Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:56, курсовая работа
Цель работы – проанализировать рынок платины и его конкурентную среду с учетом отраслевых и региональных особенностей и принятия решений в области выбора стратегии развития компании в условиях данного рынка и динамики изменений внешней среды.
Введение 3
Глава I. Конкурентный анализ рынка МПГ 5
1.1. Анализ макросреды с помощью STEP-анализа 5
1.2. «Детерминанты» национального ромба и рынок по М.Портеру 14
1.3. Отраслевой конкурентный анализ рынка медной промышленности 16
1.3.1. Фаза жизненного цикла отрасли 16
1.3.2.Основные экономические характеристики отрасли 18
1.3.3. Движущие силы развития, влияние пяти сил конкуренции 19
1.3.4. Ключевые факторы успеха отрасли 24
1.3.5. SWOT-анализ 26
1.3.6. Общая конкурентная привлекательность отрасли 29
1.4. Конкурентный анализ деятельности фирм в отрасли 30
1.5. Анализ возможностей применения базовых и бизнес-стратегий в отрасли 33
Глава II Проектная часть 35
Заключение 39
Список литературы 41
Как и для любого рынка, на мировой рынок платины влияет ряд факторов и тенденций.1
Факторы подразделяются по мере их значимости и влияния на отрасль.
Поскольку наша планета ограничена в ресурсах, а платину добывают не так много стран, к важнейшим факторам первого порядка мы в первую очередь отнесём объёмы добычи и запасов. Развитие НТП также весомо влияет на рынок, так как улучшенное оборудование, новые технологии способствуют улучшению способов добычи и качественной обработке. Не маловажным фактором первого порядка на данном рынке является соотношение спроса и предложения, ведь этот метал не есть товаром необходимым для жизнедеятельности, откуда вытекает ещё один фактор- это уровень жизни населения, поскольку спрос на этот драгоценный металл будет существовать до тех пор, пока общество может себе это позволить исходя из своих финансовых возможностей.
Также важным фактором являются политические конфликты и кризисы, которые соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса. Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. К факторам так называемого второго порядка мы можем отнести активность торговых площадок, стихийные бедствия, а так же ликвидность и доступность денег.
На данный момент на рынке платины выделяются следующие тенденции:
Рынок платины близок к сбалансированности, однако брутто-спрос на платину для ювелирного сектора подлежит снижению, но в свою очередь вырос спрос в промышленном секторе. Спрос на физический метал в инвестиционных целях не изменился;
Ежегодно в мире добывается более 180 тонн платины. В 2010 году добыча платины в мире снизилась незначительно на 0,2% до 185,5 тонн. 2(Рис.1). Крупнейшим продуцентом данного вида сырья согласно рейтингам по запасам является Южная Африка, которая занимает около 74% в мировой добыче. Отметим также, что Южная Африка снизила добычу платины на 2% в 2010 году до уровня 138 тонн. В стране действуют 11 горнодобывающих предприятий, включая 2 карьера на рудниках Пандора (юго-западный сектор Бушвельд-ского района) и Сандслут (северный сектор). Добыча МПГ и платины осуществляется рядом крупных компаний («Aquarius Platinum», «Potgietersrust Platinum», «Impala Plati-пит» и др.), которые объединены в группы «Amplats», «Lonrho» и «Gencor».
Кроме того достаточно заметными продуцентами платины в мире являются Россия, с долей в мировой добыче 14% .В России добыча платиноидов составляет 70—80 т. Добыча их осуществляется на медно-никелевых рудниках Норильско-Талнахского района, Печенги и Мончегорска, отчасти на Урале. В незначительных количествах платину извлекают из россыпей Корякского нагорья на Камчатке, а также на месторождении Кондер в Хабаровском крае.
Что касается других стран, то Зимбабве 5%, Канада – 3%, США – 2% и Колумбия с долей 4% от мировой добычи платины. Отметим также, что Россия увеличила добычу платины на 4% в 2010 году до уровня 26,3 тонн.
Наиболее значимыми отраслевыми характеристиками, оказывающими влияние на конкурентные позиции фирм, работающих в них, являются характеристики, приведенные в таблице 5 (выделены Томпсоном и Стриклендом).
