Планирование, учет и анализ денежных потоков на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является обобщение теоретических подходов к определению понятия «денежный поток», «бюджетирование» и др. Для достижения указанной цели
мною поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие денежного потока в различных его проявлениях;
- предложить расширенный подход к классификации видов денежного потока;
- уточнить теоретические аспекты планирования денежных потоков предприятий;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..… 3

ГЛАВА 1. Понятие денежного потока ………………………………………….5

§ 1.1. Сущность денежного потока …………………………………………….... 5
§ 1.2. Классификация денежных потоков …………………………………… 9


ГЛАВА 2. Планирование денежных потоков ………………… ………………12
§ 2.1 Теоритические аспекты планирования денежных потоков …………… 12
§ 2.1 Бюджет движения денежных средств ……………………………………. 17
§ 2.3. Платежный календарь ……………………………………………………. 21

ГЛАВА 3. Учет и анализ денежных потоков на предприятии……………………………………………………………………….25

§ 3.1 Учет денежных потоков на предприятии………………………………….25
§ 3.2 Анализ денежных потоков на предприятии………………………………..28


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 35

Работа состоит из  1 файл

курсовой .doc

— 316.50 Кб (Скачать документ)

4)повышение рентабельности  и эффективности использования активов предприятия, обеспечение сохранности оборотных средств.

Составление бюджета  движения денежных средств должно базироваться на принципах рациональности, адекватности сложившейся ситуации в стране и  на самом предприятии, эффективности и ликвидности.

Разработка бюджета движения денежных средств начинается с определения  источников и составных частей возможных  поступлений денежных средств в  предстоящий бюджетный период, причем в расчет принимаются только те денежные средства, которые реально могут поступить на расчетный счет или в кассу предприятия. При использовании векселей третьих лиц для расчетов с покупателями и поставщиками, они также показываются в бюджете, но выделяются отдельно.

В целях обеспечения оперативного контроля и анализа периодом планирования целесообразнее выбрать один месяц с поквартальным укрупнением.

Данные для составления БДДС получают из операционных и вспомогательных  бюджетов:

1)бюджет продаж;

2)бюджет закупок;

3)бюджет коммерческих и управленческих  расходов;

4)бюджет расходов на оплату труда;

5)план налоговых и таможенных  платежей;

6)бюджет капитальных затрат;

7)кредитный план.

Бюджет движения денежных средств является основным документом финансового планирования, составляется на весь прогнозный период и представляет прогноз денежных притоков и оттоков, который классифицируется по видам финансово-хозяйственной деятельности: 
1)текущая (операционная) деятельность обеспечивает выполнение коммерческих функций предприятия и генерирует основной поток денежных средств; 

2)инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанных с продажей основных средств, капитальными вложениями, доходами от долгосрочных инвестиций; 

3))финансовая деятельность связана с получением и погашение краткосрочных кредитов и займов, начисленными процентами и дивидендами.

Форматы БДДС могут быть различными в зависимости от специфики  деятельности компании. Но во всех случаях  статьи БДДС взаимосвязаны с бюджетом прибылей и убытков, бюджетом капитальных  вложений и бюджетом кредитного портфеля. В БДДС все статьи затрат показаны по способу их оплаты (т.е. соответствуют графикам оплаты дебиторской и кредиторской задолженности).

Бюджет движения денежных средств состоит из двух основных частей:

1) Приходы (источники денежных средств)

2) Расходы (использование  денежных средств).

Разработка бюджета  движения денежных средств начинается с определения источников и составных  частей возможных поступлений денежных средств в предстоящий бюджетный  период. В общем случае источники  денежных средств делятся на три группы статей: поступления от операций, поступления из внешних источников и прочие поступления. Однако всё зависит от специфики бизнеса.

Приходы (источники ДС) отражают только те денежные средства или финансовые суррогаты, которые реально могут поступить на расчётный счёт или иным образом в данный бюджетный период. Эти источники могут быть двух видов: внешние и внутренние. Внешние поступления – это кредиты и инвестиции. Внутренние поступления делятся на две группы: доходы от реализации и внереализационные доходы.\

Расходы (использование ДС) в БДДС делятся на три основные категории. Денежные средства могут использоваться на финансирование:

1)Текущих операций

2)Капитальных вложений

3)Прочих расходов23

Как показал анализ зарубежных источников бюджет денежных средств может быть составлен в нескольких вариантах с использованием следующих методов: 24

1. Метод гибких бюджетов или метод бюджетного контроля.

В процессе реализации бюджета  может быть осуществлена быстрая  оценка того, какое из серии принятых допущений наиболее соответствует действительности, при этом бюджеты могут быть более гибкими, позволяющими принять меры к приспособлению к новым обстоятельствам еще до ухудшения обстановки. Каждый прогноз является фактически краткосрочным планом, который корректируется, в него вносятся дополнения и, в конце концов, он заменяет первоначальный план.

2. Вероятный бюджет денежных средств.

Этот метод может  рассматриваться как продолжение  метода гибких бюджетов. Он состоит  в том, чтобы рассчитать остаток  денежных средств на каждый месяц  в зависимости от вероятного условия  не одной, а нескольких переменных, например, объема продаж и нормы торговой наценки к покупной стоимости. Этот остаток также становится случайной переменной, для которой можно рассчитать математическое ожидание и среднее отклонение.

3. Смоделированный бюджет денежных средств.

Большинство фирм считает целесообразным и экономически оправданным поддержание постоянного остатка на своем банковском счете не ниже определенного минимума (норматива), который представляет собой аналог страхового запаса на случай непредвиденных ситуаций. Целевой остаток денежных средств устанавливается с учетом следующих обстоятельств: 1) обеспечение текущей деятельности и страховой запас на случай непредвиденных операций и 2) необходимость поддержания компенсационных остатков, определяемых по соглашению с банком. Величина текущих и страховых запасов денежных средств зависит от объема операций фирмы, неопределенности прогнозов относительно денежных потоков и условий получения займа в короткий срок в случае необходимости.

