Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 11:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов путей повышения эффективности коммерческой деятельности предприятия по сбыту готовой продукции.
В процессе выполнения работы будут решаться следующие задачи:
- изучение передового опыта в организации сбытовой политики на предприятии;
- анализ сбытовой политики предприятия;
- найти пути по совершенствованию сбытовой политики на предприятии.
Введение__________________________________________________
4
1 Система сбыта на предприятии_____________________________
7
1.1 Сбытовая политика предприятия, ее элементы____________
7
1.2 Виды сбыта, признаки их классификации_________________
10
1.3 Роль посреднических организаций в распределении
продукции___________________________________________
13
1.4 Организация сбытовой сети на предприятии______________
17
2 Анализ организации коммерческой деятельности по сбыту на
МШФ «Вяснянка» и пути ее повышения______________________
22
2.1 Организационно-экономическая характеристика
предприятия _________________________________________
22
2.2 Основные технико-экономические показатели развития
предприятия ________________________________________________
23
2.3 Анализ формирования и выполнения производственной
программы___________________________________________
24
2.4 Анализ рынков сбыта продукции________________________
25
2.5 Пути повышения эффективности коммерческой
деятельности предприятия по сбыту
продукции___________________________________________
27
Заключение_______________________________________________
36
Список использованных источников__________
Закупочные конторы представляют собой самостоятельные коммерческие предприятия. Оплата их услуг производится из расчета определенного процента от годовых продаж. Закупочные конторы по характеру деятельности близки к брокерам: предоставляют своим клиентам информацию о движении цен, сведения о потенциальных партнерах, заключают по указанию своих клиентов сделки.
Комиссионеры получают продукцию от изготовителей на принципах консигнации, состоящей в поручении одной стороной (консигнанта) другой стороне (консигнатору) продать товары со склада от своего имени, однако на счет консигнанта, т.е. владельца продукции. Комиссионеры располагают конторой, а также складскими помещениями для приемки, хранения, обработки и продажи изделий. Они иногда предлагают кредит, обеспечивают хранение и доставку продукции, содержат сбытовой персонал. Комиссионеры могут вести переговоры по ценам с потребителями при условии, что цены не будут ниже минимального уровня, определенного изготовителем, а также действовать в условиях аукциона. Они вправе предоставлять различного рода дополнительные услуги: рыночную информацию, помощь в заключении договоров с транспортными компаниями, контроль за качеством товара и др.
Аукционы — один из видов деятельности сбытовых предприятий, осуществляемый чаще всего на рынках бывшего в употреблении оборудования. Операционные расходы аукционов по отношению к продажам составляют около 3%. В нашей стране аукционная форма торговли имеет благоприятные перспективы, учитывая, что объем рынка подержанного оборудования у нас довольно значителен. [5, с. 52-60]
1.4 Организация сбытовой сети на предприятии
Для большинства рынков физическое и/или психологическое расстояние между изготовителями и конечными пользователями таково, что эффективное согласование спроса и предложения требует наличия посредников. Необходимость сбытовой сети обусловлена тем, что изготовитель неспособен принять на себя все обязанности и функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей. Обращение к посредникам означает для фирм потерю контроля над определенными элементами процесса коммерциализации.
Поэтому для фирмы выбор сбытовой сети (каналов распределения) — это стратегическое решение, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, но и с ее собственными целями. Последовательность решения проблем по каналам сбыта приведена на рис. 1.
Сбытовая сеть может быть определена как структура, сформированная партнерами, участвующими в процессе конкурентного обмена, с целью предоставления товаров и услуг в распоряжение индивидуальных потребителей или индустриальных пользователей. Этими партнерами являются изготовители, посредники и конечные пользователи — покупатели. Любой сбытовой канал выполняет определенный набор функций, необходимых для осуществления обмена.
Функции сбыта:
- изучение результатов сегментации рынка и планирования рекламы;
- заключение договоров с потребителями или посредниками;
- учет и контроль выполнения договоров;
- разработка плана отгрузки товаров клиентам;
- определение каналов сбыта;
- организация приема, хранения, упаковки, сортировки и отгрузки товаров клиентам;
- информационное, ресурсное и техническое обеспечение сбыта товаров;
- стимулирование сбыта;
- установление обратной связи с потребителями и регулирование.
