Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 11:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов путей повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия по сбыту готовой продукции.
В процессе выполнения работы будут решаться следующие задачи:
- изучение передового опыта в организации сбытовой политики на предприятии;
- анализ сбытовой политики предприятия;
- найти пути по совершенствованию сбытовой политики на предприятии.
Введение__________________________________________________
4
1 Система сбыта на предприятии_____________________________
7
1.1 Сбытовая политика предприятия, ее элементы____________
7
1.2 Виды сбыта, признаки их классификации_________________
10
1.3 Роль посреднических организаций в распределении
продукции___________________________________________
13
1.4 Организация сбытовой сети на предприятии______________
17
2 Анализ организации коммерческой деятельности по сбыту на
МШФ «Вяснянка» и пути ее повышения______________________
22
2.1 Организационно-экономическая характеристика
предприятия _________________________________________
22
2.2 Основные технико-экономические показатели развития
предприятия ________________________________________________
23
2.3 Анализ формирования и выполнения производственной
программы___________________________________________
24
2.4 Анализ рынков сбыта продукции________________________
25
2.5 Пути повышения эффективности коммерческой
деятельности предприятия по сбыту
продукции___________________________________________
27
Заключение_______________________________________________
36
Список использованных источников__________
Содержание
Введение______________________ | 4 |
1 Система сбыта на предприятии___________________ | 7 |
1.1 Сбытовая политика предприятия, ее элементы____________ | 7 |
1.2 Виды сбыта, признаки их классификации_________________ | 10 |
1.3 Роль посреднических организаций в распределении продукции_____________________ |
13 |
1.4 Организация сбытовой сети на предприятии______________ | 17 |
2 Анализ организации коммерческой деятельности по сбыту на МШФ «Вяснянка» и пути ее повышения_____________________ |
22 |
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ______________________________ |
22 |
2.2 Основные технико-экономические показатели развития предприятия ______________________________ |
23 |
2.3 Анализ формирования и выполнения производственной программы_____________________ |
24 |
2.4 Анализ рынков сбыта продукции_____________________ | 25 |
2.5 Пути повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции_____________________ |
27 |
Заключение____________________ | 36 |
Список использованных источников____________________ | 37 |
Приложение А. Отчеты о прибылях и убытках ЗАО МШФ «Вяснянка» за 2007 - 2008 года_________________ |
38 |
Приложение Б. Отчет о движении готовых изделий в ценностном выражении за 2007 год________________________ |
45 |
Приложение В. Отчет о движении готовых изделий в ценностном выражении за 2008 год________________________ |
46 |
Современная экономика характеризуется тем, что место производства и место потребления продукта не совпадают по времени. По времени эти процессы также не следуют непосредственно друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты требуют до 70% розничной цены потребительского товара.
Задачи распределения изготовляемой продукции производитель должен расширить рациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам.
Система сбыта товаров — ключевое звено коммерческой деятельности и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия предприятия полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает его продукцию и услуги.
Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в экономике. Одна из них — это необходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.
Вторая из причин — это борьба за деньги потребителя. Жизнь в условиях изобилия привела сотни миллионов потребителей во всем мире к убеждению, что удобство приобретения товара — неотъемлемая принадлежность нормального образа жизни. А это означает, что потребитель требует хорошего ознакомления с товарным набором; минимума времени на приобретение товара; максимума удобств до, во время и после покупки.
Все эти требования можно выполнить, всемерно развивая сбытовую сеть, приближая ее конечные точки к потребителю, создавая максимум удобств для него в этих точках. И если предприятие сумело это сделать, оно (при прочих равных условиях) привлекло к себе покупателя и добилось преимущества в рыночной борьбе.
Следующая причина — это рационализация производственных процессов. Об этой роли сбытовой сети писали еще экономисты прошлого столетия. Конкретно речь идет о том, что есть ряд финишных операций производства, которые связаны в большей мере не с изготовлением, а с подготовкой товара к продаже (сортировка, фасовка, упаковка). Все эти операции целесообразно осуществлять уже на этапе «завод – потребитель», то есть перед транспортировкой, на складах, в магазинах, в предпродажном процессе; и от своевременности, качества и рациональности их выполнения существенно зависит сбыт как таковой. Соответственно, система сбыта в известной степени втягивает в себя некоторую (иногда довольно значительную) «технологическую составляющую». Сказанное выше оправдывает это: чем ближе и теснее соприкасается товар с покупателем, тем больший смысл возложить на службу сбыта его доработку и подготовку к продаже.
Четвертая причина — это проблемы эффективности рыночного поведения и развития предприятия. Самое важное в познании и удовлетворении потребностей потребителей — это изучать их мнение о товарах предприятия, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работы потребителей. Кто и где может делать это наиболее эффективно? Ответ мировой практики однозначен: прежде всего, это можно делать там, где предприятие непосредственно соприкасается с потребителем, то есть в системе сбыта. И делать это должен персонал, занятый в этой системе.
