Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа
Предметом исследования являются проблемы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы организации труда и его оплаты.
Введение………………………………………………………………………3
1. Коллективно-договорное регулирование оплаты труда на разных уровнях…………………………………………………………………….6
2.Расчет заработной платы работников и хозяйственной деятельности на предприятии ОАО «Спецавтохозяйство»………………………………….18
2.1 Расчет заработной платы водителей…………………………………19
2.2 Расчет заработной платы вспомогательных рабочих……………..21
2.3 Расчет заработной платы руководителей и служащих…………....23
2. 4 Начисления и удержания, связанные с заработной платой…….24
2.5 Расчет среднего заработка, сохраняемого во время отпуска……29
2.6 Оценка хозяйственной деятельности и имущественного положения……………………………………………………………………….31
2.7 Анализ финансовой деятельности………………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36
• соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли;
• нижнюю границу доли оплаты по тарифам в структуре заработной платы работников;
• предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости продукции предприятия (для производственных отраслей);
• порядок тарификации
работ по сложности их выполнения,
условиям труда и интенсивности
по кругу профессий (должностей) и
видов деятельности, не включенных
в Генеральное и
• порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги;
• рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ (видов производств);
• рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных вознаграждений;
• перечень отраслевых и
межотраслевых нормативных
В отраслевое соглашение могут также включаться нормы оплаты, предусматриваемые территориальными соглашениями. Во всех случаях они не могут быть ниже, чем в Генеральном соглашении. Если нормы оплаты труда, определенные отраслевым соглашением, оказываются ниже (выше) предусмотренных территориальным соглашением, то для организаций отрасли, расположенных на данной территории, должен действовать принцип приоритета более высокой гарантии. [3]
Таким образом, отраслевое соглашение призвано предусматривать условия оплаты труда работников, отражающие специфику и условия отрасли.
Например, размер минимальной ставки оплаты труда (тарифной ставки I разряда) может определяться исходя из экономических возможностей отрасли и динамики потребительских цен. Органы исполнительной власти должны осуществлять контроль за установленным размером минимальной тарифной ставки (оклада) в государственных и муниципальных предприятиях, в организациях бюджетной сферы, акционерных обществах (в которых государство имеет контрольный пакет акций), чтобы проверить соблюдение работодателями согласованных в переговорном процессе уровней заработной платы. [7]
Вопросы оплаты труда, регулируемые в профессиональном тарифном соглашении, не могут не включать (и, как правило, включают) нормы и условия оплаты труда, аналогичные предусмотренным отраслевым соглашением, принятым для отрасли, в которой данная профессия является ведущей (основной). Прежде всего, это касается:
• размера минимальной ставки оплаты труда по данной профессии;
• диапазона тарификации работ (работников), выполняемых (выполняющих) по данной профессии (должности);
• видов и минимальных
размеров надбавок и компенсационных
доплат, отражающих специфику профессии (
• рекомендуемых форм и систем оплаты труда, условий, размеров и показателей премирования работников данной профессии (должности):
• норм и нормативов трудовых затрат на работы, выполняемые работниками данной профессии (должности).
Условия оплаты труда, установленные в профессиональном соглашении, должны рассматриваться как гарантии по оплате труда работникам определенных профессий и учитываться при разработке и заключении тарифных соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и коллективных договоров на предприятиях (в организациях).
Коллективный договор, заключаемый между представительным органом наемных работников (как правило, профсоюзным комитетом) и работодателем должен предусматривать:
• нормы оплаты труда, предусмотренные Генеральным, территориальным и отраслевым соглашениями, причем коллективный договор должен обеспечивать наиболее высокий уровень этих гарантий или превышение его (прежде всего размера минимальной тарифной ставки, коэффициентов дифференциации оплаты по сложности, условиям труда, профессиям, должностям и видам деятельности);
• формы и системы заработной платы работников;
• порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда работников;
• порядок снижения заработной платы при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей;
• перечень норм и нормативов,
согласованных между
• порядок компенсаций относительно низких размеров заработной платы работникам, труд которых нормируется по более обоснованным нормам трудовых затрат;
• размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные КЗоТ, а также территориальными и отраслевыми соглашениями;
• укрупненную структуру
заработной платы работников, в случае
необходимости
• размеры и условия выплат основных видов поощрительных вознаграждений (доплат, надбавок, премий и т.д.);
• сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы.[6]
Положения о премировании, установлении надбавок, иных поощрительных выплат, доплат компенсационного характера за особые условия труда, а также перечни нормативных материалов, обязательных для применения на предприятии (в организации) при установлении норм труда, и положение о нормировании труда прилагаются к коллективному договору.
Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.
