Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИБЫЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Понятие прибыли предприятия. 4
1.2. Формирование прибыли. 7
Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия 8
1.3. Функции прибыли. 9
1.4. Планирование прибыли методом прямого счета. 11
1.5.
1.6
1.7
Планирование прибыли аналитическим методом.
Планирование прибыли методом совмещенного расчета
Распределение прибыли
13
14
17
2
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
19
2.1.
Понятие рентабельности.
19
2.2. Показатели рентабельности. 21
2.2.1. Рентабельность продукции. 25
2.2.2. Рентабельность вложений предприятия. 26
2.3. Общая рентабельность. 26
2.4.
Методика анализа общей рентабельности.
29
2.5. Порог рентабельности. 29
2.6. Запас финансовой прочности. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35

Работа состоит из  1 файл

курсовик по экономике предприятия.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

    Прибыль (убыток) до налогообложения есть, по существу, прибыль (убыток) от обычной  деятельности, так как налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли полученной. 

Схема формирования бухгалтерской  прибыли (убытка) предприятия

    
Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг
    -
    НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п.,

    

 налоги  и обязательные платежи их  выручки

    -
    
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
     
    Валовая прибыль
    
-
    Коммерческие  расходы
    
-
    Управленческие  расходы
    
+/-
    
Прибыль (убыток) от продаж
    +
    Проценты  к получению (+), проценты к уплате (-)
    
+
    Доходы  от участия в других организациях
    
-
    Прочие  операционные доходы
    
+
    Прочие  операционные расходы
    
-
    
Внереализационные доходы
     
    
Прибыль (убыток) до налогообложения
    -
    Налог на прибыль и другие аналогичные  платежи
    
    Прибыль (убыток) от обычной деятельности
    
+/-
    Чрезвычайные  доходы (+), чрезвычайные расходы (-)
    
    Чистая  прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)

    Показатель, обозначенный как прибыль (убыток) от обычной деятельности, есть чистая прибыль от обычной деятельности, т. е. чистая прибыль без учета чрезвычайных доходов и расходов. 

    1.3. Функции прибыли 

    Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции:

    • Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).
    • Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).
    • Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).

    Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

    Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема проданной продукции  и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

    Таким образом, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия  с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

    Содержание  стимулирующей функции прибыли  состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

    Стремление  к получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При  развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

    Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.

    Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает  в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. 
 

    1.4. Планирование прибыли методом прямого счета 

        Определяющая роль прибыли требует  правильного ее исчисления. От  того, насколько обоснованно определена  плановая прибыль, во многом  будет зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность предприятия.

        Расчет плановой прибыли должен  быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.

        Многообразие форм и направлений  деятельности предприятий и существующая система налогообложения требует раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется:

    1. прибыль от реализации товарной продукции;
    2. прибыль от реализации прочей продукции нетоварного характера;
    3. прибыль от реализации имущества;
    4. прибыль от внерелизационных доходов.

        Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

    Экономически  обоснованное определение размера  прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме этого, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.

    Прибыль (убыток) от продаж представляет собой  валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.

    При расчете планового размера прибыли (убытка) от продаж используют производственные показатели. Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли — метод прямого счета и аналитический, которые применяют с определенными ограничениями и сегодня.

    Метод прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

    При этом используют формулу: 

    П = В - 3 или П = П1 + П2 – П3, 

    где П — прибыль;

          В — выручка от реализации  продукции по оптовым ценам;

          3 — полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы;

    П1, П2 — соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года;

    П3 — прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

    Прибыль в переходящих остатках готовой  продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку эти остатки учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости и уровня рентабельности к себестоимости за 4 квартал соответственно отчетного и планового года.

    Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия. При определении выручки «по оплате» остатки готовой продукции включают:

    • готовую продукцию и товары для перепродажи на складе;

    • товары отгруженные, но не оплаченные покупателями и заказчиками, в том числе товары на ответственном хранении.

    Если  учетная политика предприятия определяет моментом реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализованной готовой продукции представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе.

Информация о работе Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия