Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа
Переход экономики стран к рыночным отношениям превратил предприятия из объекта планирования в субъект. Это привело к тому, что значительно сместились акценты в сфере планирования:
- реформы перенесли центр тяжести с государственного и отраслевого на уровень хозяйствующего субъекта, т.е. предприятия;
- главным стала разработка плановой программы и способов ее реализации непосредственно на предприятии, а не на директивность и обязанность выполнения установленных сверху заданий; усиление конкуренции;
Рыночные цены на товар устанавливаются на основе соглашений потребителей и ее изготовителей продукции, и называются договорными (свободными). Смысл договорного ценообразования заключается в том, что нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен способствуют развитию динамичной экономики и ориентируют на удовлетворение общественных потребностей. Свободные цены являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве. Они могут нормально действовать только в комплексе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику. В разбалансированной экономике, характеризующейся дефицитом и монополизацией рынка, цены могут безудержно расти, усугубляя и без того непростое положение экономики. Это приводит к дезорганизации производства, при этом снижается надежность планирования на уровне отдельного предприятия, нарушаются внутри- и межотраслевые пропорции. Поскольку появляется возможность получить дополнительную прибыль, не обусловленную ростом производства, исчезают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении; инфляция подталкивает дальнейший спад производства.
В рыночной экономике государственное регулирование цен носит ограниченный характер, хотя может и должно воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен через определенные меры и стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. К ним относятся: установление предельного уровня цен на определенные виды продукции и услуг (например, на энергоносители), меры по развитию конкуренции и ограничению монополизма, соответствующая налоговая политика и т.д. Все меры должны быть закреплены законодательными актами.
Состав (структура) цен зависит от их значения.
Оптовые цены предприятия – цены, по которым изготовитель реализует произведенную продукцию покупателям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить прибыль, которая позволяет им функционировать в условиях рынка. На основе оптовых цен предприятия анализ, планирование и расчет стоимостных показателей работы. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы, что способствует развитию хозрасчета. Эта цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги, в том числе управленческие. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Например, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерним предприятием, можно существенно повысить ценовую конкурентоспособность продукции. Трансфертные цены эффектно используются в финансово-промышленных группах.
Оптовая цена предприятия = себестоимость продукции + прибыль + надбавки (скидки) к цене (например, скидки на предоплату).
Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-изготовителям.
Отпускная цена = оптовая цена предприятия + акциз + налог на добавленную стоимость (НДС).
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Розничная цена = отпускная цена + торговая надбавка (издержки и прибыль торговых организаций).
Включенный в розничную цену акциз – это косвенный налог на потребителя, взимаемый через цену. Перечень товаров, облагаемых акцизом, ограничен законодательством, в него входят главным образом престижные товары и предметы роскоши – автомобили, меха, изделия из драгоценных камней. НДС также является косвенным налогом, который оплачивается конечным потребителем. Этот налог устанавливается в % от отпускной цены товара, включая акциз.
Информация о работе Планирование среднегодовой мощности предприятия