Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИБЫЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Понятие прибыли предприятия. 4
1.2. Формирование прибыли. 7
Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия 8
1.3. Функции прибыли. 9
1.4. Планирование прибыли методом прямого счета. 11
1.5.
1.6
1.7
Планирование прибыли аналитическим методом.
Планирование прибыли методом совмещенного расчета
Распределение прибыли
13
14
17
2
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
19
2.1.
Понятие рентабельности.
19
2.2. Показатели рентабельности. 21
2.2.1. Рентабельность продукции. 25
2.2.2. Рентабельность вложений предприятия. 26
2.3. Общая рентабельность. 26
2.4.
Методика анализа общей рентабельности.
29
2.5. Порог рентабельности. 29
2.6. Запас финансовой прочности. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35

Работа состоит из  1 файл

курсовик по экономике предприятия.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

    Прямой  счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

    а) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

    б) составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

    в) исчисления плановой себестоимости  и договорных цен по несравнимой  продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;

    г) установления цен реализации выпускаемой продукции.

    Большим недостатком метода является то, что  он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде. 

    1.5. Планирование прибыли аналитическим методом 

    Аналитический метод. Он находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).

    С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции  прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле: 

    П = Т(100-З)/100, 

    где П — валовая прибыль от выпуска  товарной продукции;

    Т — товарная продукция в ценах  реализации предприятия;

    3 — затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

    Для определения общей суммы валовой  прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.

    Аналитический метод применяют при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана.

    К аналитическому методу относят также  планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Это разновидность аналитического метода расчета прибыли. Базовая рентабельность — отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме тог, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.                    

    При помощи показателя базовой рентабельности исчисляют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

    При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий.

    1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения (в %).

    2. Определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница — сумма прибыли (убытка) от изменения себестоимости.

    3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента.

    4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1 сорта принимают за 100%, цену 2 сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1 сорта и т. д.

    5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продукцию, на которую введены новые цены, в ценах реализации, умножая на изменение цен (в процентах).

    6. Исчисление прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Себестоимость переходящих остатков умножают на рентабельность в 4 квартале отчетного и планового года.

    7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыли в переходящих остатках готовой продукции и вычитают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.

    8. Определение прибыли по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.

    9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.

    Для исчисления конечного финансового  результата, кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов. 

    1.6. Планирование прибыли  методом совмещенного  расчета 

        В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

        Исчисление оптимальной величины  прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.

        Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.

        Кроме вышеназванных, существуют  методы финансового анализа, применяемые с целью оперативного и стратегического планирования. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость-объем-прибыль», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.

        Ключевыми элементами операционного анализа служат:

    1)  производственный (операционный) рычаг;

    2)  порог рентабельности;

    1. запас финансовой прочности предприятия.

        Использование этих ключевых  элементов в системе операционного  анализа базируется, в частности,  на сопоставлении выручки от  реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные) и смешанные.

        Известно, смешанные затраты в  среднем составляют небольшой  удельный вес в структуре себестоимости,  что позволяет сосредоточить  внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изме6нения переменных или постоянных затрат.

        На использовании данного тезиса  базируются обоснования ряда  методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде.

        Часто используются методы, основанные  на «эффекте производственного  рычага», под которым в предпринимательской  терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.

        То есть чем выше удельный  вес постоянных затрат и соответственно  ниже удельный вес переменных  затрат при неизменной сумме  выручки от реализации, тем сильнее «эффект производственного рычага», - и наоборот.

        Когда же выручка от реализации  снижается, сила воздействия «рычага»  возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, то есть каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.

        При возрастании выручки от  реализации, если порог рентабельности  пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.

        Сила воздействия «производственного  рычага» в значительной степени  зависит от уровня фондоемкости, то есть чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.

        Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего  наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности.

        Порог рентабельности – это  такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, то есть  

Прибыль = Валовая маржа  – Постоянные затраты = 0  

или, что  то же

Порог рентабельности = Постоянные затраты/Валовая  маржа в относительном выражении 

        Разница достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, то есть 

Запас финансовой прочности =

= Выручка от реализации  – Порог рентабельности         

        Сила воздействия операционного  «рычага», как уже отмечалось, зависит  от относительной величины постоянных издержек.

        Так, для предприятий, отягощенных  производственными фондами, высокая  сила операционного «рычага»  представляет значительную опасность:  в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса  и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

        Рассмотренные выше методы определения  прибыли создают возможность  при их применении планировать  на перспективу размеры прироста  прибыли, определять напревления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.

 
 
 
 

1.7. Распределение прибыли 

        Распределение и использование прибыли является важным процессом, обеспечивающим как потребности развития предприятия, так и формирование доходов государственного бюджета.

        Механизм распределения прибыли  должен быть построен таким  образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

        В зависимости от объективных  условий на различных этапах  развития украинской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли – как до перехода к рыночным отношениям, так и условиях их развития – является обеспечение оптимального соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

        Предприятия имеют право использовать  полученную прибыль по своему  усмотрения, кроме той ее части, которая подлежит обязательному налогообложению и другим направлениям в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, возникает объективная необходимость в оптимальной системе распределения прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Информация о работе Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия