Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:13, курсовая работа
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
В процессе анализа трудовых ресурсов изучается:
обеспеченность рабочих мест персоналом в требуемом для производства профессиональном и квалификационном составе
использование рабочего времени в процессе производства;
Введение
3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА
4
1.1.
Оценка персонала как важный элемент системы управления трудовым коллективом
4
1.2.
Кадровая политика и система управления персоналом
11
1.3.
Определение численности отдельных категорий работников
13
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
19
2.1.
Анализ численности, состава и движения работающих на предприятии
19
2.2.
Анализ использования рабочего времени
20
2.3.
Анализ производительности труда
22
2.4.
Анализ фонда заработной платы
24
РАЗДЕЛ 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ
26
3.1.
Зарубежный опыт формирования и использования трудового потенциала фирмы
26
3.2.
Резервы улучшения использования средств на оплату труда
32
Заключение
15
Частное высшее учебное заведение
«Крымский институт экономики хозяйственного права»
Экономический факультет Кафедра экономики предприятия
Курсовая работа
по дисциплине «Планирование и контроль»
на тему: «Планирование фонда оплаты труда»
Выполнил: Шевчук И.
Студент 5 курса группы _______
Научный руководитель: преподаватель Демарецкая С.В.
Симферополь, 2012
15
Содержание:
Введение | 3 | |
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА |
4 | |
1.1. | Оценка персонала как важный элемент системы управления трудовым коллективом |
4 |
1.2. | Кадровая политика и система управления персоналом | 11 |
1.3. | Определение численности отдельных категорий работников | 13 |
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ |
19 | |
2.1. | Анализ численности, состава и движения работающих на предприятии |
19 |
2.2. | Анализ использования рабочего времени | 20 |
2.3. | Анализ производительности труда | 22 |
2.4. | Анализ фонда заработной платы | 24 |
РАЗДЕЛ 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ |
26 | |
3.1. | Зарубежный опыт формирования и использования трудового потенциала фирмы |
26 |
3.2. | Резервы улучшения использования средств на оплату труда | 32 |
Заключение | 34 | |
Список использованных источников | 37 |
Введение
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
В процессе анализа трудовых ресурсов изучается:
обеспеченность рабочих мест персоналом в требуемом для производства профессиональном и квалификационном составе
использование рабочего времени в процессе производства;
эффективность использования трудовых ресурсов (выработки продукции на одного работающего и производительности труда);
эффективность использования средств на оплату труда.
Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров.
Целью написания данной работы является анализ планирования и использования фонда оплаты труда. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть теоретические основы планирования ФОТ;
2) дать характеристику трудовым ресурсам предприятия;
3) изучить методы планирования себестоимости;
4) рассмотреть порядок определения фонда оплаты труда;
5) изучить методы планирования персонала;
6) рассмотреть показатели производительности труда.
Цель и задачи работы определили её структуру. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА
1.1. Оценка персонала как важный элемент системы управления трудовым коллективом
Наиболее важным элементом производительных сил и главным источником развития экономики являются люди, т. е. их мастерство, образование, подготовка, мотивация деятельности. Существует непосредственная зависимость конкурентоспособности экономики и уровня благосостояния населения от качества трудового потенциала персонала предприятий и организаций данной страны.
Персонал предприятия формируется и изменяется под влиянием внутренних (характер продукции, технологии и организации производства) и внешних (демографические процессы, юридические и моральные нормы общества, характер рынка труда и т. п.) факторов. Влияние последних конкретизируется в таких параметрах макроэкономического характера: количество активного (трудоспособного) населения, общеобразовательный его уровень, предложение рабочей силы, уровень занятости, потенциальный резерв рабочей силы. В свою очередь эти характеристики определяют количественные и качественные параметры трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы — это часть трудоспособного населения, которая по своим возрастным, физическим, образовательным данным соответствует определенной сфере деятельности. Следует различать трудовые ресурсы реальные (те люди, которые уже работают) и потенциальные (те, что в свое время могут быть привлечены к конкретному труду).
Для характеристики всей совокупности работников предприятия применяются термины — персонал, кадры, трудовой коллектив.
Персонал предприятия — это совокупность постоянных работников, которые получили необходимую профессиональную подготовку и (или) имеют опыт практической работы.
Кроме постоянных работников, в деятельности предприятия могут принимать участие другие трудоспособные лица на основе временного трудового договора (контракта).
Поскольку много предприятий кроме основной деятельности выполняют функции, не соответствующие главному их назначению, всех работников делят на две группы: персонал основной деятельности и персонал не основной деятельности. Так, в промышленности к первой группе - промышленно-производственному персоналу - относят работников основных, вспомогательных и обслуживающих производств, научно-исследовательских подразделений и лабораторий, заводоуправления, складов, охраны - т. е. всех, занятых в производстве или его непосредственном обслуживании. В группу непромышленного персонала входят работники структур, которые хотя и находятся на балансе предприятия, но не связаны непосредственно с производством: жилищно-коммунальное хозяйство, детские сады и ясли, поликлиники, учебные заведения и т. п.
Такое деление персонала предприятия на две группы необходимо для расчетов заработной платы, согласования трудовых показателей с измерителями результатов производственной деятельности (для определения производительности труда используют, как правило, численность только промышленно-производственного персонала). В то же время расширение процессов интеграции промышленных систем с банковскими, коммерческими и другими хозяйственными структурами делает такую группировку персонала все более условной. В соответствии с характером выполняемых функций персонал предприятия подразделяется в большинстве случаев на четыре категории: руководители, специалисты, служащие и рабочие.
Руководители - это работники, которые возглавляют предприятия и их структурные подразделения. К ним относятся директора (генеральные директора), начальники, заведующие, управляющие, прорабы, мастера на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик и т. п.), а также заместители перечисленных руководителей.
Специалистами считаются работниками, выполняющие специальные инженерно-технические, экономические и другие работы: инженеры, экономисты, бухгалтера, нормировщики, администраторы, юрисконсульты, социологи и др.
К категории служащих принадлежат работники, осуществляющие подготовку и формирование документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (т. е. выполняют сугубо техническую работу), в частности - делопроизводители, учетчики, архивариусы, агенты, чертежники, секретари-машинистки, стенографисты и др.
Рабочие - это персонал, непосредственно занятый в процессе создания материальных ценностей, а также осуществляющий ремонт, перемещение грузов, перевозку пассажиров, предоставление материальных услуг и т. п. Кроме того, в состав рабочих включают дворников, уборщиц, охранников, курьеров, гардеробщиков.
В аналитических целях всех рабочих можно делить на основных — тех, кто непосредственно принимает участие в процессе создания продукции, и вспомогательных - тех, которые выполняют функции обслуживания основного производства. Постепенно, с развитием производства, его механизации и автоматизации четкие границы между основными и вспомогательными рабочими исчезают, а роль последних (в частности наладчиков, механиков) возрастает.
Важным направлением классификации персонала предприятия является его разделение по профессиям и специальностям.
Профессия - это вид трудовой деятельности, осуществление которой требует соответствующего комплекса специальных знаний и практических навыков.
Специальность - это более-менее узкая разновидность трудовой деятельности в пределах профессии.
В соответствии с этими определениями, например, профессия токаря охватывает специальности токаря-карусельщика, токаря-револьверщика, токаря-расточника и т. п.
Профессиональный состав персонала предприятия зависит от специфики деятельности, характера продукции или услуг, уровня технического развития. Каждая отрасль имеет присущие лишь ей профессии и специальности. В то же время существуют общие (сквозные) профессии рабочих и служащих. Так, например, в пищевой промышленности насчитывается 850 профессий и специальностей, но только около половины из них являются специфическими для этой отрасли.
Классификация работников по квалификационному уровню базируется на их возможностях выполнять работы соответствующей сложности.
Квалификация — это совокупность специальных знаний и практических навыков, определяющих степень подготовленности работника к выполнению профессиональных функций соответствующей сложности.
Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на той или иной должности. Принято выделять специалистов наивысшей квалификации (работники, имеющие ученые степени и звания), специалистов высшей квалификации (работники с высшим образованием и значительным практическим опытом), специалистов средней квалификации (работники со средним специальным образованием и определенным опытом), специалистов-практиков (работники, занимающие соответствующие должности, например, инженерные и экономические, но не получившие специального образования).
По уровню квалификации рабочие также делятся на четыре группы: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные. Они выполняют различные по сложности работы и имеют неодинаковую профессиональную подготовку (табл. 1.1).
Эти квалификационные признаки персонала предприятия наряду с другими (пол, возраст, уровень механизации труда, стаж) служат основой для расчетов разных видов структур. Для эффективного управления имеет значение не простая констатация численности (или ее динамики) отдельных категорий работников, а изучение соотношений между ними (рис.1.1)
Таблица 1.1
ГРУППЫ РАБОЧИХ ПО УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫМ РАБОТАМ И СРОКАМ ПОДГОТОВКИ
Квалификационные группы | Основные выполняемые работы | Срок подготовки (стажировки), опыт |
Высококвалифицированные | Особенно сложные и ответственные работы (ремонт и наладка сложного оборудования, изготовление мебели и т. п.) | Более 2—3 лет, периодическая стажировка, большой практический опыт работы |
Квалифицированные | Сложные работы (металло- и деревообрабатывающие, ремонтные, слесарные, строительные и т. п.) | 1—2 года, значительный опыт работы |
Малоквалифицированные | Несложные работы (аппаратурные, технический надзор и др.) | Несколько недель, определенный опыт работы |
Неквалифицированные | Вспомогательные и обслуживающие (грузчики, гардеробщики, уборщицы и др.) | Не требует специальной подготовки |