Таблица 5
Основные экономические характеристики отрасли
Параметры |
Характеристика |
Емкость рынка |
27 тыс.тонн |
Масштаб конкуренции (глобальная, группа стран, национальная, локальная) |
Конкуренция – региональная, между странами |
Структура собственности, наличие иностранного капитала |
Частная собственность, государственное участие и привлечение иностранного капитала |
Темпы роста и стадия развития отрасли |
Темп роста 5 %; стадия развития – зрелость |
Число конкурентов |
Региональные конкуренты: Артель старателей «Амур»-3,7 тонны в год |
Число потенциальных покупателей и их размер |
Самые крупные отрасли потребления
(автомобильная отрасль и |
Легкость входа и выхода в отрасль |
Высокие барьеры для входа существуют в форме потребностей в капитале для строительства нового предприятия и монополизация отрасли фирмой «Норникель» |
Возможность получения «эффекта масштаба» в производстве, маркетинге, транспортировке |
Умеренная. Все компании имеют практически одинаковые производственные затраты, а эффект масштаба возникает при отгрузке нескольких вагонов одному потребителю и при покупке больших партий сырьевых материалов. |
Потребность в капитале |
Высокая |
Степень дифференциации продуктов (услуг) в отрасли |
Высокая, так как платина во многих отраслях используется в разной форме. |
Технологические, продуктовые, маркетинговые инновации в отрасли |
Не хватает скорости добычи платины и разработки новых инновационных технологий |
С точки зрения каждого отраслевого рынка существуют движущие и противодействующие силы развития деятельности в отрасли, связанные с характером и направленностью отраслевых изменений. В качестве возможных движущих сил, определяющих деятельность организаций в отрасли, М. Портер предложил рассматривать силы, представленные в таблице 6.
Выявим основные движущие силы, определяющие развитие рынка медной промышленности.
Таблица 6
Движущие силы развития в отрасли
Движущие силы (по Портеру) |
Характер влияния в отрасли |
Перспективы будущего влияния |
Важность для отрасли |
1 Изменения в долгосрочных |
Отрасль развивается и в долгосрочной перспективе и возможные изменения не намечаются |
В данной отрасли стабильность является ключевым фактором |
важно |
2. Изменение в составе |
Спрос изменяется с появлением новых тенхнологий и отраслей применения платины |
В будущем возможно изменение спроса |
Важно |
3. Обновление продукта |
Обновление продукта связано с появлением новых технологий, для медицинских целей. Соединения платины (преимущественно, тетрахлорплатинаты) применяются, как цитостатики («цис-платина»). Однако в настоящее время имеются более эффективные противораковые лекарственные средства. |
В будущем спрос может расти |
Важно |
4. Технологические изменения |
Разработка новых |
В будущем дальнейшее внедрение новых технологий |
Важно |
5. Маркетинговые инновации |
Постоянное использование |
Рост спроса |
Важно |
6. Вход или выход крупных фирм |
Средний |
усиление конкуренции |
Важно |
7. Доступность технических ноу- |
Высокая |
Ситуация не изменится |
Важно |
8. Изменения в издержках и |
Высокие издержки на развитие технологий производства . |
Ситуация меняется в благоприятную сторону для производителей, так спрос на медь растет во всем мире |
важно |
9. Изменения в государственной политике и регулировании |
Поддержка государства, субсидии и дотации в данную отрасль значительно упростят развитие отрасли Гарантия со стороны государства по кредитам |
Государство в дальнейшем планирует поддержку цветной металлургии |
Важно |
10. Уменьшение неопределенности и риска |
Уменьшение неопределенности и риска зависит от политической и экономической ситуации в стране |
Данная ситуация непредсказуема в России в перспективе |
Важно |
Соперничество между продавцами: фирмы-конкуренты примерно равны по своим размерам и объемам производства, они находятся примерно в равных условиях; отрасль представляет собой малочисленную группу, каждый из которых имеет сильные позиции на рынке; все фирмы данной отрасли придерживаются стратегии полной загрузки производственных мощностей, что снижает постоянные издержки, потому что они делятся на большее число изделий.
Вывод: конкуренция умеренна, так как большинство фирм получают приемлемую прибыль.
Данная отрасль требует технологически сложного оборудования и навыков, которые новичкам не всегда просто приобрести; потребители проявляют верность к уже существующим маркам, которых не так много; необходимы значительные денежные средства, чтобы успешно обосноваться на рынке Экспорт контролируется Минфином и Правительством РФ.
Вывод: существуют высокие барьеры входа на рынок.
Конкурентная сила поставщиков. Поставщики не являются весомой конкурентной силой, так как они конкурируют между собой, чтобы заключить договор поставки с таким мировым гигантом, как «Норильский никель».
Конкурентная сила покупателей. Покупатели, как и поставщики, не являются весомой конкурентной силой. Компания «Норильский никель» проводит ежегодные тендеры, победители которых напрямую закупают металл у компании.
Вывод: конкурентная стратегия компании «Норильский никель» тем эффективнее, чем больше она обеспечивает защиту от пяти конкурентных сил.
Таблица 7
Влияние пяти сил конкуренции в отрасли
№ п/п |
Факторы конкуренции |
Сила влияния |
Прогноз изменения |
1. Ситуация в отрасли | |||
1.1 |
Число и мощность компаний, конкурирующих на рынке |
сильное |
Без изменений |
1.2 |
Изменение платежеспособного спроса |
не проявляется |
Без изменений |
1.3 |
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
сильное |
Без изменений |
1.4 |
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого |
сильное |
Без изменений |
1.5 |
Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) |
высокие |
Без изменений |
1.6 |
Барьеры проникновения на рынок |
высокие |
Без изменений |
1.7 |
Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) |
средние |
Без изменений |
1.8 |
Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
слабое |
Без изменений |
1.9 |
Привлекательность рынка данного продукта |
высокая |
Без изменений |
2. Влияние потенциальных | |||
2.1 |
Трудности входа на отраслевой рынок |
среднее |
Без изменений |
2.2 |
Доступ к каналам распределения |
среднее |
Без изменений |
2.3 |
Отраслевые преимущества |
высокие |
Без изменений |
3. Влияние поставщиков | |||
3.1 |
Уникальность канала поставок |
сильное |
Без изменений |
3.2 |
Значимость покупателя |
слабое |
Без изменений |
3.3 |
Доля отдельного поставщика |
сильное |
Без изменений |
4. Влияние покупателей | |||
4.1 |
Статус покупателей |
Слабое |
Без изменений |
4.2 |
Значимость товара у покупателя |
слабое |
Без изменений |
5. Влияние товаров-заменителей | |||
5.1 |
Цена |
сильное |
Без изменений |
5.2 |
Стоимость "переключения" |
низкое |
Без изменений |
5.3 |
Качество основного товара |
сильное |
Без изменений |
Ситуация в отрасли
В целом рынок является стабильным, с растущим спросом и большими потенциальными возможностями.
Различные компании предлагают схожий по качеству товар, но более низкого качества;
На рынке существует крупный лидер и принятие агрессивных стратегий не осуществляется. Высокие выхода с рынка усиливают конкуренцию между предприятиями.
Влияние потенциальных конкурентов
Высокие
барьеры проникновения на рынок
(высокие затраты на достижение эффективного
масштаба производства, противодействие
предприятий отрасли, ограничение
доступа к каналам
Влияние поставщиков
Удаленность сырьевых баз, наличие ограниченного количества поставщиков сырья говорит о зависимости от поставщиков.
В перспективе данная ситуация не изменится.
Влияние покупателей
Постоянные покупатели и постоянный продукт (например на лекарственные препараты оказывает благоприятное воздействие на отрасль. Ситуация останется стабильной и в перспективе.
На рынке нет благоприятных факторов, определяющих уровень конкуренции, существует сильное влияние конкурентов, удаленность сырьевых баз, затратность поставок медного лома.
К факторам,
усиливающим уровень
Прогноз изменения факторов конкуренции показывает, что в основном в ближайшей перспективе ситуация не изменится.
.
Ключевые факторы успеха (КФУ) – это факторы, необходимые организациям для конкуренции в отрасли, составляющие основу успеха в отрасли, КФУ меняются во времени, различны на разных стадиях жизненного цикла отрасли. Ключевые факторы успеха различаются также внутри отрасли по отношению к конкретным рынкам.
Компании, обладающие адекватным пониманием основных факторов успеха, приобретают устойчивое конкурентное преимущество в результате согласования стратегии с основными факторами успеха в отрасли и приложения максимума усилий к тому, чтобы следовать этим факторам более последовательно, чем конкуренты.
Рассмотрим ключевые факторы успеха на рынке платины (таблица 8).
Информация о работе Перспективы и стратегии рынка платиноидов