Правила сертификации туристских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:25, контрольная работа

Описание

В условиях нестабильной ситуации в мировой экономике, потребители внимательней относятся к выбору туристических фирм, агентов, гостиниц и т.д. Поэтому наличие сертификата на осуществление туристской деятельности, соответствие качества обслуживания государственным стандартам повышают конкурентоспособность туристического предприятия. Поэтому данная тема сейчас особенно актуальна.
Целью написания курсовой работы ставится изучение аспектов сертификации гостиничного бизнеса в РФ. Задачи: изучить теоретические основы сертификации; рассмотреть организацию деятельности по сертификации туристских услуг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования
туристских услуг………………………………………………………..5
Классификация туристических услуг………………………….5
Национальные стандарты в сфере туристских услуг…………6
Теоретические аспекты сертификации………………………....8
Правила проведения сертификации в РФ…………………….12
2. Практические аспекты сертификации……………………………..17
2.1. Проведение сертификации туристского предприятия………...17
Заключение…………………………………………………………….20
Приложения……………………………………………………………22
Список использованных источников………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

сертификация готов.docx

— 266.38 Кб (Скачать документ)

Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям[2].

Сертификация позволяет  реализовать единый подход к оценке качества различных объектов, дает возможность гарантии стабильного  выпуска продукции или предоставления услуг необходимого уровня качества, поскольку охватывает не только собственно качество продукции или услуги, но и организацию производства. В  итоге развитая национальная система  сертификации призвана защищать потребителей от низкокачественной, а то и просто вредной для его здоровья продукции.

Введение сертификации туристского  продукта, гармонизированной с международными правилами на соответствие требованиям  стандартов, - необходимое условие  интеграции России в мировое туристское пространство.

Сертификация в сфере услуг является добровольной.

В отличие от обязательной сертификации (которая связана с  безопасностью, охраной окружающей среды, здоровья потребителя и т.д.), цель добровольной сертификации - создание условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции или выполняемой работы (услуги), а также для получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов кредитования и страхования.

С 1 июля 1995 года Госстандартом  России введена обязательная сертификация туристских услуг и услуг гостиниц, а также предприятий питания. На данный момент (с какогото года) сертификация туристских и гостиничных услуг имеет добровольный характер.

Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, утвержденные постановлением Госстандарта России от 14.10.94 № 18, разработаны на основе Правил по проведению сертификации в РФ (утверждены постановлением Госстандарта России от 16.02.94 № 3) и основополагающих документов Системы сертификации ГОСТов России. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц устанавливают общие правила, организационную структуру, схемы сертификации и порядок проведения работ по сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, соответствуют Законам РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», руководству ИСД/МЭК 2, стандартам ИСД 8402 и ИСД 90042.

Сертификацию туристских услуг и услуг гостиниц осуществляют органы по сертификации, аккредитованные  в установленном порядке и  зарегистрированные в Росстандарте, являющимся национальным органом по сертификации и ведущим общероссийский реестр выданных сертификатов соответствия. Непосредственную работу по организации сертификации в каждой сфере осуществляет соответствующий центральный государственный орган сертификации.

Функции органов по сертификации могут выполнять предприятия  и организации, отвечающие требованиям  независимости и компетентности, а также имеющие аттестат аккредитации, лицензию и не менее двух аккредитованных экспертов в штате, аттестованных для проведения этих работ.

В сфере туристских услуг  и услуг гостиниц указанные функции  возложены на Госкомспорт России. Система сертификации туристских услуг  и услуг гостиниц является открытой для участия в ней предприятий  и организаций различных форм собственности, предпринимателей, заинтересованных в деятельности по сертификации данных услуг.

Нормативными документами  при сертификации туристских услуг  и услуг гостиниц могут быть межгосударственные стандарты, государственные стандарты  России, а также другие документы (правила, СНиПы, СанПиНы, инструкции), утвержденные органами государственного управления, которые устанавливают обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья туристов и окружающей среды, сохранности имущества туристов, соответствия услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения[2].

При добровольной сертификации заявитель сам определяет документы, на соответствие требованиям которых  проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом  по сертификации, аккредитованным в  системе.

