Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИБЫЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Понятие прибыли предприятия. 4
1.2. Формирование прибыли. 7
Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия 8
1.3. Функции прибыли. 9
1.4. Планирование прибыли методом прямого счета. 11
1.5.
1.6
1.7
Планирование прибыли аналитическим методом.
Планирование прибыли методом совмещенного расчета
Распределение прибыли
13
14
17
2
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
19
2.1.
Понятие рентабельности.
19
2.2. Показатели рентабельности. 21
2.2.1. Рентабельность продукции. 25
2.2.2. Рентабельность вложений предприятия. 26
2.3. Общая рентабельность. 26
2.4.
Методика анализа общей рентабельности.
29
2.5. Порог рентабельности. 29
2.6. Запас финансовой прочности. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35

Работа состоит из  1 файл

курсовик по экономике предприятия.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

     Наиболее  распространенными показателями в  практике отечественных предприятий являются:

     Рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

     Рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;

     Рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.

     Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.

     Рентабельность  производствапр) определяется по формуле: 

                                 Рпр  = (Пп/(ОПФ+НОС))*100%,                                   

     где Пп - прибыль предприятия, руб.;

          ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

           НОС - нормируемые оборотные средства, руб.

     Рентабельность  реализованной продукциип) определяется по формуле:

                                 Рп = (Пк.в/КВ)*100%,                                                                   

     где Пк.в - годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;

             KB - капитальные вложения, руб.

     Рентабельность  оборота0) определяется по формуле: 

                                            Ро=(Пп/В)*100%,                                                

     где В - выручка от реализации продукции, руб.

     Рентабельность  текущих активовт а) определяется по формуле: 

                                             Рт.а=(Пч/ТА)*100%,                                          

     где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

            ТА - средняя величина текущих активов, руб.

     Рентабельность  собственного капиталаск) определяется по формуле:

                                            Рс.к=(Пч/СК)*100%,                                            

     где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

     Рентабельность  изделияи) определяется по формуле: 

                                            Ри=(Пед/С)*100%,                                               

     где Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;

            С - себестоимость изделия, руб.

     Рентабельность  инвестированного капиталаик) определяется по формуле:

                                           Ри.к=(Пп/ИК)*100%,                                          

     где ИК - средний инвестированный капитал, руб.

     Рентабельность основных фондово.ф) определяется по формуле: 

                                            Ро.ф=(Пп/ОФ)*100%,                                        

     Рентабельность  заемных средствз.с) определяется по формуле: 

                                           Рз.с=(Пз.с/ЗС)*100%,                                          

     где Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;

            ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.

     Рентабельность  активова) определяется по формуле: 

                                            Ра=(Пч/СА)*100%,                                           

     где СА - средняя величина активов, руб.

     Рентабельность  совокупных вложений капиталас.в.к) определяется по формуле:

     Рс.в.к=((Рз.сч)/ИК)*100, 

     где Рз.с расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;

            ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.

     Рентабельность  инвестицийи) определяется по формуле 

     Ри= (Пп/(В-КО))*100%, 

     где В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;

            КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.

     Рентабельность  товарной продукциитп) определяется по формуле: 

     Рт.п= (Ппт.п)*100%, 

     где Ст.п_ себестоимость товарной продукции, руб.

     Для расчета рентабельности отраслей экономики  в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

     Для того чтобы предприятие могло  эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).

     В основе стратегии развития лежит  стратегия роста прибыли. Она  формируется:

  • на основе данных анализа использования прибыли в прошлых периодах (это ретроспективный анализ);
  • на основе оценки потребности прибыли на текущий период и в перспективе;
  • на базе принятых управленческих решений о стратегии развития предприятия (данные решения реализуются в конкретных инвестиционных проектах).

     Резервы роста прибыли - это неиспользуемые возможности предприятия, возможность  уменьшения издержек производства и  реализации продукции.

     При определении потребности предприятия  в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления из прибыли первоочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

  • налога на недвижимость;
  • процентов по банковскому инвестиционному кредиту;
  • возвращаемой части кредита банку;
  • возвращаемой части коммерческого кредита (для приобретения основных фондов) и т.д.

     Максимальная  потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов  собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия. 

    2.2.1. Рентабельность продукции 

    Рентабельность  продукции показывает, сколько прибыли  приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

    Показатель  рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

  1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
  2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
 

    2.2.2. Рентабельность вложений предприятия 

    Рентабельность вложений предприятия - это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

    Среди показателей рентабельности предприятия  выделяют 5 основных:

    1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

    2.Рентабельность  вложений по чистой прибыли;

    3.Рентабельность  собственных средств, позволяющий  установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

    4.Рентабельность  долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.        

    5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.  

    2.3. Общая рентабельность 

    Рентабельность  предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному, говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов * 100 и деленной на активы.

Информация о работе Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия