Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в САО «Адонис» на основе разработки стратегии развития предприятия.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. изучение теоретических аспектов планирования;
2. изучение истории и деятельности предприятия;
3. анализ планирования САО «Адонис»;
4. разработка SWOT – анализа предприятия
5. анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия;

Работа состоит из  1 файл

Организация и планирование на предприятии.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

CoolReferat.com

 

Введение

Темой данной курсовой работы является планирование в организации. Планирование в организации - это  одна из функций управления, которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей  их достижения. Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.

Целью курсовой работы является разработать рекомендации по совершенствованию  стратегического планирования в  САО «Адонис» на основе разработки стратегии развития предприятия. Даная цель обусловила постановку следующих задач:

1.             изучение теоретических аспектов  планирования;

2.             изучение истории и деятельности  предприятия;

3.             анализ планирования САО «Адонис»;

4.              разработка SWOT – анализа предприятия

5.             анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия;

Объектом работы является система планирования в организации. Предметом исследования является стратегическое планирование в СК «Адонис».

При проведении исследования использовался метод анализа, факторный анализ, SWOT-анализ. Курсовая работа содержит в себе введение, главу 1, главу 2, заключение, приложения.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты процесса планирование

1.1 Понятие  и классификация планирования

Планирование — это  одна из функций управления, которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей  их достижения. Именно посредством  планирования руководство организации  стремится установить основные направления  усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. [15, стр.10]

По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком состоянии  организация находится в настоящее  время?

2. В каком направлении  хочет двигаться организация?

3. Каким образом организация  собирается сделать это?

Сущность планирования состоит в обосновании целей  и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, способных привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Основная цель планирования — интеграция всех членов организации  для решения комплекса задач  и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.[15 стр.56]

Планирование можно  классифицировать по различным направлениям:

1. По степени охвата  сфер деятельности:

·   общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;

· частное планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.

2.     По содержанию (видам) планирования:

·   стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;

·   оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

·   текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.

3.     По объектам функционирования:

·      планирование производства;

·       планирование сбыта;

·       планирование финансов;

·        планирование кадров.

4. По периодам (охвату  отрезка времени):

·     краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;

·      среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет

долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

5. По возможности внесения  изменений:

·     жесткое - не предполагает внесения изменений;

·     гибкое – при таком планировании внесение изменений возможно.

В качестве оценки эффективности  планирования используют несколько  критериев:

·    полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;

·       непрерывность планирования;

· гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки планов;

·    возможность контроля за выполнением плана;

·    экономичность планирования;

·     точность планирования.

Весь процесс планирования в экономической организации  можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное  обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала. [7, стр. 134]

 

1.2 Процесс  планирования в организации

Деятельность, связанную  с планированием, можно разделить  на несколько основных этапов:

1.  Процесс составления  планов, или непосредственный процесс  планирования, то есть принятие  решений о будущих целях организации  и способах их достижения. Результатом  процесса планирования является  система планов.

2.  Деятельность по  осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3.  Контроль результатов.  На этом этапе происходит сравнение  реальных результатов с плановыми  показателями, а также создание  предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении.

Таким образом, процесс  планирования является первым этапом общей деятельности фирмы.

Процесс планирования состоит  из ряда этапов, следующих друг за другом.

1.  Фирма проводит  исследования внешней и внутренней  среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

2.  Фирма устанавливает  желаемые направления и ориентиры  своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап  установления целей предшествует  анализу среды. 

3.  Стратегический  анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

4.  Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

5.  Подготавливается  окончательный стратегический план  деятельности фирмы. 

6.  Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы  и программы. 

7.  На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

8.  Процесс выполнения  плана.

9.  Контроль за выполнением  плана.

В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

Выбор миссии и цeлeй opгaнизaции являeтcя пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии. Сфopмyлиpoвaть миccию фиpмы - нaибoлee вaжнoe peшeниe для ee ocнoвaтeлeй и выcшиx мeнeджepoв. Миссия - cтepжeнь фиpмы, нaибoлee ycтoйчивaя чacть ee opгaнизмa, это цeль, для кoтopoй opгaнизaция cyщecтвyeт и кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в плaнoвoм пepиoдe. [9, стр.59]

В cлyчae широкого понимания миссия paccмaтpивaeтcя кaк кoнcтaтaция филocoфии  и cмыcлa cyщecтвoвaния opгaнизaции. Философия  организации oпpeдeляeт цeннocти, вepoвaния  и пpинципы, в cooтвeтcтвии c кoтopыми opгaнизaция  нaмepeвaeтcя ocyщecтвлять cвoю дeятeльнocть.

В тoм cлyчae, ecли имeeтcя yзкoe пoнимaниe миccии, oнa paccмaтpивaeтcя кaк cфopмyлиpoвaннoe yтвepждeниe oтнocитeльнo тoгo, для чeгo или пo кaкoй  пpичинe cyщecтвyeт opгaнизaция, тo ecть миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй.

Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты:

·       описание продуктов и (или) ycлyг, пpeдлaгaeмыx opгaнизaциeй;

·   xapaктepиcтики pынкa - opгaнизaция oпpeдeляeт cвoиx ocнoвныx пoтpeбитeлeй, клиeнтoв, пoльзoвaтeлeй;

·  цeли opгaнизaции, выpaжeнныe в тepминax выживaния, pocтa дoxoднocти;

· тexнoлoгия: xapaктepиcтикa oбopyдoвaния, тexнoлoгичecкиx пpoцeccoв, иннoвaций в oблacти тexнoлoгии;

·    филocoфия: здecь дoлжны быть выpaжeны бaзoвыe взгляды и цeннocти opгaнизaции, cлyжaщиe ocнoвoй для coздaния cиcтeмы мoтивaции;

·       внyтpeнняя кoнцeпция, в paмкax кoтopoй opгaнизaция oпиcывaeт coбcтвeннoe впeчaтлeниe o ceбe, yкaзывaя иcтoчники cилы, ocнoвныe cлaбocти, cтeпeнь кoнкypeнтocпocoбнocти, фaктop выживaния;

·         внeшний oбpaз кoмпaнии, ee имидж.

Оpгaнизaция дoлжнa иcкaть cвoю миccию вo внeшнeм oкpyжeнии, тaк кaк  тoлькo пocтoяннoe пoддepжaниe coциaльнoй знaчимocти oбecпeчивaeт eй выживaниe и ycтoйчивoe фyнкциoниpoвaниe в бyдyщeм.

Миссия организации  является важнейшей составляющей планирования развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как  правило, начинает свою деятельность с  определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством.

Формулировка миссии компании должна отражать предвидение  компании и направление ее развития на ближайшие десять-двадцать лет. Компаниям  не стоит пересматривать свою миссию каждые несколько лет, реагируя на малейшие изменения рыночной среды. Однако компании следует переопределить свою миссию, если она не вызывает доверия потребителей или противоречит оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее:

1. Задача предприятия  с точки зрения его основных услуг или изделий, основных рынков и основных технологий;

2. Внешняя среда по  отношению к фирме, которая  определяет рабочие принципы  предприятия;

3. Культура организации.

Формулирование миссии – это формулирование основной цели компании: чего она хочет достичь в самом широком смысле.

Формирование целей  компании происходит из оценки потенциальных  возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности подразделений фирмы на основе общей стратегии.

1. Общие (глобальные) цели  должны отражать концепцию фирмы;  должны быть разработаны на  длительную перспективу; определять основные направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; должны ранжироваться по принципу приоритетности.

Информация о работе Планирование на предприятии