Россия только накапливает  опыт управления финансами предприятий с помощью системы бюджетирования, которая необходима для мониторинга, финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов, анализа эффективности использования оборотных средств.

Особенность отечественных  экономических условий не позволяет формально отнестись к внедрению системы бюджетирования по западному образцу. Необходимо производить корректировку методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей российских предприятий при использовании основных достижений науки. 25

Таким образом, подведем итог, планированием потоков денежных средств обычно занимается финансовая служба во главе с финансовым менеджером. Для этого составляется бюджет движения денежных средств, в котором сравнивается потребность в денежных средствах (поступлениях и выплатах) в текущем плановом периоде. Таким образом, он служит основанием для планирования денежных средств и контроля за ними. 
Система бюджетирования в российских компаниях еще не прошла этапа своего окончательного становления. Потенциал роста эффективности управления, раскрытие которого неизбежно с постепенной нормализацией применяемых методов планирования и контроля, может стать главным фактором укрепления конкурентоспособности компаний, уже сегодня уделяющих приоритетное внимание решению этих вопросов. Значение совершенствования плановоконтрольной системы повышается с ростом международной конкуренции и глобализацией деятельности российских компаний и их более мощных зарубежных конкурентов

 

 

 

2.3. Платежный календарь

 

Планирование  денежных потоков подразумеваем составления бюджета движения денежных средств. Но существует также более детальный бюджет, призванный  для оперативного контроля  – платежный календарь на предстоящий месяц (квартал) с разбивкой по декадам или дням.

Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный отрезок времени. Он полностью охватывает денежный оборот организации; дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме; позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность.26

Основной целью составления  платежного календаря является уставления конкретных сроков  поступления  денежных средств и платежей предприятия  и их доведения до конкретных исполнителей в форме плановых заданий. С учетом этой цели платежный календарь иногда называют как «план платежей точной даты».27

Платежный календарь составляется финансовой службой предприятия, при  этом плановые показатели бюджета движения денежных средств разбиваются по месяцам и более мелким периодам. Сроки определяются исходя из периодичности основных платежей организации.

В процессе составления  платежного календаря решаются дующие задачи:

1)организация учета временной «стыковки» денежных поступлений и предстоящих расходов коммерческой организации;

2)формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

3)ежедневный учет изменений в информационной базе;

4)анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по преодолению неплатежей;

5)расчет потребности в краткосрочном финансировании (кредите) в случаях временной нестыковки» денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

6)расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств организации;

7)анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках коммерческой организации. Составляющими элементами информационной базы денежных потоков являются: документальный источник информации, сумма и срок платежей и поступления средств.28

Документальные  источники информации для составления платежного календаря коммерческой организации:

  • договоры с контрагентами, банками, другими организациями;
    • акты сверки расчетов с контрагентами;
    • акты сдачи-приема продукции (работ,услуг);
  • счета (инвойсы ) на оплату пролукции (работ, услуг);
  • счета-фактуры (выданные и полученные);
    • банковские документы о поступлении средств на счета;
  • таможенные декларации;
  • платежные поручения;
  • документы о согласовании цен;
  • графики отгрузки продукции;
    • графики выплаты заработной платы;
    • состояние расчетов с дебиторами и кредиторами;
    • законодательно установленные сроки платежей по финансовым обязательствам (перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами);
    • внутренние приказы.29

Каждый вид платежей и поступлений средств имеет  конкретный информационный признак (срок и сумма) и документальные источники, в которых отражены данные признаки. В любом случае необходимо довольно часто (желательно ежедневно или даже еще более часто) получать информацию об остатках денежных средств на каждом банковском счете, об израсходованных средствах, о средних остатках за день и о состоянии рыночных ценных бумагах коммерческой организации, а также подробный отчет об изменениях в этом положении. Также необходимо иметь информацию о планируемых поступлениях и выплатах на предстоящий период. Вся эта информация существенна, если коммерческая организация хочет эффективно управлять денежными потоками.

Первым разделом календаря является его доходная часть, отражающая остаток средств (на расцетных, валютных счетах, в кассе), выручку от реализации товаров, получение кредитов, погашение дебиторской задолженности и прочие поступления.

Во втором разделе - расходной части - детализируются все предстоящие расходы и перечисления средств, в том цисле предоставление кредита и погашение кредиторской задолженности. Соотношение между обеими частями календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство, либо, что еще лучше, превышение доходов над расходами.

Процесс составления  платежного календаря можно разделить  на шесть этапов.

1. Выбор периода  планирования. Как правило, это месяц. В организациях, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декада, пятидневка).

2. Планирование  объема продажи продукции (работ, услуг). Оно осуществляется по специальной методике с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменения остатков готовой продукции.

3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов). Смысл третьего этапа состоит в том, чтобы рассчитать величину возможных денежных поступлений.

4. Оценка ожидаемых  в плановом периоде денежных  расходов.

К направлениям использования денежных средств  относятся заработная плата работников, коммерческие и управленческие расходы, капитальные вложения, выплаты налогов, дивидендов, погашение банковских ссуд и другие постоянные и переменные расходы.

Одним из элементов  этого этапа является погашение кредиторской задолженности.

5.Подведение итогов показывает, будет у организации недостаток средств или излишек.

6.В последнем случае рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании, т.е. определяется размер краткосрочной банковской ссуды по каждому периоду, необходимой для обеспечения планируемого денежного потока.

Информация о работе Планирование, учет и анализ денежных потоков на предприятии