Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Предметом исследования являются проблемы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы организации труда и его оплаты.
Введение………………………………………………………………………3
1. Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях…………………………………………………………………….6
2.Расчет заработной платы работников и хозяйственной деятельности на предприятии ОАО «Спецавтохозяйство»………………………………….18
2.1 Расчет заработной платы водителей…………………………………19
2.2 Расчет заработной платы вспомогательных рабочих……………..21
2.3 Расчет заработной платы руководителей и служащих…………....23
2. 4 Начисления и удержания, связанные с заработной платой…….24
2.5 Расчет среднего заработка, сохраняемого во время отпуска……29
2.6 Оценка хозяйственной деятельности и имущественного положения……………………………………………………………………….31
2.7 Анализ финансовой деятельности………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.Расчет заработной
платы работников и хозяйственной
деятельности на предприятии
ОАО «Спецавтохозяйство»…………………
2.1 Расчет заработной платы водителей…………………………………19
2.2 Расчет заработной
платы вспомогательных рабочих…
2.3 Расчет заработной
платы руководителей и служащих
2. 4 Начисления и удержания, связанные с заработной платой…….24
2.5 Расчет среднего
заработка, сохраняемого во
2.6 Оценка хозяйственной
2.7 Анализ финансовой деятельности
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Актуальность темы. Современный период рыночных преобразований, когда осуществляется переход от государственной формы собственности, как единственной к многообразию форм, обусловил серьезные изменения традиционно сложившейся системы социально-трудовых отношений. Это вызвано формированием рынка труда и становлением его субъектов - принципиально новых социальных групп общества: собственников (работодателей) и наемных работников. В России доля наемных работников в занятом населении составляет в настоящее время около 90%, что обусловливает актуальность изучения проблем, связанных с формированием системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что взаимодействие этих групп на основе социального партнерства является одним из действенных механизмов достижения социального мира и согласия, обеспечения стабильности в политической и экономической сферах и необходимым условием экономического роста.[8]
В связи с этим существенно возрастает роль коллективно-договорного регулирования, являющегося частью сложной системы правовой организации общественных отношений. В развитии коллективно-договорной системы заинтересованы как работодатели, так и работники, поскольку она выполняет важные функции: защиты интересов обоих сторон трудовых отношений, упорядочение трудовых отношений, обеспечения их стабильности.[3]
Наряду с определенными сдвигами в этой области складывающаяся система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в России еще не стала в полной мере эффективным механизмом, позволяющим установить оптимальный баланс интересов различных слоев и групп (прежде всего наемных работников и работодателей).
Данное обстоятельство связно с тем, что: недостаточно развита правовая база; отсутствует четкая проработанность механизма ® соподчинения договоров трех уровней; длительный период функционирования отношений патернализма. В результате - низкая психологическая готовность работников к участию в определении трудовых прав и их самостоятельной защите; неравенство партнеров договорного процесса; снижена роль профсоюзов в функционировании социально-трудовых отношений; неразвитость коллективно-договорного регулирования на предприятиях негосударственных форм собственности.
Указанные обстоятельства обусловили актуальность темы исследования, ее важность для обеспечения коллективно-договорного регулирования организации труда и его оплаты в переходный период, определили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.[10]
Целью работы является анализ и обоснование основных направлений совершенствования механизма регулирования организации труда и его оплаты в системе коллективно-договорных отношений на основе теоретических и методических разработок специалистов, практики и опыта работы предприятий, организаций России и стран с развитой рыночной экономикой.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач.
• исследовать теоретические основы социального партнерства и определить новые элементы в его характеристике;
• выявить общие теоретические
и методические подходы к формированию
коллективно-договорного
• рассмотреть и дать оценку обоснованности применяемой системы организации оплаты труда, включая различного рода премии, доплаты и надбавки;
• обосновать принципы социальной поддержки работников и определить факторы, влияющие на разработку программ социальных выплат и льгот в рамках коллективного договора;
В качестве объекта исследования выступает фактическое состояние организации труда и его оплаты в ОАО «Спецавтохозяйство».
Предметом исследования являются проблемы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы организации труда и его оплаты.
Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1.Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях
Законом о коллективных договорах и соглашениях, как отмечалось, не оговорен четко круг задач, решаемых в определенных соглашениях. В связи с этим могут быть предложены рекомендации к определению минимально необходимого их набора. [1]
Генеральное соглашение,
заключаемое между
• величину минимальной
заработной платы в процентах
к стоимости минимальной
• рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда (квалификации) основных групп работников (рабочие-специалисты, руководители, технические исполнители) для всех отраслей экономики, включая предпринимательский сектор. В случаях если фактически сложившиеся соотношения, предусмотренные в действующих отраслевых соглашениях и коллективных договорах предприятий (организаций), существенно отличаются от рекомендуемых и их применение приведет к резкому снижению или необоснованному увеличению заработной платы в отдельных отраслях или организациях, может быть установлен порядок, при котором вначале применяются промежуточные коэффициенты соотношений с таким расчетом, чтобы постепенно в течение ряда лет достигнуть рекомендуемых соотношений в оплате труда; [2]
• меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников. Эти меры предусматривают:
разработку нормативных и правовых документов по тарификации и нормированию труда, постоянное совершенствование межотраслевой нормативной базы по нормированию труда;
порядок применения работ и профессий рабочих Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), квалификационного справочника должностей служащих для тарификации работ и работников;
перечни межотраслевых нормативных материалов, рекомендуемых для нормирования труда, выпусков ЕТКС для тарификации труда (перечни могут быть приложены к Генеральному соглашению);
предельные соотношения между минимальной и максимальной заработной платой на предприятии, в организации (очевидно, не превышающие 12-15 раз); [4]
установление низшей границы доли тарифной оплаты труда (оплаты по тарифным ставкам и окладам) в структуре заработной платы работников;
совершенствование Единой тарифной сетки (ETC) для оплаты труда работников бюджетной сферы (предложения по повышению тарифной ставки I разряда до уровня прожиточного минимума, по совершенствованию других параметров ETC);
• межотраслевые различия в оплате труда в виде коэффициентов либо уровней тарифных ставок (окладов) по профессиям - представителям (профилирующим профессиям);
• меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности за несвоевременные расчеты по оплате труда.
Территориальные (региональные) соглашения между соответствующими профсоюзными органами, объединениями работодателей и органами исполнительной власти должны предусматривать все нормы оплаты труда, по которым территориальным соглашением предусмотрены более высокие количественные показатели по сравнению с Генеральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффициент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите заработной платы от инфляции, а также ответственности за несвоевременную выплату заработной платы).
Кроме того, в территориальных соглашениях регламентируются:
• порядок тарификации работ по сложности их выполнения, условиям труда и его интенсивности, по кругу профессий, видов деятельности и должностей, не включенных в Генеральное соглашение;
• нижняя граница доли оплаты по тарифам, т.е. оплаты за выполнение норм труда (трудовых обязанностей), в структуре заработной платы в организациях, расположенных на данной территории;
• размеры оплаты работников сквозных профессий (должностей), наиболее отвечающие интересам работников и работодателей;
• допустимые пределы дифференциации средних уровней заработной платы на предприятиях, в организациях с учетом обеспечения максимальной эффективности развития экономики региона; [12]
• перечень предприятий (организаций), которым рекомендуется в интересах сбалансированного развития территории замедлить (или ускорить) темпы роста заработной платы вплоть до установления регламентируемых темпов замедления или роста;
• размеры надбавок к заработной плате и условия их выплаты, стимулирующие приток рабочей силы на данную территорию и длительный срок (стаж) работы на ней. [11]
Существенное расширение прав субъектов
Федерации и органов местного самоуправления
в управлении экономикой придает территориальным
соглашениям особое значение. В то же время
должно быть соблюдено обязательное правило:
в тарифных соглашениях, заключаемых на
уровне субъектов Федерации и их административно-
В региональном соглашении представляется необходимым предусматривать меры, направленные на совершенствование организации, оплаты, тарификации и нормирования труда работников, аналогичные по составу мерам Генерального соглашения, с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в данном регионе и региональных особенностей труда и проживания работников. [7]
Особое внимание следует уделить видам и размерам надбавок и компенсационных доплат (за стаж работы в регионе), отражающим реальную структуру затрат на воспроизводство рабочей силы и обеспечивающим стимулирующую и регулирующую роль заработной платы. Тарифная часть заработной платы с учетом надбавок и доплат должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, рассчитанного применительно к условиям региона. [3]
Отраслевое тарифное соглашение, заключаемое между отраслевыми профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей (их представительными органами), органом по труду субъекта Российской Федерации, по меньшей мере должно предусматривать:
• размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли;
• виды и межрегиональные
размеры гарантийных и
• особенности оплаты
отдельных видов труда в
• повышение минимальной
месячной тарифной ставки (ставки I разряда),
устанавливаемой с учетом экономической
возможности организации и вели