это привело бы к значительному усложнению регистра за счет резкого увеличения числа вертикальных граф при сравнительно небольшом количестве (немногим более 20) горизонтальных строк. В целом ведение учета в объединенном журнале-ордере № 10-АПК является весьма эффективным и более предпочтительным по сравнению с разъединенными журналами-ордерами, которые применялись ранее.

 

Глава 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования на ОАО ПФ «Сибирская губерния»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО ПФ «Сибирская губерния»

ОАО ПФ «Сибирская губерния»  создано как самостоятельное  предприятие в 1983 году. Первоначальное название- птицефабрика «Хакасская». В 1986 году птицефабрика реорганизована в совхоз «Подсиненский». В 1992 году совхоз, на основании Постановления Правительства № 86, был реорганизован в акционерное общество открытого типа АК «АЛКОМ». После принятия закона «Об акционерных обществах» название предприятия уточнено как ОАО «ПФ Сибирская губерния». Общество зарегистрировано в администрации Алтайского района. В 2003 году предприятие сменило наименование на ОАО «ПФ Сибирская Губерния». Уставный капитал предприятия составляет 1303тыс. руб. ОАО ПФ «Сибирская губерния» находится в зоне резко континентального климата с жарким коротким летом и длительной холодной зимой. Самый холодный месяц – январь, со среднемесячной температурой: –25-28 С., самый теплый месяц июль, со среднемесячной температурой +19Со (максимальная температура +30 Со).

От состояния материально-технической  базы зависит деятельность предприятия. В соответствии с действующими нормативными документами основные средства организации  представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ (услуг) либо для управления организацией и действующая в натуральной форме.

На предприятии ОАО ПФ «Сибирская губерния» наибольшую долю затрат составляет кормовая база. Поэтому от обеспеченности предприятия кормами зависит его дальнейшая деятельность.

Информация о работе Осоособенности учета затрат и калькулирования себестоимости в сельскохоз отрасли