В настоящее время в системе ГОСТ Р при сертификации туристских услуг и услуг гостиниц используются четыре схемы сертификации. Для гостиниц и прочих мест проживания при проведении сертификации Росстандартом рекомендована схема № 4: аттестация предприятия. Аттестация предприятия подразумевает оценку состояния материально-технической базы предприятия, номенклатуры и качества предоставляемых услуг, квалификации персонала.

Обязательным условием сертификации гостиниц и других мест проживания является документальное подтверждение (наличие заключений) соответствующих  государственных служб (пожарной, санитарной, технического и других органов надзора), осуществляющих контроль за безопасностью в пределах своей компетенции. Предприятия питания при местах проживания также должны иметь сертификат соответствия на требования безопасности.

В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» при сертификации гостиниц по схеме № 4, предприятию присваивается определенная категория («звезда»). Если гостиница не отвечает требованиям, достаточным для присвоения категории («звезды»), но соответствует требованиям безопасности, выдается сертификат соответствия только требованиям безопасности.

Для гостиниц знаком соответствия категории служит «звезда» (ГОСТ Р 50645-94), которая проставляется на сопроводительных документах (путевках, квитанциях, карточках гостя, рекламных проспектах и других материалах), выдаваемой потребителю, а также на вывесках.

На должностных лиц  и предпринимателей может быть наложен  штраф за предоставление несертифицированных услуг и несанкционированное использование знака соответствия[3,4].

Порядок проведения сертификации (подача заявки, в том числе выбор  схемы, методика проведения сертификационной проверки, выдача сертификата соответствия, заключение договора на инспекционный  контроль) определен в нормативных  документах системы ГОСТов России.

    1. Правила проведения сертификации в РФ

В России порядок осуществления сертификации деятельности содержит несколько этапов:

  • подача заявки на сертификацию;
  • получение решения по заявке (в т.ч. выбор схемы);
  • отбор, идентификация образцов и их испытания;
  • оценка производства (если это предусмотрено схемой сертификации);
  • анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);
  • выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
  • осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
  • корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;
  • информация о результатах сертификации.

Подача заявки на сертификацию и принятие решения  по заявке.

Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку (см. Приложение А) в соответствующий орган по сертификации. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указываются схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров), которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.

Отбор, идентификация  образцов и их испытания.

Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как  у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Заявитель представляет необходимую  техническую документацию к образцу (образцам), состав и содержание которой  устанавливается в порядке сертификации однородной продукции.

Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока  годности продукции или срока  действия сертификата. Конкретные сроки  хранения образцов устанавливаются  в документах, устанавливающих порядок  сертификации однородной продукции,

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата.

Заявитель представляет в  орган по сертификации документы, указанные в решении по заявке.

После проверки представленных документов орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.

Оценка производства.

 В зависимости от  схемы сертификации (см. Приложение Д) проводится анализ состояния производства продукции, сертификация производства или системы качества.

Результаты анализа состояния  производства отражают в заключении, которое учитывают при выдаче сертификата.

Сведения (документы) о проведенном  анализе состояния производства, сертификации производства или сертификации системы качества указывают в  сертификате на продукцию.

Выдача сертификата  соответствия.

Орган по сертификации после  анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества (если это  установлено схемой сертификации), анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

В сертификате указывают  все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.

Сертификат может иметь  приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав.

При отрицательных результатах  оценки соответствия продукции орган  по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с  указанием причин.

При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция  соответствует требованиям нормативных  документов, установленных для данной продукции.

При внесении изменений в  конструкцию (состав) продукции или  технологию ее производства, которые  могут повлиять на соответствие продукции  требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который  принимает решение о необходимости  проведения новых испытаний или  оценки производства этой продукции.

В сопроводительной технической  документации, прилагаемой к сертифицированной  продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной  сертификации и указывается номер  и дата выдачи сертификата.

Применение знака  соответствия.

Услуга, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе.  

Инспекционный контроль за сертифицированной услугой.

Инспекционный контроль за сертифицированной услугой проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие системы качества, стоимость проведения инспекционного контроля и т.д.

Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие  виды работ:

  • анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;
  • создание комиссии для проведения контроля;
  • проведение испытаний и анализ их результатов;
  • оформление результатов контроля и принятие решений.

Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором  дается оценка результатов испытаний  образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и  возможности сохранения действия выданного  сертификата.

Информация о работе Правила сертификации туристских услуг