В качестве одного из важнейших условий продвижения своих сотрудников по административной лестнице многие производители называют их работу в системе сбыта, причем непосредственно в сфере продажи товаров покупателю.
Приведенных причин вполне достаточно, чтобы понять, как важна на предприятии система сбыта и почему в условиях изобильных рынков на нее расходуются огромные средства.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов путей повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия по сбыту готовой продукции.
В процессе выполнения работы будут решаться следующие задачи:
- изучение передового опыта в организации сбытовой политики на предприятии;
- анализ сбытовой политики предприятия;
- найти пути по совершенствованию сбытовой политики на предприятии.
Объектом исследования курсовой работы является ЗАО МШФ «Вяснянка».
Предметом исследования является организация и управление процессами сбыта на предприятии.
Предприятия имеют альтернативы в организации распределения своего продукта. При этом в её основе лежат принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя (либо на построение такой системы распределения, которая была бы эффективна, как для самого предприятия, так и для посредников) и способ её существования, рассматриваемый, как совокупность действий по максимальному приближению товара к целевой группе потребителей (либо наоборот, привлечение потребителей к товару фирмы). Выбор ориентации и способа удовлетворения запросов потребителей и составляет суть «политики» товаропроизводителя в области сбыта.
Сбытовую политику фирмы-изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение потока товаров к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики, капиталы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с функциями, которыми они наделены.
Основными элементами сбытовой политики являются следующие:
- транспортировка продукции — её физическое перемещение от производителя к потребителю;
- доработка продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;
- хранение продукции — организация создания и поддержание необходимых её запасов;
- контакты с потребителями — действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и предприятии, а также сбору информации о рынке. [1, с. 165-173]
Система сбыта продукции —своего рода финишный комплекс во всей деятельности предприятия по созданию, производству и доведению товара до потребителя.
Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия предприятия полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Но все же сбыт продукции необходимо рассматривать как составляющий элемент логистики.
Прежде чем осуществлять непосредственное распределение продукции, надо удостовериться в том, чтобы товар был надлежащего качества, по приемлемой цене, и была проделана работа в области мер продвижения товара.
Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в логистике.
Одна из них — это необходимость.
Вторая из причин — это борьба за деньги потребителя.
Следующая причина — это рационализация производственных процессов.
Об этой роли сбытовой сети писали еще экономисты прошлого столетия. Конкретно речь идет о том, что есть ряд финишных операций производства, которые связаны в большей мере не с изготовлением, а с подготовкой товара к продаже (сортировка, фасовка, упаковка). Все эти операции целесообразно осуществлять уже на этапе «завод – потребитель», то есть перед транспортировкой, на складах, в магазинах, в предпродажном процессе; и от своевременности, качества и рациональности их выполнения существенно зависит сбыт как таковой.
Сказанное выше оправдывает это: чем ближе и теснее соприкасается товар с покупателем, тем больший смысл возложить на службу сбыта его доработку и подготовку к продаже.
Четвертая причина — это проблемы эффективности рыночного поведения и развития предприятия. Самое важное в познании и удовлетворении потребностей потребителей — это изучать их мнение о товарах производителя, конкурирующих товарах, проблемах и перспективах жизни и работы потребителей. Кто и где может делать это наиболее эффективно? Ответ мировой практики однозначен: прежде всего, это можно делать там, где предприятие непосредственно соприкасается с потребителем, то есть в системе сбыта. И делать это должен персонал, занятый в этой системе.
Приведенных причин вполне достаточно, чтобы понять, как важна в коммерческой логистике подсистема сбыта и почему в условиях изобильных рынков на нее расходуются огромные средства. [5, с. 20-23]
Основными принципами сбытовой политики являются:
- постоянная минимизация издержек, связанных с реализацией продукции;
- обеспечение гибкости и адаптивности сбытового подразделения предприятия к условиям внешней и внутренней среды;
- ориентация сбытовой деятельности на перспективу; ориентация на долгосрочные связи с клиентом.
Установлено, что в процессе исследования для успешного управления системой сбыта на предприятии необходимо уделить особое внимание организации товародвижения. Как известно, многие препдряития ставят целью товародвижения обеспечение доставки нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. Ни одна из систем товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара. Максимальный сервис для клиентов подразумевает поддержание больших товарно-материальных запасов, безупречную систему транспортировки и наличие множества складов, - все это способствует росту издержек по распределению. Ориентация на сокращение издержек подразумевает дешевую систему транспортировки, поддержание небольших товарно-материальных запасов и наличие небольшого количества складов.
Для обеспечения эффективного сбыта продукции любому предприятию необходимо иметь торговую сеть, способную справиться с поставленными задачами. Базисом построения торговой системы любого предприятия является структура канала распределения продукции. Канал распределения – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-либо право собственности на конкретный товар или услугу от производителя к потребителю. [12]