Рисунок 1 - Последовательность решений по каналам сбыта
Выполнение рассмотренных функций ведет к возникновению коммерческих потоков распределения между участниками процесса обмена, направленных во взаимно противоположных направлениях. Всего в канале сбыта можно выделить потоки пяти типов:
- поток прав собственности: переход прав собственности на товары от одних собственников к другим;
- физический поток: последовательное физическое перемещение товаров от изготовителя через посредников к конечному потребителю;
- поток заказов: заказы, поступающие от покупателей и посредников и направляемые изготовителям;
- финансовый поток: различные выплаты, счета, комиссионные, которые движутся от конечного пользователя к изготовителю и посредникам;
- поток информации: этот поток распространяется в двух направлениях — сведения о рынке движутся в сторону изготовителя, сведения о предлагаемых товарах по инициативе изготовителя и посредников направляются в сторону рынка.
Таким образом, наличие канала сбыта подразумевает распределение функций и потоков между участниками обмена. Ключевой вопрос при организации сети не в том, должны ли существовать эти функции и потоки, но скорее в том, кто из участников канала будет их выполнять. Можно наблюдать большое разнообразие в распределении функций не только для разных рынков, но и в пределах одного рынка.
Высокий уровень затрат постоянно побуждает предприятия к поиску более совершенных методов сбыта. При этом очевидно, что функции сбыта можно передать, но их нельзя исключить. С точки зрения фирмы, передача указанных функций посредникам оправдана в той мере, в которой они благодаря своей специализации способны выполнять их более эффективно и с меньшими затратами, чем сам производитель. Привилегированное положение сбытовиков (дистрибьюторов) по отношению к производителям обусловлено пятью факторами:
- сокращение числа контактов;
- экономия на масштабе;
- уменьшение функционального несоответствия;
- улучшение ассортимента;
- улучшение обслуживания.
Сокращение числа контактов обеспечивается путем организации торговли через оптового торговца. Приведем пример: товар данной группы изготавливают 3 изготовителя, а потребляют 5 потребителей. Возможны две наиболее простые схемы сбыта товаров:
- без посредников, напрямую — каждый изготовитель связан с каждым потребителем; количество связей при такой схеме равно произведению количества изготовителей на количество потребителей, т.е. 3 х 5 = 15;
- через посредника — каждый изготовитель и каждый потребитель связаны только с посредником; количество связей при такой схеме равно сумме количества изготовителей и количества потребителей, т.е. 3 +5 = 8. Подобная схема сбыта, называемая еще централизованной, более эффективна, так как сокращает число действий, обеспечивающих согласование предложения и спроса.
Экономия на масштабе сбытовых операций получается за счет группировки предложений многих изготовителей. Посредник способен выполнять определенные функции в большем объеме, чем отдельный изготовитель. Например, издержки торгового представителя оптовой фирмы могут быть распределены по нескольким производителям. В результате расходы на выполнение функции продажи уменьшаются по сравнению с вариантом, когда каждый производитель должен иметь свой торговый персонал.
Уменьшение функционального несоответствия между поставками и заказчиками тоже обеспечивается организацией сбыта через посредников. Приобретая крупные количества товаров, обеспечивая их хранение и разбиение на мелкие партии, оптовые и розничные торговцы дают возможность изготовителям и потребителям иметь дело с более удобными для них масштабами поставок. В отсутствие посредников изготовитель должен был выпускать товары мелкими партиями, чтобы адаптироваться к объему заказов, поступающих от отдельных покупателей. Кроме того, он был бы вынужден создавать большие запасы. Если одна организация принимает на себя два разных вида деятельности, например производство и сбыт, оптимальные масштабы для которых различны, она вынуждена осуществить по крайней мере один из этих видов в масштабе, который больше или меньше оптимального. Последствием этого будет повышение издержек в сравнении со случаем, когда оба действия выполняются раздельно на своем оптимальном уровне.
Улучшение ассортимента товаров — одно из требований потребителей. Ассортимент, предлагаемый изготовителем, в большей мере определяется требованиями однородности в производстве, применяемыми сырьевыми материалами, технологическими знаниями и т.д., тогда как ассортимент, интересующий покупателя, диктуется ситуацией потребления и взаимозаменяемостью товаров. Обычно потребителям нужны разнообразные товары в небольших количествах, тогда как изготовители производят ограниченный набор товаров в больших объемах. Следовательно, роль посредников состоит в обеспечении разнообразия товаров, чтобы покупатели могли в одной сделке приобрести несколько товаров, сэкономив на этом свое время и необходимые усилия. Аналогичная экономия создается и для изготовителя. Например, фирма, специализирующаяся на инструментах определенного вида, не сможет открыть собственные магазины, если не начнет предлагать в них широкий ассортимент товаров, обычно имеющихся в магазинах этого типа. Очевидно, что торговцу легче обеспечить этот ассортимент, обратившись к нескольким изготовителям, особенно если они являются конкурентами.
Улучшение обслуживания покупателя обеспечивается, когда этим занимается посредник, т.к. он ближе к покупателю, лучше знает местные условия и условия применения товара. Посреднику легче приспособиться к местным условиям, обеспечить лучшее послепродажное обслуживание и другие услуги. Однако это превосходство посредников не является непоколебимым. В условиях конкуренции посредникам постоянно приходится повышать качество услуг и снижать издержки. [6, с. 15-27]
2 Анализ организации коммерческой деятельности по сбыту на
предприятии и пути ее повышения
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Фирма «Вяснянка» — бывшая швейная фабрика им. Володарского, основана в 1929 году, ныне Закрытое акционерное общество Могилевская швейная фирма «Вяснянка».
ЗАО МШФ «Вяснянка» входит в состав концерна «Беллегпром» и является одним из крупнейших субъектов хозяйствования в швейной промышленности республики по выпуску швейных изделий в Беларуси и странах СНГ.
Продукция фирмы «Вяснянка» — это высококачественная верхняя женская и мужская одежда:
- зимние и демисезонные женские пальто и полупальто;
- утепленные и демисезонные мужские пальто и полупальто;
- женские и мужские куртки;
- женские костюмы, жакеты, брюки, юбки.
Несколько лет подряд «Вяснянка» удерживает переходящий приз за высокое качество изделий - «Лучший экспортер года», присуждаемый Белоруской ТПП.
В арсенале фирмы - награды международного уровня:
- Диплом на Международной выставке «Индустрия моды» - г. Санкт-Петербург, 2009 г.;
- Диплом за высокое качество выпускаемой продукции на Федеральной оптовой ярмарке «Текстильлегпром» - г. Москва, 2009 г.;
- Диплом на Международной специализированной выставке «Style Fashion» - г. Ростов-на-Дону, 2009 г.;
- Диплом за лучший дизайн стенда на выставке-ярмарке по оптовой продаже- г. Минск, 2009 г.;
- Диплом на Международной выставке-ярмарке «Белорусские товары» — г.Смоленск, 2009 г.;
- Диплом за высокое качество и современный дизайн выпускаемой продукции на республиканской ярмарке «Сделано в Беларуси» — г. Минск, 2009 г.
Предприятие имеет большой опыт работы с западными фирмами. Сегодня на постоянной основе работает с фирмами из Германии, Америки, Голландии, Англии, Канады, Чехии.
На фирме «Вяснянка» внедрена и действует система менеджмента качества проектирования, разработки и производства верхней одежды пальтово-костюмного мужского и женского ассортимента, женского плательного ассортимента, соответствующая требованиям СТБ ИСО 9001-2001 года. Получен сертификат соответствия. [7]
2.2 Основные технико-экономические показатели развития
предприятия
Ниже представлена динамика основных экономических показателей деятельности ЗАО МШФ «Вяснянка», по которой в какой-то степени можно судить об успешности сбытовой политики исследуемого объекта:
Таблица 2 – Динамика основных экономических показателей
деятельности ЗАО МШФ «Вяснянка»
Наименование показателей | 2007 г, млн.руб. | 2008г, млн.руб. |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг | 10447,8 | 11846,4 |
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации продукции | 614,6 | 865,0 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) | 9833,2 | 10981,5 |
Себестоимость реализованной продукции | 10398,8 | 10985,9 |
Прибыль (убыток) за отчетный период | 504,0 | 417,5 |
Операционные доходы | 5356,8 | 4974,4 |
Операционные расходы | 3556,6 | 3772,3 |
Внереализационные доходы | 171,3 | 174,8 |
Внереализационные расходы | 479,9 | 612,5 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | 1507,6 | 1009,7 |
Чистая прибыль | 123,1 | 3,5 |