Взаимосвязь соглашений по уровням означает не только их увязку по кругу вопросов (предмету договора), но и по срокам, периодичности и последовательности их заключения. Генеральное соглашение, определяющее основные подходы к решению социально-экономических проблем в тот или иной период, должно опережать переговоры на других уровнях. Согласование сроков заключения соглашений, как показывает практика, важно прежде всего для преемственности взаимосвязи принимаемых на разных уровнях социального партнерства решений. [10]
Действующая система переговоров и заключения соглашений имеет ряд пробелов, устранение которых требует более полного решения и законодательного закрепления соответствующих вопросов. Прежде всего необходимо решить вопрос о формах ответственности за выполнение сторонами переговоров взятых на себя обязательств. Отсутствие четкого перечня мер ответственности сторон и механизмов, позволяющих реализовать формы ответственности, в значительной мере снижает качество социального партнерства на всех уровнях. [12]
К требующим уточнения и закрепления в нормативно-правовых актах проблемам также относятся: определение правового статуса всех видов соглашений, необходимость и порядок заключения коллективных договоров на предприятиях негосударственных форм собственности, обязанности предпринимателей вести переговоры, усиление и расширение функций государства в правовом обеспечении системы социального партнерства.
Актуален вопрос о необходимости принять законодательные акты или дополнения к действующим законам, разграничивающие функции и полномочия сторон переговоров на каждом уровне без ущемления прав каждой из них и обеспечивающие реализацию системы регулирования трудовых отношений (включая вопросы оплаты труда) на разных уровнях.
Механизм договорного регулирования действует в России далеко не в полную силу и потому, что не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных работников, отсутствует нормативная регламентация функций отдельных видов соглашений. Практика договорного регулирования заработной платы, как показывают исследования, проведенные НИИ труда, не ориентирована в должной мере на обеспечение основных функций заработной платы - воспроизводственной и стимулирующей.[3]
Необходимо решить вопрос о порядке распространения действия тарифных соглашений территориального и отраслевого уровней на предприятия и организации, не заключившие коллективные договоры. Очевидно, руководителю федерального органа исполнительной власти по труду или по его поручению руководителю органа по труду субъекта Федерации должно быть предоставлено право распространять полностью или частично на предприятия (организации), не заключившие коллективные договоры, нормы оплаты труда предприятия (организации), заключившего договор на определенный срок и расположенного на той же территории или в ближайшем регионе. Эти нормы не могут быть ниже фактически действующих на данном предприятии (в организации), а также ниже норм, определенных для аналогичных предприятий (организаций) территориальными или отраслевыми соглашениями.
Требуют законодательного утверждения и формы контроля за выполнением сторонами условий принятых соглашений. Очевидно, что этот контроль должен осуществляться прежде всего сторонами, заключившими соглашение. В случае невыполнения обязательств одной из сторон другой стороне должно быть предоставлено право поставить вопрос о проведении переговоров, чтобы выяснить причины невыполнения и принять необходимые меры.[1]
Уклонение от участия в переговорах должно рассматриваться как недопустимое, а в случае, когда соглашение по выполнению обязательств не достигнуто, сторона должна иметь право обратиться за содействием по выполнению обязательств другой стороной в органы исполнительной власти и в суд.
Не до конца решен вопрос об источниках возмещения затрат на реализацию дополнительных гарантий, принятых во всех соглашениях и договорах. Очевидно, что затраты работодателей на эти цели следует относить на себестоимость производства продукции для исчисления прибыли и налогов на прибыль.
Выводы
1. Государственная политика
регулирования доходов
Государственное регулирование доходов и потребления, используемое в российской переходной экономике, включает как прямые административные меры (трансфертные платежи, социальные гарантии, административное регулирование цен, индексация доходов, прогрессивное налогообложение совокупных доходов и т.п.), так и косвенные экономические меры (налог с продаж, НДС, пошлины и акцизы, налоговые льготы малоимущим, социальные налоги и отчисления во внебюджетные фонды, благотворительные фонды и др.).[1]
2. Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы.
Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов и заработной платы является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги.
Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.
3. В условиях перехода к рынку возрастает значение коллективно-договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представительных органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.
Управление дифференциацией и организацией заработной платы и доходов на основе переговоров и достижение согласованных решений предполагает заключение Генерального, территориальных, отраслевых и профессиональных соглашений, а также коллективных договоров на предприятии (в организации, учреждении). Каждый из уровней соглашений призван решать определенный круг проблем, при переходе от вышестоящего уровня на нижестоящий происходит детализация показателей и параметров согласованных решений по всему кругу социально-трудовых отношений.
Такие проблемы, как определение правового статуса всех видов договоров и соглашений, разграничение функций и полномочий сторон переговоров без ущемления прав каждой из них, обеспечение равенства и паритетности сторон, требуют решения и законодательного закрепления.[4]